Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы диагностики потребностей и мотивов




Диагностики потребностей и мотивов взаимосвязаны, но не тождественны. Каждому мотиву соответствует свой вклад в реализацию той или иной потребности, но с другой стороны, мотивы, связанные с определенной потребностью, не являются простой суммой, а могут образовывать некоторую иерархическую систему с доминированиями на разных ее уровнях.

Мотивы и мотивационные процессы пронизывают все сферы личности, поэтому существует множество разнообразных показателей, по которым можно диагностировать мотивы и потребности. Рассмотрим эти показатели.

В процессе восприятия возможно искажение объекта под воздействием мотивационных тенденций. Например, значимые объекты могут казаться больше, чем они есть на самом деле, к ним проявляется повышенная восприимчивость (чувствительность). Эти особенности восприятия позволяют диагностировать мотивы человека. Мотивы можно выявить также исходя из того, как человек структурирует, классифицирует и организует свое пространство и поступающую к нему информацию (более значимая информация занимает приоритетное место) [25, с. 199-200].

Если вы оглянетесь вокруг себя, то увидите, что окружающие вас объекты имеют разную эмоциональную окраску. Какие-то объекты эмоционально притягивают вас, какие-то отталкивают. Такого рода заряженность объектов К. Левин назвал валентностью. Валентность может быть положительной (притяжение), а может быть отрицательной (отталкивание). По тому, какую валентность имеют для человека те или иные объекты, можно диагностировать его мотивы. Объекты, не связанные с актуальной мотивацией, будут либо иметь слабый эмоциональный заряд, либо будут восприниматься абсолютно нейтрально.

Мотивы проявляются также в продуктах воображения и фантазии, в сновидениях. Очень часто то, что человек не может получить в реальной жизни, он получает в своих фантазиях и сновидениях. Потребность можно представить как заряженную систему, стремящуюся к разрядке (к достижению удовлетворения). Если человек сталкивается с препятствиями и не может удовлетворить потребность, она начинает разряжаться, формируя желаемые образы в грезах и сновидениях. Неосознанные, неудовлетворенные потребности проявляют себя в жизни человека в виде ошибочных и навязчивых действий, описок, оговорок и т. д.

Настойчивость при столкновении с преградой (величина усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды) также может характеризовать силу мотивационных тенденций, определяющую его действия. О силе того или иного мотива свидетельствует также время принятия решения в ситуации мотивационного конфликта при выборе среди альтернатив.

Временные параметры также позволяют установить силу тех или иных мотивов и потребностей:

а) количество времени, посвящаемое определенной активности (реальное распределение времени);

б) количество времени, желаемое для определенной активности (желаемое распределение времени);

в) количество времени, затрачиваемое на обсуждение, разговоры и т. п. по темам, соответствующим актуальной мотивации.

Диагностировать мотивы и потребности можно по характеру свободного выбора активности в экспериментальной ситуации, по эффективности выполнения деятельности (при прочих равных условиях в определенных пределах более сильной мотивационной тенденции соответствует больший уровень эффективности соответствующей деятельности или поведения). Мотивыможно установить по характеру свободных ассоциаций (причинная обусловленность содержания и количества ассоциаций актуальной мотивационной тенденции), особенностям наблюдения за поведением других: а) в смоделированной ситуации; б) в естественной обстановке. О мотивах свидетельствует содержание самонаблюдения за своим поведением, содержание и интенсивность эмоциональных реакций [25, с. 199–200].

При диагностике можно воспользоваться:

1) интервью, анкетами с прямыми вопросами типа: «Почему Вы сделали так-то и так-то?», «Ради чего Вы поступили подобным образом?» и т. п. Можно также применить перечни потребностей, мотивов, интересов, ценностей, из которых обследуемый должен сделать выбор более или менее соответствующих его потребностям, мотивам, интересам, ценностным ориентациям. Подобные методы позволяют в основном судить лишь о «кажущихся мотивах», причинных стереотипах, ценностных ориентациях. Это обусловлено тем, что ситуации, как правило, носят гипотетический характер; ряд потребностно-мотивационных тенденций не осознаются человеком, т. е. для этого требуется реализация специальной деятельности, высокий уровень развития личности;

2) личностными опросниками, позволяющими реконструировать потребности и мотивы обследуемого по данным самооценок поведения (Q-данные), которые напрямую не соотносятся с потребностно-мотивационными тенденциями, но эмпирически с ними связаны. Как и в случае анкетирования и интервью, возникают проблемы с фактором социальной желательности и защитной мотивации;

3) экспертными оценками на основе перечисленных выше индикаторов потребностно-мотивационных тенденций или опросников (L-данные);

4) проективными тестами и репертуарными методиками, которые основаны на принципе психологической проекции (T-данные) [25, с. 201].

Полная диагностика требует, как известно, привлечения трех типов данных: Q- (самооценочные анкеты), T- (объективные тесты) и L-данные (например, экспертные оценки).

К наиболее популярным методикам диагностики мотивов и потребностей относятся: список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS), форма по изучению личности Д. Джексона (PRF), опросник для измерения результирующей мотивации достижения (RAM) А. Мехрабиана.

Список личностных предпочтений А. Эдвардса (EPPS) представляет собой личностный опросник, предназначенный для оценки мотивационных тенденций личности. Выявление личностных предпочтений опрашиваемого происходит на основе сравнения двух высказываний, из которых он должен выбрать то, которое его лучше всего характеризует. Опросник состоит из 225 пар сравнений, образующих 15 шкал: 1. Мотивация достижения. 2. Принятие авторитетов. 3. Любовь к порядку. 4. Демонстративность. 5. Автономия (независимость). 6. Аффилиация (терпимость к другим). 7. Самовосприятие. 8. Принятие опеки. 9. Доминирование (самоутверждение). 10. Чувство вины. 11. Готовность опекать других. 12. Радикализм (толерантность к новому). 13. Стойкость в достижении целей. 14. Гетеросексуальность. 15. Агрессивность.

Пример задания (необходимо выбрать из пары наиболее соответствующее себе высказывание):

51. А. Я люблю делать то, что мне удается наилучшим образом.

Б. Мне доставляет удовольствие помогать другим, тем, кто менее удачлив, чем я.

Опросник включает шкалу «лжи», основанную на сравнении идентичности выборов в одних и тех же парах высказываний под разными номерами. По результатам опроса строится личностный профиль обследуемого, в котором количественно представлена степень выраженности диагностируемых мотивационных тенденций [7, с. 389].

Опросник для измерения мотивации достижения (RАМ) Мехрабиана имеет две формы: для мужчин и для женщин (A. Mehrabian, 1969). Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху и избегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.

Проективные методики диагностики потребностей и мотивов – это подгруппа проективных методик, ориентированных на диагностику потребностно-мотивационной сферы личности, позволяющих определить, на что направлена активность индивида. В основе таких методик лежит принцип психологической проекции и анализ продуктов воображения и фантазии. Наиболее эффективно такие методики используются для диагностики глубинных потребностно-мотивационных образований.

Наиболее популярными для исследования и диагностики потребностно-мотивационной сферы личности являются такие классические проективные тесты, как тематической апперцепции тест Г. Мюррея (ТАТ), тест фрустрации С. Розенцвейга, тест Л. Сонди, тест цветовых выборов М. Люшера и т. п.

Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга была предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Стимульный материал методики состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.

Тест Сонди был опубликован Л. Сонди в 1939 г. Стимульный материал теста состоит из 48 стандартных карточек с портретами психически больных людей (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая шизофрения, параноидная шизофрения, депрессия и мания). Карточки-портреты разделены на 6 серий по 8 в серии (по одному портрету от каждой категории больных). Обследуемому предлагают во всех сериях портретов выбрать по два наиболее и наименее понравившихся. При интерпретации полученного материала исходят из того, что если четыре или более портретов одной категории больных получили благоприятную или неблагоприятную оценку, то данную «диагностическую область» следует признать значимой для обследуемого. Считается, что выбор портретов зависит прежде всего от инстинктивных потребностей. Отсутствие выбора свидетельствует об удовлетворенных потребностях, а неудовлетворенные, действующие с большой динамической силой, приводят к позитивному или негативному выбору. В случае позитивного выбора речь идет о потребностях, которые признаются, а негативный выбор указывает на задержанные, подавленные потребности [7, с. 308].

В основе теста М. Люшера лежит предположение о том, что выбор цвета человеком отражает его направленность на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние, наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета (хотя в настоящее время есть 8, 16 и 32-цветовые варианты, в том числе и компьютерные, методики Люшера).

Основные цвета:

1) синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) сине-зеленый – чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) оранжево-красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) светло-желтый – активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый; 7) черный; 8) серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.

Психолог, проводящий обследование, должен перемешать все карточки и положить их перед испытуемым цветовой поверхностью вверх. Испытуемый должен выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Затем испытуемый выбирает из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторяя процедуру до последнего цвета, психолог затем переписывает номера карточек в разложенном порядке.

Через 2–3 мин выбор цветов испытуемым повторяется, при этом ему необходимо пояснить, что он не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй – действительное. В результате тестирования получается восемь позиций: первая и вторая – явное предпочтение (обозначаются + +); третья и четвертая – предпочтение (обозначаются x x); пятая и шестая – безразличие к цвету (обозначаются = =); седьмая и восьмая – антипатия к цвету (обозначаются - -).

При оценке положения основных цветов учитывается, что если они занимают позицию далее пятой, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, имеют место тревожность, негативное состояние.

Основные цвета, по мнению М. Люшера, символизируют следующие психологические потребности: 1) (синий) – потребность в удовлетворении, спокойствии, устойчивой положительной привязанности; 2) (зеленый) – потребность в самоутверждении; 3) (красный) – потребность активно действовать и добиваться успеха; 4) (желтый) – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1–5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые; если они в 6–8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) – еще одна оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизированного измерительного теста и индивидуализированной проективной техники.

Особенностью этой методики является специфический стимульный материал – юмористические фразы, – который позволяет экспериментально реализовать психодиагностические возможности метода тематической свободной классификации. Стимульный материал представляет собой текст из 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем, а 40 фраз являются многозначными. Испытуемые в зависимости от собственной апперцепции усматривают в них то одну, то другую тему. Процедура проведения теста исключительно проста и оперативна. Занимает всего от 15 до 25 мин. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому классифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: "Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему." По ходу работы психодиагност должен предоставить испытуемому максимальную свободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя как безусловно оправданное всякое решение ("В данном случае вы эксперт, вам виднее").

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает названия выделенным классам. Как правило, уже по этим названиям диагносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс; 3) пагубные пристрастия; 4) деньги; 5) мода; 6) карьера; 7) семейные неурядицы; 8) социальные неурядицы; 9) бездарность в искусстве; 10) человеческая глупость.

Сам подсчет тестового балла не сводится к применению ключей, диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с нормами, в данном случае сравниваются показатели мотивационных тем внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенные и т. д. [20, с. 180].

Таким образом, при диагностике мотивации могут использоваться: метод экспертных оценок, личностные опросники, проективные методики. При использовании того или другого метода возникают различные трудности. Если использование анкет и личностных опросников нередко сопровождается феноменами фальсификации испытуемыми ответов (социальная желательность, эффекты фасада и др.), то проективные методики практически не поддаются стандартизации, сложны для интерпретации ответов испытуемых, очень слабо формализуются и отличаются низкой надежностью (невозможность получить аналогичный или близкий к первому обследованию результат при повторных обследованиях).

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Чем потребности отличаются от мотивов?

2. По каким индикаторам (показателям) можно диагностировать мотивы?

3. Назовите наиболее популярные методики, позволяющие изучать мотивационную сферу личности человека.

4. Каким образом тест юмористических фраз (ТЮФ) позволяет выявлять иерархию мотивов человека?

5. Как знание мотивов человека может помочь во взаимодействии с ним?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...