Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Этические нормы психодиагностики.

Тема 1. История и предпосылки становления психодиагностики как отрасли псих науки.

 

- Морозов. Это область псих науки разрабатывающая принципы пути и приемы распознания оценки и измерения индивид псих особенностей личности.

 

Осн способ измерения и оценки – Тест.

 

1921 г. Г.Рохшер. Диагностический тест – понятие п-ки.

 

Синоним псих. Тестирования.

Ф. Гальтон, Эбингауэр.

Предпосылки: - развитие экспериментал психологии Фехнера и Вундта;

- возникновение дифференциал психология (1896г.)

Свойства и качества изучались изолированно на первых этапах развития п-ки.

- развитие прикладной психологии (Штерн) – различие между псих воздействием и псих диагностики. Принцип единства психодиагностики и развития личности.

- интенсивное развитие тестологии. Науки создания тестов разных типов (см. работы Шмелева). Основатель Джеймс МакКинли. Ввел термин тест.

 

В России – Сеченов(рефлекторная теория); Павлов; Бехтерев (связь псих деят-ти с мозгом); конец 19века первые экспериментальные лаборатории.

 

Первые попытки оценить личность в целом.

 

2 осн периода развития п-ки в России:

1) нач 20х до сер 30х гг ХХв. Период массового применения тестов в народном образовании в проф отборе и проф ориентации. П-ка активно развивалась в рамках психотехники. (как отрасль психологии труда). Широкое заимствование иностранных тестов. Самостоятельно разрабатываемые методы п-ки не имели достаточного теоретического и экспериментального обоснования, а результаты тестовых исследования рассматривались как решающие при оценке личности.

 

2) с конца 60х гг. Главная задача – преодоление разрыва между теорией и практикой, между академическими теориями личности и реальностью ее исследования.

3) + современный (компьютерное тестирование).

 

 

Области применения:

(функции: когнит, регулят,коммуникат)

- диагностика способностей

- коррекция поведения

- диагностика проф пригодности

- оценка личности + выявление отклонений в развитии детей и решение ?? о направлении детей в спец школы.

 

 

Методологические основы

Промежут положение между других псих дисциплин.

Всегда учение о системе и способах изучения.

Диагностика псих развития основывается на целостном подходе реализуемом посредством следующих методов: 1) комплексный метод изучения и диагностики псих развития, - в этом случае используются наоры разных методик относящимся к различным показателям развития. ) структурно системный метод изучения и диагностики псих развития, - в этом случае на основе теории и экспериментально-психологич исследованиях механизмов развития и связей между различными его сторонами строится модель целого внутри которой выделяюься компоненты этого целого.

 

Этот метод направлен на выявление обобщенных показателей психического развития.

 

Среди таковых выделяют: показатели общего псих развития (базовые) – развитие ведущей направленности, развитие структуры деятельности, развитие псих. Механизмов сознания;
показатели умственного развития – действия с особым абстрактно-обобщенным содержанием, использование средств замещающих реальное предметное действие, выполнение действия во внутреннем плане;

Показатели развития конкретных видов деятельности. – общие показатели развития конкретного вида деятельности, показатели успешности в конкретных видах деятельности.

 

Основные понятия психодиагностики

Псих диагноз –конечный результат деятельности психолога направленной на описание и выяснение сущности индивид псих особенностей личности, с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций определяемых задач псих-диагностич обследования. Модель прогнозирования свойств личности их развития. Предмет – установление индпсих различий в норме и в патологии. Симптоматический. Этиологический. Высший уровень диагноза это типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной динамической картине личности.

 

Прогноз – делается на основании диагноза и говорит о том при каких условиях в каком направлении в какой степени возможны изменения имеющегося уровня и особенностей развития тех или иных псих качеств личности. По Выготскому эффективность прогноза зависит от умения глубоко понять внутреннюю логику процесса развития и на основе прошлого и настоящего наметить путь развития.

Методы и методики.

 

Методика определяется исходя из целей и задач диагностики.

Информация, получаемая из методики должна полностью давать ответ на проблему поставленную при диагностике.

Методики должны быть из проверенных источников.

К числу основных требований при выборе психодиагностических методик относят наличие сведений об их надежности, важности, репрезентативности.

Организация психодиагностической деятельности психолога должна быть основана на принципах:

1) Принцип теоретической обоснованности применения метода и интерпретация его результатов должны осуществляться строго в соответствии с методологической основой.

2) Принцип информативности предполагает информированность психолога о сущности актуальных проблем испытуемого, организации в которой он работает. А также наличие постоянной обратной связи по вопросам результативности диагностической деятельности психолога.

3) принцип самостоятельности и активности. Требует от психолога инициативности в диагностической практике, умение выбирать или формулировать проблему на основе полученной информации.

4) принцип связи диагноза и прогноза. Каждый диагностический прием должен иметь определенное прогностическое значение.

5) принцип обеспеченности психодиагностическими средствами, наличие разнообразного спектра методик.

Требования применяемые к пользователям методик.

Для психологов:

1. Отвечает за решения принимаемые на основе тестирования, обеспечивая соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики.

2. Обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза применяя параллельно стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

3. Обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик исследования.

4. Соблюдение конфиденциальности информации полученной от испытуемого.

5. Хранит профессиональную тайну.

К специалистам, не являющиеся психологами:

1. Выбор методики осуществляется после консультирования с психологом.

2. Если использование методики требует общих знаний по психодиагностике, то надо либо пройти подготовку, либо изменить методику.

3. сохранение профессиональной тайны, следовать всем этическим нормативам по отношению к испытуемым, и др. 3 лицам.

Этические нормы психодиагностики.

Этические нормы психодиагностики это комплекс мер и принципов по защите интересов обследуемых лиц.

Они включают наиболее общие правила обследования предупреждающие неоправданное некомпетентное использование методик психодиагностики. Является кодексом профессиональной этики психолога или другого специалиста принимающим участие в проведении обследования:

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц использующих психодиагностические методики.

2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности.

4. Принцип объективности.

5. принцип конфиденциальности.

6. Принцип психопрофилактического изложения результатов.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.