Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка урока литературы по теме «Сонеты Шекспира»

 

Цели урока: познакомить учащихся с особой стихотворной формой, получившей широкое распространение и достигшей небывалого расцвета в эпоху Возрождения; создать условия для творческой работы самих учеников над завершением незаконченного сонета.

Оформление урока.

На доске написана тема урока и размещены портреты Данте, Микеланджело, Петрарки, Ронсара, Шекспира, записаны слова: “сонет” и “соната”, схемы композиции и рифмовки классического сонета и сонета Шекспира.

Подготовлен раздаточный материал для каждого ученика: неоконченный сонет Шекспира №65 и 13-й сонет Петрарки.

Ход урока

Звучит фрагмент из “Патетической” сонаты Бетховена

Учитель:

– Как вы думаете, почему урок, посвященный сонету – одной из поэтических форм – мы начали с сонаты Бетховена? Есть ли что-то общее между сонатой и сонетом?

– Да, вы абсолютно правы, слова “сонет” и “соната” – однокоренные и произошли от латинского слова “СОНАРЭ”, которое в переводе значит “звучать”, “звенеть” В поэзии эта своеобразная стихотворная форма из 14 строк возникла в Сицилии в 13 веке. Как каноническая форма сонет достиг своего совершенства в эпоху Возрождения в творчестве Данте и особенно Петрарки. Замечательные сонеты писал также Микеланджело. Из Италии сонет пришел во Францию, где утвердился как классическая форма стиха в поэзии Ронсара в XII веке. Почти в это же время в Англии пишет сонеты Шекспир.

Сейчас мы услышим несколько сонетов названных нами поэтов. Начнем с сонета Данте Алигьери, которого называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения. Большинство своих сонетов он посвятил Беатриче Портинари, любовь к которой зародилась у Данте, когда он был девятилетним мальчиком, и длилась всю жизнь. Это была любовь издалека. Глубоко затаенная, она питалась лишь редкими случайными встречами, мимолетным взглядом возлюбленной, ее беглым поклоном. А после смерти Беатриче (она умерла совсем молодой в 1290 году) любовь становится трагедией.

(Ученица читает 15-й сонет Данте)

Не менее прекрасный образ возлюбленной Лауры создает в своих сонетах Франческо Петрарка. Двадцатитрехлетний Петрарка встретил двадцатилетнюю Лауру весной 1327 года. Она была замужем за другим человеком. Двадцать один год после этой встречи воспевал Лауру поэт в своих сонетах и канцонах. Стихи, в которых поэт воспевал свою страсть к Лауре, он подразделил на 2 цикла: первый цикл “На жизнь мадонны Лауры”, второй “На смерть мадонны Лауры”. В образе этой женщины для Петрарки слились вся красота, все совершенство, вся мудрость мира. Она – и женщина, которую поэт самозабвенно любит, и символ славы, о которой он мечтает, и высочайшее выражение поэзии, которой он служит. В стихах Петрарки рождается ренессансное понимание любви – могучей силы, способной раскрыть все богатства личности, наполнить всю жизнь, нести радость и муки. Такова она – любовь новой эпохи. Чувственная и духовная, грозная и милостивая, дарующая свет и несущая страдание, для каждого иная, всякий раз неповторимая, индивидуальная, но всегда торжествующая.

(Ученица читает 13-й сонет Петрарки, затем ученикам выдается его текст)

Благословен и год, и день, и час,

И та пора, и время, и мгновенье,

И тот прекрасный край, и то селенье,

Где был я взят в полон двух милых глаз;

Благословенно тайное волненье,

Когда любви меня настигнул глас,

И та стрела, что в сердце мне впилась,

И этой раны жгучее томленье.

Благословен упорный голос мой,

Без устали зовущий имя донны,

И вздохи, и печали, и желанья;

Благословенны все мои писанья

Во славу ей, и мысль, что непреклонно

Мне говорит о ней – о ней одной!

Учитель:

– Попробуем, опираясь на текст сонета Петрарки, определить особенности композиции и рифмовки классического итальянского сонета.

Итак, сонет состоит из 14 строк, разделенных на 2 четверостишия (катрена) и на 2 трехстишия (терцета). Стих чаще всего одиннадцатисложный (реже десятисложный). Катрены строятся на двух четверках рифмы, располагающихся обычно так: абба/абба. Терцеты строятся чаще всего на трех парах рифм с такой схемой: ввг/дгд

При этом, если а – женская рифма, то б – мужская, в – мужская, г – женская, д – мужская. Если а – мужская, то наоборот.

Таким образом, создается безупречный и продуманный строй сонета. В катренах при охватной рифмовке одни и те же рифмы то сближаются, то расходятся, давая стройную игру “ожиданий”. В терцетах строй меняется, чем создается разнообразие. Единство рифмы в катренах подчеркивает единство темы, которая должна быть в первом катрене поставлена, во втором развита, с тем, чтобы в первом терцете было дано “противоречие”, а во втором “разрешение”, синтез мысли или образа, увенчанный заключительной формулой, последней строкой, “замком” сонета.

Шекспир несколько видоизменил классический сонет. Сохраняя в общем внутреннюю сонетную композицию, он писал сонеты из трех катренов и завершал их одним двустишием, содержащим основную мысль. Схема рифмовки в них тоже иная. Написав 154 сонета, Шекспир словно вступал в соперничество с великими мастерами лирики. Он стремился не столько сравняться с ними, сколько отличиться от них новизной и оригинальностью ситуаций и образов. Написанные на протяжении ряда лет, по-видимому, между двадцатью восемью и тридцатью четырьмя годами, “Сонеты” неоднородны. Многие из них, особенно начальные, посвященные другу, несут печать явной идеализации, тогда как более поздние поражают той же силой психологической правды, какая свойственна лучшим драмам Шекспира. Но при всех внутренних различиях между отдельными группами сонетов, объединяет их общность поэтического принципа. Обретя полное владение формой этих маленьких лирических стихотворений, Шекспир смело вводит в них образы и сравнения, почерпнутые из всех сфер жизни, включая и прозаическую повседневность. Шекспир усилил драматизм сонетной поэзии и больше своих предшественников приблизил лирику к реальным чувствам людей.

(Подготовленные ученики читают несколько сонетов Шекспира: 90, 91, 130.)

Учитель:

– Ну а теперь, когда мы познакомились с основными принципами построения сонета, испытаем свои творческие возможности – допишем незаконченный сонет Шекспира, создадим “замок” сонета, заключительные две строки, которые должны содержать главную мысль стихотворения.

(Ребятам раздаются листы с незавершенным сонетом Шекспира (№65) и они работают над его завершением)

Уж если медь, гранит, земля и море

Не устоят, когда придет им срок,

Как может уцелеть, со смертью споря,

Краса твоя – беспомощный цветок?

Как сохранить дыханье розы алой,

Когда осада тяжкая времен

Незыблемые сокрушает скалы

И рушит бронзу статуй и колонн?

О, горькое раздумье!.. Где, какое

Для красоты убежище найти?

Как, маятник остановив рукою,

Цвет времени от времени спасти?..


Заключение

 

В работе нами была рассмотрена тема «Изучение лирики в школе на примеров сонетов Шекспира».

Анализ лирического текста в школе - проблема сложная, так как изучение лирики, рода литературы в высшей степени условного, тонкого, к сожалению, часто бывает лишь поверхностным.

В худшем случае, на уроке литературы пересказывают лирическое стихотворение, в лучшем - анализируют композицию и изобразительно-выразительные средства языка лирического текста, нередко не вдумываясь в их функциональное назначение. Но школьник только тогда достигнет глубин восприятия лирики, когда уяснит ее родовую специфику.

Чаще всего основным признаком лирики мы называем ярко выраженную эмоциональность, наличие «чувства». Кроме того, по утверждению Н.А. Добролюбова, «чтобы иметь значение пред судом ума, поэтическое произведение необходимо должно заключать в себе мысль». Однако и наличие чувства, и присутствие мысли еще не образуют специфики лирики. Ее отличительная черта - способ развития, оформления художественной мысли и чувства, так называемый образ-переживание, который находит воплощение в особом словесном выражении. Для лирической поэзии, особенно новейшего времени, исключительно важное значение приобретает конкретная «словесность» образа, при которой слово - и материал, и содержательная форма. В лирическом образе, выраженном в слове, сохраняется «душевное движение», пафос, страсть, мысль автора.

Известный тютчевский афоризм «мысль изреченная есть ложь» воплощает в себе идею «невыразимости» переживания, неадекватности и недостаточности слова для выражения внутреннего состояния. Однако, когда процесс высказывания, «изречения» мысли становится актом поэтического творчества, в котором талант, преображая состояние духа в слове, делает его искусством, то искусное, мастерски сделанное произведение тем глубже прячет эту искусственность, чем сильнее талант.

Особенностью восприятия лирики старшими подростками становится их психическое и эстетическое развитие. В 7 - 8 классах наступает пора нравственного самоуглубления личности. Отношение к лирическому тексту тоже делается личностным и субъективным. Порой даже авторский замысел заслоняется собственными переживаниями, пробужденными искусством, обостренным вниманием к нравственным категориям

В школьных программах по литературе в 7 - 8 классе заметен интерес к лиро-эпическому жанру, чистой лирики почти нет, а если она и включается, то на уровне обсуждения, а не изучения, где глубина работы с текстом ограничивается выявлением читательских впечатлений.

Именно поэтому, мы считаем, что изучение сонетов Шекспира целесообразно планировать в 7-8 классах начальной школы.

 


Список использованной литературы

 

1. Байбородова Л.В. Обучение литературе в средней школе. – М.: Владос, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум-М, 2004.

3. Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: Учебник. – М.: Академия, 2007.

4. Браже Т.Г. О литературе в школе: книга для учителя. – М.: МИРС, 2008.

5. Егорова Н.В. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.

6. Жижина А.Д. Преподавание литературы на продвинутом этапе в средней школе (в контексте целостной системы непрерывного литературного образования): автореферат дис.. д-ра филол. наук: 13.00.02 / А.Д. Жижина; Центр филол. образования Ин-та содержания и методов обучения РАО.— М., 2005.

7. Иванова Э.И. Изучение зарубежной литературы в школе.5-9кл.: Метод.пособие / Э.И. Иванова,С.А. Николаева. – М.: Дрофа, 2008.

8. Комарова В.П. Творчество Шекспира. – М.: Филологический факультет СПбГУ, 2001.

9. Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. – М.: Эксмо, 2007.

10. Марченко Е.М. К проблеме адекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися младшего школьного и подросткового возраста // Педагогика искусства. - 2008. - № 3. - С. 53-69.

11. Мацыяка Е.В. Литература: Книга для преподавателя: Методическое пособие. – М.: Академия, 2008.

12. Раилко Н.С. Открытые уроки литературы. 5-8 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

13. Роговерс Е.С. Русская и зарубежная литература в школьном изучении. – М.: САГА Форум, 2007.

14. Турьянская Б.И. Литература в 7 классе: Урок за уроком / Б.И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л.А. Холодкова.— 3-е изд. — М.: Рус. слово, 2002.

15. Федченкова М.Л. Содержательный компонент школьного литературного образования (проблемы и перспективы литературного развития учащихся) // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 3. - С. 104-109.


[1] Комарова В.П. Творчество Шекспира. – М.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – с. 54.

[2] Комарова В.П. Творчество Шекспира. – М.: Филологический факультет СПбГУ, 2001. – с. 49.

[3] Байбородова Л.В. Обучение литературе в средней школе. – М.: Владос, 2008. – с. 72.

[4] Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум-М, 2004. – с. 38.

[5] Марченко Е.М. К проблеме адекватного восприятия произведений разных видов искусства учащимися младшего школьного и подросткового возраста // Педагогика искусства. - 2008. - № 3. - С. 56.

[6] Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: Учебник. – М.: Академия, 2007. – с. 43.

[7] Жижина А.Д. Преподавание литературы на продвинутом этапе в средней школе (в контексте целостной системы непрерывного литературного образования): автореферат дис.. д-ра филол. наук: 13.00.02 / А.Д. Жижина; Центр филол. образования Ин-та содержания и методов обучения РАО.— М., 2005. – с. 26.

[8] Браже Т.Г. О литературе в школе: книга для учителя. – М.: МИРС, 2008. – с. 64.

[9] Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум-М, 2004. – с. 47.

[10] Ланин Б.А. Методика преподавания литературы. – М.: Эксмо, 2007. – с. 85.

[11]Иванова Э.И. Изучение зарубежной литературы в школе.5-9кл.: Метод.пособие / Э.И.Иванова,С.А.Николаева. – М.: Дрофа, 2008. – с. 71.

[12] Роговерс Е.С. Русская и зарубежная литература в школьном изучении. – М.: САГА Форум, 2007. – с. 81.

[13] Браже Т.Г. О литературе в школе: книга для учителя. – М.: МИРС, 2008. – с. 71.

[14] Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: Учебник. – М.: Академия, 2007. – с. 56.

[15] Мацыяка Е.В. Литература: Книга для преподавателя: Методическое пособие. – М.: Академия, 2008. – с. 116.

[16] Турьянская Б.И. Литература в 7 классе: Урок за уроком / Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова.— 3-е изд. — М.: Рус. слово, 2002. – с. 37.

[17] Егорова Н.В. Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2009. – с. 84.

[18] Раилко Н.С. Открытые уроки литературы. 5-8 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – с. 50.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...