Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплина: Психодиагностика




3ПП6 (оч. ф. об.)

Преподаватели: Бенькова О.А.

Мартынова М.А.

Семинарское занятие №1

Тема: Введение в психодиагностику

Вопросы для обсуждения:

1. Психодиагностика как область психологии.

2. Место психодиагностики в системе психологических наук.

3. Категориальный аппарат психодиагностики (диагностические признак и категория, практическое обследование и научное дифференциально-диагностическое исследование, психологический диагноз, психодиагностический профиль, норма).

4. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

Основные понятия: психодиагностика, диагностический признак, диагностическая категория, психологический диагноз, психодиагностический профиль, норма, практическое обследование, научное дифференциально-диагностическое исследование.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Постройте схему, которая бы отражала особенности взаимосвязи психодиагностики с другими отраслями психологической науки. Подготовьтесь к ее обсуждению на занятии.

 

Основная литература:

1) Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию: учеб. пособ. - М.: Речь, 1994.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003.

3) Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичес­кой диагностике. - СПб.: Питер, 2006.

4) Общая психодиагностика: учеб. пособ. / под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. М.: Речь, 2000.

5) Психологическая диагностика: учебник для вузов / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003.

6) Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и раз­витие личности: монография. - М.: Владос, 1999.

7) Шмелёв А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятию «психодиагностика». От какого слова происходит этот термин? Раскройте два основных значения этого термина.

2. Расскажите о способах диагностики состояний человека, которые использовались людьми в древности. С какой целью они применялись?

3. В чем заключается сущность диагностической деятельности психолога?

4. Каким образом психодиагностика связана с другими отраслями психологической науки? Чем обусловлена подобная взаимосвязь?

5. Что понимают под категориальным аппаратом науки? Какие понятия входят в категориальный аппарат психодиагностики?

6. С какой целью в психодиагностику введено понятие «норма»? Что понимают под нормой?

7. В чем различие между практическим обследованием и научным дифференциально-диагностическим исследованием?

8. Что понимают под психологическим диагнозом?

9. Что понимают под психодиагностическим профилем? На основе каких данных может быть построен психодиагностический профиль?

10. Какие профессионально-этические принципы обязан соблюдать психолог-диагност? Каким образом, на ваш взгляд, можно устранить факт доступности обычным людям достаточно серьезных психодиагностических методик?

11. В каком случае психолог-диагност имеет право предоставить другим людям информацию, которая была получена им в ходе диагностического обследования?

Семинарское занятие №2

Тема: Методологические основы психологической диагностики

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие методики.

2. Методика и тест, сравнительный анализ.

3. Функции методик и тестов.

4. Параметры и критерии диагностики.

5. Измерения с использованием методик и тестов.

Основные понятия: методика, тест.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Выполните приведенное ниже задание. Подготовьтесь к его обсуждению на занятии. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

- Психолог стремится собрать как можно больше информации по конкретному случаю для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологических свойств, для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.

- Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.

- Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

- Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.

- Другая разновидность метода предполагает оценку психики и поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых делают вывод об изучаемом качестве.

Литература:

1) Анастази А. Психологическое тестирование: моногра­фия. СПб.: Питер, 2003.

2) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер,2006.

3) Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.

4) Общая психодиагностика / под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина. М.: Издательство МГУ, 1988.

5) Общая психодиагностика. – (Методические указания). /Авт.-сост. О. В. Белова. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

6) Психодиагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2005.

7) Психологическая диагностика: проблемы и исследования / под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

8) Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: "Авиценум", 1978.

9) Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: монография. М.: Владос, 1999.

10) Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: учеб. пособ. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятиям «тест» и «методика».

2. В чем заключается сходство, а в чем различие между понятиями «тест» и «методика»?

3. С именем какого ученого-психолога связаны введение тестового метода?

4. Раскройте вклад А. Бине в создание и разработку тестового метода?

5. Перечислите основные функции методик и тестов.

6. С какой целью могут применяться тесты? С какой целью могут применяться методики?

7. Выделите сильные и слабые стороны тестового метода. Каких ошибок должен избегать психолог, который намерен использовать этот метод в своей работе?

8. Охарактеризуйте основные измерения, которые проводятся с помощью методик и с помощью тестов.

Семинарское занятие №3

Тема: Этапы психодиагностического исследования

Вопросы для обсуждения:

1. Этапы исследования.

2. Постановка психологического диагноза.

3. Объекты диагноза.

4. Диагноз как показатель профессионализма психолога.

5. Оптимизация психологического диагноза.

6. Психологический прогноз.

Основные понятия: этапы психодиагностического исследования,психологический диагноз, психологический прогноз.

Задания для самостоятельной работы:

1. Найти и выписать определения основных понятий, заявленных к семинарскому занятию. Подготовиться к их обсуждению на занятии.

2. Выполните приведенное ниже задание. Подготовьтесь к его обсуждению на занятии. Имеет ли, на ваш взгляд, право на существование термин «психологический диагноз»? обобщите смысл приведенных фрагментов, дайте определение психологическому диагнозу. Чем он отличается от медицинского?

- В практической психологии термин «диагноз» получил распространение в предельно широком и неопределенном значение – как констатация количественной или качественной характеристики признака.

- В зарубежной психологии и психометрии понятие «диагноз» является производным от процедур тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятельного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагностика определяется как «идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов».

- В работах, посвященных детскому развитию, Л.С. Выготский поставил вопрос о сущности и специфике психологического диагноза на основе практики педологического консультирования. Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: подмену психологического диагноза медицинским и склонность к эмпирическому описанию проявлений неблагополучия («пересказу жалоб»). Вопрос о психологическом диагнозе он предлагал рассматривать в контексте возрастной периодизации, специфики развития на разных возрастных ступенях, учета особенностей всего психологического онтогенеза. Особое место при этом занимает выявление каузально-динамических связей с источниками и условиями возникновения неблагополучия.

- Л.С. Выготский не ставил в центр психологического диагноза негативные или болезненные проявления даже в случае аномалий развития. Он писал: «Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности». В практическом плане это означало необходимость двустороннего анализа: как в направлении «расчленения психологических функций», так и по линии установления «сложных структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности ребенка». В более поздних работах Л.С. Выготский указанные требования к возрастному диагнозу дополнил тезисом о необходимости анализа зоны ближайшего развития.

- Понятие психологического диагноза сближается с понятием прогноза развития. В рамках консультативной практики говорят об условно-вариативном прогнозе, имея в виду возможные линии дальнейшего развития ребенка в случае реализации различных условий.

Литература:

1) Абрамова Г.С. Практическая психология: учеб. пособ. М.: Академический проект, 2001.

2) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: монография. СПб.: Питер, 2003.

3) Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003.

4) Зинченко В.П. Субъективные заметки о психодиагностике // Развитие личности. 2001. №3-4. С. 121-123.

5) Общая психодиагностика: учеб. пособ. / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Речь, 2000.

6) Психологическая диагностика: учебник для вузов / под М. К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2003.

7) Шванцара Й. Диагностика психического развития: монография. Прага: Авиценум, 1978.

Контрольные вопросы:

1. Какие этапы в проведении психодиагностического обследования выделяют ученые-психологи? Охарактеризуйте деятельность психолога-диагноста на каждом этапе.

2. Что понимают под психологическим диагнозом? Какой информацией должен располагать специалист для его постановки?

3. Что выступает в качестве объектов психологического диагноза?

4. Что оказывает влияние на точность постановки психологического диагноза психологом?

5. Может ли точность постановки психологического диагноза выступать в качестве показателя профессионализма психолога?

6. Как вы думаете, возможно ли по мере накопления опыта психологом определение диагноза «с ходу», «с первого взгляда на обследуемого»?

7. Что понимают под оптимизацией психологического диагноза? Каким образом протекает этот процесс?

8. Что понимают под психологическим прогнозом?

9. Каким образом взаимосвязаны психологический диагноз и психологический прогноз? Может ли точность постановки психологического диагноза оказать влияние на психологический прогноз?

Семинарское занятие №4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...