Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема XIV. Познание (гносеология)




План.

§1.Гносеология как теория познания.

§2. Проблемы гносеологии в истории философии.

§3. Особенности познавательных способностей человека.

§4. Субъект и объект познания.

§5. Философское учение об истине. Теории истины. Критерии истины.  Абсолютная и относительная истины.

 

 

Основные понятия: гносеология, сенсуализм, истина, абсолютная истина, относительная истина, практика, представление, ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, теория,корреспондентская теория истины,прагматистская теория истины, конвенциалистская теория истины, когерентная теория истины, интуиция,

 

 

Самостоятельная работа

Задание №1: Прочитайте текст. Сделайте краткий конспект, ответьте на контрольные вопросы.

 

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, к какому философу XVII - XVIII вв. она относится, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

Темы эссе

Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание №1: прочитайте фрагмент текста французского материалиста Ламетри «Человек – машина». Законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

Вопросы к тексту

Задание №2: прочитайте фрагмент текста Ж.-Ж. Руссо « Об общественном договоре…». Законспектируйте главные тезисы. Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

Вопросы к тексту

Контрольные вопросы

1. Каково место гносеологии в философском знании?

2. Каковы основные формы чувственного познания?

3. Каковы основные формы рационального познания?

4. В чем суть спора рационализма и сенсуализма? Каковы аргументы сторон?

5. Существует ли абсолютная истина?

6. Какие существуют теории истины?

7. Что такое практика, и какую роль она играет в процессе познания?

8. Какова роль интуиции в процессе познания?

9. Существует ли предел познаваемости мира?

 

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: определите, каким мыслителям Нового времени принадлежат следующие понятия:

Задание №2: заполните таблицу.

       
       
       
       
       
       
       
       

Задание №3:

Задание №4: составьте сравнительную таблицу: «Онтологические позиции новоевропейской философии» (плюрализм, монизм, дуализм).

       
       
       
       

Библиографический список

Основной

 

Дополнительный

1. \ Айдянин В.Ф. Система понятий и принципов гносеологии / В.Ф. Айдянин. – Л., 1991.

2. Айзенк Г. Объяснение необъяснимого: Тайны паранормальных явлений / Г. Айзенк, К. Сарджент. - М., 2001.

3. Алексеев П.В. Теория познания и диалектика / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Высшая школа, 1991.

4. Белов В.А. Ценностное измерение науки / В.А. Белов. - М., 2001.

5. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество / Б.С. Грязнов. – 2-е изд. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

6. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание / В.А. Лекторский. - М., 1980.

7. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы / Л.А. Микешина. – М.: Прогресс-Традиция, 2002.

 

 

ТЕМА XV. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

План.

§1. Наука как вид духовного производства.

§2. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

§3. Метод и методология научного познания.

§4. Научные традиции и научные революции.

§5. Научная рациональность. Типы научной рациональности.

 

Основные понятия: наука,метод, методология, эксперимент, научный факт, гипотеза, теория, парадигма, индукция, дедукция, научное предвидение, научная рациональность.

 

Самостоятельная работа

 

Задание №1: прочитайте текст Законспектируйте его, ответьте на контрольные вопросы.

 

Работа с цитатами

Задание: прочитайте цитату, определите, ктоиз классических немецких философов ее автор, дайте интерпретацию данному высказыванию, опираясь на пройденный материал.

1.

Темы эссе

1. 

Работа с философским текстом: самостоятельное/ индивидуальное задание

Задание №1: прочитайте фрагмент из текста Перескажите текст. Ответьте на вопросы ниже. Сделайте собственные выводы.

Вопросы к тексту

Контрольные вопросы

1. Каково место науки в духовном производстве?

2. В чем специфика эмпирического уровня познания?

3. В чем специфика теоретического уровня познания?

4. Что такое метод? Что такое методология?

5. В чем специфика общелогических методов познания?

6. В чем особенность научных методов познания?

7. Какое место в науке занимает научная традиция?

8. Каким образом осуществляются научные революции?

9. Какие существуют типы научной рациональности?

Работа в малых группах/самостоятельная работа

Задание №1: заполните таблицу.

       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание №2: заполните таблицу.

       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание №3: заполните таблицу.

       
       

Библиографический список

Осноовной

Дополнительный

1. Степин В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, В.А. Розов. – М., 1995.

2. Дынич В.И. Вненаучное знание и современный кризис научного мировоззрения / В.И. Дынич, М.Л. Емельяшевич, Е.Л. Толкачев, Л.М. Томильчик // Вопр. философии. -1994. - № 9.

3. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.

4. Капица П.Л. Эксперимент. Теория. Практика / П.Л. Капица. - М., 1987.

5. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки / А.С. Кравец. - Воронеж, 1993.

6. Кравец А.С. Методология науки / А.С. Кравец. - Воронеж, 1991.

7. Кун Т. Структура научных революций / Томас Кун. - М., 1977.

8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ / И. Лакатос. - М., 1995.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...