Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что ты стремишься сделать для этого?

Методические рекомендации. Взрослому необходимо обратить внимание на ответы детей с точки зрения самооценки и уровня притязаний.


ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2

 

1. Результаты изучения самооценки

10% детей характерен неадекватно низкий или заниженный уровень самооценки. Такие дети способны поставить себя только на низкую ступеньку. Они обладают наиболее высоким уровнем тревожности. 40% детей характеризуется средний уровнем самооценки (ставят себя на нижнюю ступеньку только 1 раз). Адекватно высокий уровень самооценки характерен для 40% детей: такие дети ставят себя на верхние ступеньки, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считают, что оценка других людей такая же, либо несколько ниже. Неадекватно высокий или завышенный уровень самооценки характерен для 27% детей: дети ставят себя только на высокую ступеньку, не обосновывая свой выбор реальными поступками и оценкой со стороны других.

2. Результаты изучения отношения к сверстнику

Низкий уровень коммуникативности отмечен нами у 17% детей. Слабовыраженная инициативность (0-1 балл) говорит о неразвитости потребности в общении со сверст­никами или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2-балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении. Половина дошкольников (50%) характеризуется средним уровнем развития коммуникативности. Такие дети положительно относятся к сверстникам, редко выступают инициаторами конфликтов

Высокий уровень коммуникативности характерен для 33% детей: такие дети чувствительны к воздействиям сверстников, доброжелательны, у них развиты сочувствие и сопереживание. Как правило, такие дети являются популярными в группе дошкольников.

Корреляционный анализ установил наличие тесной положительной связи между самооценкой дошкольника и его отношением к сверстнику (при r=0,51).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, мир эмоции, чувств и нравственных переживаний у дошкольника тесно взаимосвязаны. В общении детей формируется их способность выражать свои чувства, давать им оценку, развивается способность к сочувствию, сопереживанию. «Коммуникативная глухота», то есть невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника, их потребностям может стать причиной конфликтов в дошкольном возрасте, и негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка.  

В связи с этим на первый план выходит стратегия эмоционально-нравственного воспитания дошкольника, направленная не только на осознание своих качеств и переживаний, усвоение правил и норм поведения, но в первую очередь на развитие сопричастности, чувства общности с другими, в целом на формирование доброжелательного отношения к людям

Изучение взаимосвязи отношения к себе и отношения к сверстнику позволило установить наличие тесной положительной связи между самооценкой дошкольника и его отношением к сверстнику (при r=0,51). Это значит, что при адекватно высокой самооценке наблюдается доброжелательное отношение к сверстнику, готовность ему помочь, выражены способности к сочувствию и сопереживанию. Наоборот, дети с низкой и неадекватно завышенной самооценкой невосприимчивы к потребностям другого, для них характерен низкий уровень коммуникативности, который проявляется в неумении сопереживать, такие дети агрессивны, обидчивы, демонстративны, не умеют уступать. Низкий уровень коммуникативности выражается в неразвитости эмоциональной сферы, неумении сдерживать свои эмоции.

Таким можно считать доказанной гипотезу о том, что неадекватной самооценке в дошкольном возрасте соответствует низкий уровень коммуникатитвности, который проявляется в недоброжелательном отношении к сверстнику.

По результатам исследования была разработана системы занятий в игровой форме, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. - Новосибирск: ГЦРО, 2000.

2. Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

4. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - № 4. - С. 168–179.

5. Волоков В.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит. изд. центр Владом, 2003. - 256 с.

6. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов/В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. -288с

7. Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. -М.: Педагогика, 1986.

8. Гарбузов В. И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990. -176с.

9. Детская психология: Учеб. пособие/Под. Ред. Я. Л. Коломинского,  Е. А. Панько – Мн.: Университетское, 1988. - 399с.

10. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] /Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С.Егоровой; Вступительная статья А.Е.Ольшанниковой. - М.:Изд-во МГУ, 1980.

11. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. - № 9. - 1988.

12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. - Минск, ’Унiверсiтэцкае’, 1997.

13. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2001. – 160 с.

14. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревожности // Семья и школа. - № 9. - 1988.

15. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с.

16. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64с.

17. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1983.

18. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с.

19. Мухина В.С. Детская психология: (Учеб. Для пед. ин-тов) / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985.

20. Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук. - Курск. 1999. - 16с.

21. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. – СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.

22. Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160с. 26.

23. Папир О. О. Особенности общения и взаимодействия детей-лидеров в сюжетно-ролевой игре: Автореф. канд. дис. - М., 1993.

24. Практическая психология: Учебно-методическое пособие /Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С.В. Кондратьевой. - Мн.: Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. -212с.

25. Практические занятия по психологии / Под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1972.

26. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. - 144с.

27. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988.

28. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.,1970.

29. Скрипкина Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. - Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.

30. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. -160с.

31. Степанова Г. Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада. // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - С. 29-33.

32. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1996.- 240 с.

33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. – 4—е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.

34. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т.4, 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.;

35. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Сводная таблица первичных данных

Уровень самооценки Отношение к сверстнику
1 0 1
2 2 2
3 1 2
4 1 2
5 2 3
6 1 1
7 2 1
8 1 2
9 1 2
10 3 3
11 3 2
12 1 0
13 2 3
14 1 2
15 2 2
16 3 2
17 1 3
18 3 3
19 3 3
20 1 2
21 2 2
22 2 2
23 2 2
24 3 3
25 1 2
26 3 3
27 0 0
28 0 2
29 1 3
30 1 3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...