Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б — натер домика, отмеченного ребенком.




 

Третьим шагом проверки диагностической валидности методики являлось сопоставление ее результатов с суммар­ным результатом, полученным детьми по всем методикам данной диагностической системы, направленным на определение уровня умственного развития ребенка. Такое сопостав­ление показало, что методика выявляет значимые стороны умственного развития ребенка, так как ее результаты в до­статочной степени связаны с результатами остальных мето­дик (г=0,48, при р < 0,001). Таким образом, можно ска­зать, что разработанная методика обладает достаточной сте­пенью диагностической валидности.

Для оценки прогностической валидности проводилось сопоставление результатов, полученных детьми по данному варианту методики с результатами этих же детей при про­ведении методики для детей подготовительной группы (группа детей, участвовавших в предварительной серии составляла 22 ребенка).

Такое сопоставление выявило недостаточно значимый коэффициент корреляции (г=0,05) между результатами обследования детей по обеим методикам, что свидетельствует о недостаточной прогностической валидности данной, мето­дики. Возможно, что получение такого результата связано с недостаточной выборкой детей, участвовавших в данной проверке.

Итак, проведенный количественный авалю нового вари акта методики показал ее соответствие требованиям, пред­ъявляемым к стандартным диагностическим методикам (по показателям дискриминабельности, надежности и диагнос­тической валидности).

Следующей задачей являлось сопоставление количественной оценки, полученной детьми за выполнение задания, скачественными особенностями их действий во время ее решения. Качественный анализ разработанной нами диагностической методики явился одной из наиболее важных сторон проверки пригодности данной методики. Для этого анализа были использованыданные, полученные на материалепротоколов 100 детей стандартизационной группы. Изуч ение путей решения этими детьми всего набора диагностических задач, тех элементов, на которые они ориентировались в процессе решения, позволило нам разделить испытуемыхна 5 следующих групп.

Первая группа — группа неадекватных форм ориентиров­ки. Сюда относятся дети, которые принимают задачу найтидомик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы «письма» в полянки. Как правило, та­кие дети делают неверные выборы. У них не сформировано соотнесение схемы с реальной ситуацией.

В эту группу вошло 38 детей со средней оценкой 7,3 по стандартной шкале и σ= 1,9.

Для в торой группы. характерна незавершенная ориенти­ровка на один признак. У детей, относящихся к этой груп­пе, впервые появляются необходимые для выполнения за­дания методы работы. Они членят задачу на этапы. У каж­дого поворота дорожки они обращаются к ориентирам, ука­занным в «письме», и пытаются им следовать. Однако эти дети еще не могут работать так на протяжении всего реше­ния задачи и к концу теряют этот способ. Такие дети дела­ют ошибки на последнем этапе пути. Задачи NN 5-7 дети этой группы вообще не решают, ибо одновременно учесть два параметра им не под силу. Здесь попытки соотнесения схе­мы с реальной ситуацией уже имеются, но пространствен­ные представления носят фрагментарный характер.

В эту группу вошло 22 ребенка со средней оценкой 10 по стандартной шкале и σ=1,43.

Третья группа — завершенная ориентировка на один при­знак. Сюда относятся дети, которые могут соотносить ука­зания «письма» с изображениями на полянке до конца, но одни из них могут успешно использовать только ориенти­ры, а другие — только изображение направлений пути. Дети этой группы решают либо первую, либо вторую, третью, четвертую задачи целиком, но не решают остальных задач, требующих одновременного учета направлений пути и ори­ентиров. Им доступно построение и применение простран­ственных представлений простейшей структуры. Обычно те дети, которые правильно решают задачу N 1 в последующих задачах стремятся прежде всего следовать указаниям схемы пути, а те дети, которые успешно решают задачи NN 2-4, в последних задачах учитывают прежде всего ориентиры.

В эту группу вошло 22 ребенка со средней оценкой 11 по стандартной шкале, σ=1,87.

Четвертая группа — незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, отнесенные к этой группе,правильно решают первые 4 задачи. Последние 3 задачи онирешают, учитывая только одно иди два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, в других случаях опять соскальзывают на учет только какого-либо одного параметра.

В эту группу пошло 18 детей со средней 13,2 по стандартной шкале, σ=0,9.

Пятая группа — детальное соотнесение с одновременным учетом двух параметров. Это высший тип ориентировки для данных задач. Дети этой группы могут учесть одновремен­но оба параметра, предложенные задачи решают в основном верно.

У детей последних групп достаточно полные и расчленен­ные пространственные представления. Различие состоит, по-видимому, в стойкости в подвижности таких представлений.

В эту группу вошли 5 детей со средней оценкой 16,6 по стандартной шкале, σ=1.

Различие средних между качественными группами статис­тически достоверно.

Приведенные результаты расчетов соответствуют общеп­ринятым критериям пригодности методики с точка зрения степени соответствия качественных особенностей ориентиров­ки детей в заданиях в получаемой наш количественной оцен­ки.

 

 

37. ДИАГНОСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Степень развития воображения у детей дошкольного возраста позволя­ют определить следующие методики.

МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ РАССКАЗ" Р.С. НЕМОВА

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка.

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1) скорость придумывания рассказа;

2) необычность, оригинальность сюжета;

3) разнообразие образов, используемых в рассказе;

4) проработанность и детализация этих образов;

5) эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Оценка результатов

Скорость придумывания рассказов оценивается:

2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30 секунд;

1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;

0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета оценивается:

2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, оригинален;

1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь новое от себя;

О баллов — если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-либо видел.

Разнообразие образов оценивается:

2 баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи, события);

1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа;

0 баллов — если в рассказе говорится только об одном персонаже.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе производится

следующим образом:

2 баллами — если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тре­мя и более признаками;

1 баллом — если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;

0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и дополни­тельно не характеризуются.

Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:

2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно

эмоциональны;

1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели

слабо эмоционально реагируют на рассказ;

О баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на

слушателя.

ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий.

МЕТОДИКА "НАРИСУЙ ЧТО-НИБУДЬ" Т.Д. МАРЦИНКОВСКОЙ Ребенку дают лист бумаги, набор фломастеров или цветных карандашей и предлагают нарисовать все, что он захочет. На выполнение задания отво­дится 4-5 минут. Качество рисунка оценивается по следующим критериям: 10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто необычное, свидетельствующее о незаурядной фантазии, богатом воображе­нии. Детали и образы рисунка тщательно проработаны. 8-9 баллов — ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно ориги­нальное, красочное, эмоциональное. Детали рисунка проработаны неплохо. 5-7 баллов — ребенок придумал и нарисовал то, что не является новым, но несет в себе элемент творческой фантазии. Рисунок оказывает на зрите­лей определенное эмоциональное впечатление. 3-4 балла — ребенок нарисовал что-то очень простое, неоригинальное, фантазия просматривается слабо. Детали не очень хорошо проработаны. 0-2 балла — за отведенное время ребенок так и не сумел ничего приду­мать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии. ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 5- 7 баллов — средний; 3-4 балла — низкий; 0-2 балла — очень низкий.     МЕТОДИКА "ПРИДУМАЙ ИГРУ" Ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и под­робно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора: 1) Как называется игра? 2) В чем она заключается? 3) Сколько человек необходимо для игры? 4) Какие роли получают участники в игре? 5) Как будет проходить игра? 6) Каковы правила игры? 7) Чем должна будет закончиться игра? 8) Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участ­ников? Оценка результатов В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуман­ной игры. Поэтому ребенку необходимо помогать, задавая наводящие вопро­сы, но не подсказывать ответы. Критерии оценки 1) оригинальность и новизна, 2} продуманность условий, 3) наличие различных ролей, 4) наличие правил, 5) точность критериев оценки успешности проведения игры. По каждому из этих критериев ребенок может получить от 0 до 2 баллов. 0 баллов — полное отсутствие определенного признака, 1 балл — наличие, но слабая выраженность в игре данного признака, 2 балла — отчетливая выраженность в игре соответствующего признака. ВЫВОДЫ ОБ УРОВНЕ РАЗВИТИЯ 10 баллов — очень высокий; 8-9 баллов — высокий; 4-7 баллов — средний; 2-3 балла — низкий; 0-1 балл — очень низкий.

 

 

38. Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

39. Диагностика эмоционально-личностной сферы дошкольников

тест: Незаконченные истории

Еще одним проективным методом, позволяющим выявить отношение ребенка к окружающим, является тест «завершение историй». Эта методика состоит из ряда незавершенных предложений, предъявляемых ребенку для их завершения. Обычно предложения выбираются с целью исследования конкретных важных моментов в установках ребенка.

Взрослый просит ребенка закончить несколько ситуаций:

1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? Почему?

2. Петя принес в детский сад новую игрушку — самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошел Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Тогда Петя... Что сделал Петя? Почему?

3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера... Что сделала Вера? Почему?

4. Таня и Оля играли в дочки-матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». — «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», — ответила Оля. А Таня сказала... Что сказала Таня? Почему?

5. Коля играл в «лошадки». Он бегал и кричал: «Но, но, но!» В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестренку Свету. Девочка никак не могла заснуть и плакала. Тогда мама подошла к Коле и сказала: «Не шуми, пожалуйста. Света никак не может заснуть». Коля ей ответил... Что ответил Коля? Почему?

6. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал... Что сказал Миша? Почему?

7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша... Что сделал Саша? Почему?

При анализе ответов детей и результатов наблюдения следует обращать внимание на следующие моменты:

1. Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т. д.).

3. Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях.

4. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.

5. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота.

6. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, т. е. завидует успеху другого, радуется его неудаче).

При обработке результатов особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку.

Эмотивность

Еще одним важным показателем отношения ребенка к окружающим является его способность к эмотивности — отзывчивости и чувствительности ребенка к окружающему миру, переживаниям других людей. Наиболее ярко эта способность проявляется при восприятии ребенком художественных произведений. Взрослый рассаживает детей вокруг себя и читает вслух какую-нибудь сказку (например, сказку С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса...»). При этом другой взрослый наблюдает и фиксирует эмоциональные реакции детей.

На основании этого выделяются следующие типы восприятия:

1. Эмотивное восприятие:

— сопереживание, соответствующее состоянию персонажа: копирование действий героя (ребенок вздыхает так же, как персонаж); ребенок мимически воспроизводит эмоциональную реакцию героя (делает страдальческое выражение лица, когда герой плачет); ребенок повторяет слова персонажа (часто одними губами);

— реальное восприятие различных эпизодов сказки (дует резкий ветер — ребенок вздрагивает и ежится от холода);

— желание отключиться от сильного сопереживания (ребенок ударяет себя, щиплет, зажмуривается).

2. Когнитивное восприятие. Ребенок внимательно слушает сказку, не выражая эмоциональной включенности в мимике, жестах и позе. После прочтения сказки ребенок выносит адекватное вербальное суждение по поводу содержания сказки.

3. Неадекватное эмоциональное реагирование на содержание сказки. Смех и ухмылки в ситуациях, когда положительный персонаж попадает в бедственное положение.

2 тест: Оцени свои качества

Если в предыдущей методике речь идет об общей самооценке (я хороший/я плохой), то в этой методике ребенку предлагается более дифференцированно оценить свои отдельные качества. Для проведения методики необходим лист, на котором изображена вертикальная линия, обозначающая шкалу, — вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней — отрицательные, а также листок, на котором написаны пары из положительных и отрицательных качеств (см. Приложение 5). В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которого дети выбирают по пять-шесть самых привлекательных и самых непривлекательных: «Посмотри на этот листок. Здесь записаны разные качества людей — как хорошие, так и плохие. Выбери из них те, которые ты считаешь самыми хорошими и самыми плохими». После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), детям предлагают оценить себя и объясняют принцип размещения качеств на шкале. «А теперь попробуй оценить себя, расставив эти качества на шкале. Те черты, которые у тебя хорошо развиты, располагаются в верхней части шкалы, а те, которые плохо развиты или отсутствуют, — в нижней». Во время работы взрослый не вмешивается в процесс оценки, может даже выйти на несколько минут из комнаты или заняться своими делами. После окончания работы ее результаты также не обсуждаются с детьми.

При анализе результатов обращают внимание на расположение на шкале как положительных, так и отрицательных качеств. Адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств ставит в верхнюю часть шкалы, а одно-два качества — в нижнюю часть или близко к нулю. Если отрицательные качества расставлены близко к нулю, одно из них попало в нижнюю часть шкалы, а хотя бы одно — в верхнюю часть, можно говорить, что ребенок в целом принимает себя и свой образ и при этом видит свои отрицательные черты.

Если ребенок все положительные качества располагает в верхней части шкалы и достаточно высоко, а отрицательные — в нижней или около нуля, его самооценка неадекватно завышена, он не критичен к себе, не может адекватно себя оценить, не замечает своих недостатков и приписывает себе отсутствующие у него достоинства. Эта неадекватность может быть источником агрессивного поведения, конфликтности ребенка, так же как тревожности или нарушения общения. В любом случае она препятствует контактам и является причиной многих трудностей, асоциальных реакций ребенка.

Если ребенок, наоборот, располагает положительные качества ближе к нулю или, что еще хуже, в нижней части шкалы, то независимо от того, где располагаются отрицательные качества, можно говорить о неадекватно заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе, стремление любыми средствами завоевать внимание собеседника, особенно взрослого. Однако заниженная самооценка может иметь и агрессивные поведенческие проявления.

40. Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогическая характеристика воспитанника (цы) _____________ группы_______________я/с
1. Общие сведения о ребенке:
- Ф. И. О. ребенка
- Дата рождения Домашний адрес
- Дата поступления ребенка в дошкольное учреждение, откуда поступил (из семьи, из другого ДОУ), были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам
2. Характеристика семьи;
- Ф. И. О. родителей, год рождения, место работы
- Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер
- Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)
- Уделяется ли достаточно внимания воспитанию и обучению ребенка
3. Особенности внешнего вида ребенка: (осанка, походка (моторнонеловок, неуклюж), жесты, мимика, наличие слюнотечения и т. д.)
4. Соматическое здоровье (болеет редко, часто болеет простудными заболеваниями, имеет
хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит)
5. Характеристика познавательной сферы ребенка:
5.1 Характеристика внимания: (выберите соответствующий вариант (один или более))
- во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться
- постоянно отвлекается
- способен длительно сосредотачиваться на каком-либо деле старателен и аккуратен в выполнении заданий
какое внимание преобладает: произвольное или непроизвольное
- другое____________________________________________________
5.Характеристика восприятия: (выберите соответствующий вариант (один или более)) Восприятие формы: - соотносит предметы по форме
выделяет по слову геометрические фигуры
не имеет представления о форме (не отличает круг от квадрата) Восприятие цвета: - узнает и называет основные цвета
различает цвета (выделяет по слову)
представление о цвете отсутствует Восприятие величины: - соотносит предметы по величине
- представление о величине отсутствует
- знаком с понятиями: длинный-короткий, самый
5.3. Характеристика памяти: (выберите соответствующий вариант (один или более)) медленно запоминает и быстро забывает быстро запоминает и быстро забывает
- тяжело дается заучивание стихотворений
пересказывая содержание сказки, рассказа, привносит вымышленные заимствования (то, чего нет в тексте)
концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания
- преобладающий вид памяти: зрительная, слуховая
5.5. Характеристика мышления: (выберите соответствующий вариант (один или более))
- плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т. д.)
- (не) осуществляет простейшие классификации (по образцу или слову по разным основаниям (кто, где живет? Кто летает, а кто бегает? и т. д.

 

ПРИМЕР №2
Психолого – педагогическая характеристика

ФИО ребёнка, 08.06.2006г.

Воспитывается в полной семье.
Оба родителя работают.
В семье 4 человека.
Жилищные условия: благоприятные.
В семье есть младшая сестра.
Родители уделяют достаточно внимания воспитанию сына, в семье благополучный микроклимат.
В детский сад Андрей поступил из дома, в группе адаптировался хорошо, но много и часто болел простудными заболеваниями.
У ребёнка отмечено нарушение звукопроизношения.
Родители заинтересованы в формировании правильной речи у сына: прислушиваются к советам воспитателей, исправляют речевые ошибки, много занимаются.

В занятиях заинтересован, усвоил все разделы программы. В общении с детьми и взрослыми активен, доброжелателен.
Может играть с группой сверстников, любит ведущие роли.
Предпочитает сюжетно – ролевые и подвижные игры. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Навыки самообслуживания сформированы.
Дневной и ночной сон – норма.

Воспитатель. _____________________

 

41. Диагностика нарушений речи и оценка коммуникативного поведения

Логопедическое обследование включает оценку сформирован­ности связной речи, ее коммуникативной функции, возможности изменения формы существительных мужского и женского рода в пределах всех падежей единственного и множественного числа, возможности изменения глаголов по числам и лицам, оценку зву-копроизношения и фонематического анализа. Важное значение имеет оценка различных форм монологической речи (пересказ, рассказ по картинке, серии картин, рассказ-описание).

При нормальном развитии становление речи и формирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Так, у здоро­вого ребенка уже в конце первого года жизни имеет место избира­тельное отношение к окружающим, общение со взрослым при по­мощи звукосочетаний и отдельных лепетных слов, подчинение некоторым словесным инструкциям, обращение внимания на лицо говорящего, радость при общении со знакомыми и близкими для него людьми.

Коммуникативное поведение с самого начала своего формиро­вания является интегративным процессом. Поэтому у детей с са-ыми различными отклонениями в развитии этот процесс может1арушаться. Мы уже отмечали роль эмоционально-положитель-общения мать-ребенок для становления психики и, прежде для формирования коммуникативного поведения.

 

Ребенок с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами с первых лет жизни нуждает­ся в специальной коррекционной работе по стимуляции развития коммуникативного поведения.

Оценка коммуникативного поведения у детей с различными отклонениями в развитии имеет важное диагностическое значение. Известна специфика нарушений коммуникативного поведения при раннем детском аутизме.

Ребенок с аутизмом, имея нормальный слух, не реагирует на речевые инструкции взрослого или проявляет к ним активный не­гативизм, и, чем больше взрослый пытается привлечь его к обще­нию, наклоняясь к нему, заглядывая ему в глаза, поглаживая по голове, тем больший негативизм проявляет ребенок.

Совершенно иные особенности коммуникативного поведения проявляет ребенок с нарушениями слуха, не выполняя речевые инструкции, он внимательно смотрит в лицо говорящего, включа­ется в задание вместе со взрослым, выполняет простые инструк­ции, если они сопровождаются выразительными жестами, мими­кой. Вместе с тем такой ребенок играет молча, не сопровождая свои действия лепетными звукосочетаниями или словами.

Умственно отсталые дети раннего возраста очень по-разно­му реагируют на общение со взрослым. Одни из них легко всту­пают в общение, не учитывают ситуацию, охотно залезают к врачу или педагогу на колени, прижимаются к нему, другие, напротив, проявляют упрямство, негативизм. Однако во всех случаях по­веденческие реакции этих детей стереотипны, однообразны и час­то не адекватны. Обращает на себя внимание значительное отста­вание в понимании обращенной речи, слабый познавательный интерес.

Известно, что основной предпосылкой становления речи в пер­вые 2-3 года жизни является высокий уровень мотивации речевого общения. Развитие речи — это, по-существу, овладение разными способами общения на основе усвоения грамматических законо­мерностей родного языка. Таким образом, развитие речи и фор­мирование коммуникативного поведения тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь эта очень сложная и неоднозначная. Ребенок с тяже­лыми нарушениями речи может иметь достаточно сохранный уро­вень коммуникативного поведения, и наоборот, ребенок с наруше­ниями звукопроизношения, заиканием может практически не общаться с окружающими. Все это определяет необходимость специальной оценки коммуникативного поведения у различных категорий детей с отклонениями в развитии и, прежде всего, у де­тей с нарушениями речи, слуха и ранним детским аутизмом.

 

Обследование экспрессивной речи

Обследование экспрессивной речи также проводится с учетом уровня ее развития.

В отечественной логопедической практике при оценке сфор­мированности экспрессивной речи выделяют три основных уровня речевого развития.

При обследовании на первом уровне речевого развития выявляется понимание речи, активный словарь ребенка, возмож­ность речевого подражания, особенности звукопроизношения, оценивается также состояние артикуляционного аппарата. Кроме того, оценивается так называемая зона ближайшего развития, а именно возможность объединения двух слов в простое предло­жение.

На втором уровне развития также обследуется понима­ние речи, грамматическая структура и объем предложения, слого­вая структура слов.

На третьем уровне оценивается объем и структура пред­ложений, возможность составления рассказа по серии сюжетных картинок, использование предлогов, возможность словообразова­ния, звукопроизношение и фонематическое восприятие.

У детей с нарушениями звукопроизношения проводится диф­ференциация между дислалией и дизартрией.

При дислалии нарушения звукопроизношения имеют место при сохранной иннервации речевого аппарата и нормальном слу­хе- В процессе обследования дифференцируются две формы дис­лалии: функциональная и механическая. При функциональной дис­лалии отсутствуют органические или механические нарушения в строении артикуляционного аппарата. При механической дисла-лии нарушения звукопроизношения обусловлены анатомическими дефектами органов артикуляции. Чаще всего наблюдаются раз­личные аномалии зубно-челюстной системы.

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии нарушения звукопроизношения всегда связаны с недос­таточностью артикуляционной моторики, голосообразования и речевого дыхания.

Нарушения артикуляционной моторики проявляются в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема их произвольных движений, координаторных устройств, наличие различного рода синкинезий — сопутствующих движений, тремо-ра. Все эти расстройства артикуляционной моторики обычно соче­таются с нарушениями дыхания и расстройствами голосообразо­вания.

Речь при выраженных формах дизартрии смазанная, нечеткая.

При обследовании речи важно обратить внимание на наруше­ния ее темпа. Нарушения темпа могут проявляться в виде бради-лалии — патологической замедленности темпа или в виде тахила-лии — патологически ускоренного темпа речи. Нарушения темпа речи могут проявляться самостоятельно, однако чаще они сочета­ются с другими видами речевых расстройств.

 

42. Составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________________

Дата рождения, возраст ____________________________________________________

Национальный язык, двуязычие (если есть) ___________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________

Из какого ДОУ поступил __________________________________________________

 

Решением медико-педагогической комиссии от _______________________________

протокол № ________ принят на срок ________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии ________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты _____________________________________________

Логопед ________________________________________________________________

Решением медико-педагогической комиссии от _______________________________

выпускается с ____________________________________________________________

(состояние речи)

в _______________________________________________________________________

(вид школы, дошкольного учреждения)

Ответственный за выпуск __________________________________________________

Члены МПК (фамилии логопедов) ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перенесенные заболевания

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

судороги при высокой температуре)

До года _________________________________________________________________

После года ______________________________________________________________

До 3 лет _________________________________________________________________

 

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время

(в соответствии с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление _________________________________________________ (в норме 2-3 мес.)

Лепет ______________________________________________ (в норме от 4 до 8 мес.)

Характер лепета _________________________________________________________

Первые слова __________________________________________ (в норме около года)

Первые фразы ______________________________________ (в норме от 1,5 до 2 лет)

Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) __________________________

________________________________________________________________________

Использование жестов ____________________________________________________

Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Занимались ли с логопедом ________________________________________________

(с какого возраста) _______________________________________________________

Результаты логопедической работы _________________________________________

 

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

Анамнез

Мать ___________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец ___________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наличие, наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ________________________________________________________

________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников ___________________

________________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок ___________________________________

Протекание беременности (токсикоз 1-й половины, 2-й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) __________________

________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) _____________

________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ___________________

________________________________________________________________________

Когда закричал ребенок ___________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) _____________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ____________________________________________

________________________________________________________________________

Вес и рост ребенка при рождении ___________________________________________

Вскармливание: когда принесли кормить _____________________________________

как взял грудь ______________________________________________

как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) ___________

________________________________________________________________________

Грудное вскармливание до _________________________________________________

Когда выписались из роддома ______________________________________________

если задержались, то почему _______________________________________________

 

Раннее развитие

Голову держит __________________________________________ (в норме с 1,5 мес.)

Сидит ___________________________________

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...