Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие компетенции местного самоуправления




Тема 4.1

ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЯ ПОСЕЛЕНИЙ

АВТОРЫ:

Савранская Ольга Леонидовна,
председатель экспертного совета правовой секции Союза российских городов,
член научно-методического совета ЦИК России,
Государственный советник РФ I класса

Славгородская Маргарита Юрьевна,
старший эксперт лаборатории проблем муниципального развития
Института экономики переходного периода

Вы будете изучать: Различия в понятиях «вопрос местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления», что исключительно важно при решении вопроса о взаимной передаче полномочий между поселениями и муниципальным районом. Различия в правовом регулировании вопросов местного значения, передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий и особой группы вопросов, не отнесенных к компетенции ни одного уровня публичной власти, но требующих решения в конкретном муниципальном образовании исходя из местных особенностей.

Цель занятия: Дать комплексное представление о правовом регулировании компетенции местного самоуправления, обеспечить освоение слушателями основных принципов определения компетенции местного самоуправления, выработать навыки применения норм муниципального права в сфере компетенции местного самоуправления в решении практических задач, стоящих перед органами местного самоуправления поселений на современном этапе, в период реформирования устройства местной власти.

После изучения Вы сможете: Научиться ориентироваться в современном законодательстве, регулирующем деятельность местного самоуправления при решении вопросов местного значения и исполнении отдельных переданных государственных полномочий, грамотно применять нормы муниципального права в их системном единстве, в том числе при разрешении казусов в вопросах определения полномочий местного самоуправления. Закрепить навык оценки полномочий, указанных как полномочия органов местного самоуправления в отраслевом федеральном законодательстве и законодательстве субъекта РФ, а также в законодательстве субъекта РФ о местном самоуправлении, на предмет их отнесения к вопросам местного значения.

ОСНОВНОЙ ТЕКСТ

Понятие компетенции местного самоуправления

Одним из основополагающих принципов местного самоуправления является наличие собственной компетенции, т.е. круга вопросов и объема властных правомочий по их решению, которые закреплены определенными правовыми актами. Исходя из того, что местное самоуправление – власть подзаконная, именно закон устанавливает вопросы местного значения либо возможность принятия к рассмотрению муниципальным образованием того или иного вопроса, а также права и обязанности (полномочия) органов местного самоуправления. Таким образом, круг вопросов, решаемых органами местного самоуправления поселения, определяется, в первую очередь, законом, а также может устанавливаться и иными актами, если это законом допускается. Точное определение компетенции местного самоуправления является исключительно важным, так как регулирование общественных отношений, осуществляемое муниципальными правовыми актами, финансирование расходов из местного бюджета возможны только в пределах компетенции местного самоуправления. Вместе с тем, важно учитывать и обратное: исходя из конституционного устройства государства, осуществление местного самоуправления, то есть решение вопросов местного значения, органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается, за исключением отдельных прямо установленных Федеральным Законом случаев.

Правовое регулирование компетенции местного самоуправления осуществлялось до настоящего времени Конституцией РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 154-ФЗ, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с уставом МО. Регулирование компетенции местного самоуправления было многоуровневым и многосубъектным, что затрудняло окончательное определение тех вопросов, которые решает каждое конкретное муниципальное образование, а, следовательно, и установление ответственности органов местного самоуправления перед населением и государством.

И в действующем до 1 января 2006 года законодательстве, и в новом Законе сохраняется общий подход – компетенция местного самоуправления состоит как минимум из двух частей: вопросов местного значения и отдельных переданных государственных полномочий. Однако правовое регулирование этих двух составных частей компетенции местного самоуправления новый Федеральный Закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закон 131-ФЗ) существенно изменил, о чем будет сказано ниже. В связи с тем, что предусматривается различное регулирование названных групп вопросов со стороны органов государственной власти, различаются правомочия органов местного самоуправления при решении этих вопросов, применяется разный порядок финансирования, существенным является точное отнесение того или иного вопроса к указанным группам.

Кроме названных групп, в компетенцию местного самоуправления поселений могут быть включены отдельные полномочия муниципального района, переданные органам местного самоуправления поселений соглашением муниципального района и поселения. Закон 131-ФЗ допускает возможность наличия и еще одной составной части компетенции. В статьях 14-16 Закона 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления помимо вопросов местного значения вправе решать и иные вопросы[i][1], не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ. Однако на принятие органами местного самоуправления к рассмотрению таких вопросов введено ограничение. Органы местного самоуправления вправе решать дополнительные вопросы только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов без учета дотаций из бюджетов других уровней. С введением ограничений на перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, и сокращением доходной базы местных бюджетов, возможность принятия органами местного самоуправления к своему ведению дополнительных вопросов весьма проблематична, хотя реальная потребность в этом в большинстве муниципальных образований может присутствовать.

Чтобы далее не возвращаться к рассмотрению этой особенной части компетенции местного самоуправления необходимо отметить следующее. Прежде чем принимать решение о рассмотрении поселением того или иного вопроса, не указанного как вопрос местного значения поселения в ст.14 Закона 131-ФЗ и не отнесенного к переданным органам местного самоуправления государственным полномочиям, требуется не только оценить наличие финансовых и материальных ресурсов для его осуществления. Необходимо также проанализировать весь массив как федеральных законов, так и Законов субъектов РФ, а также Устав и иные муниципальные правовые акты района, чтобы исключить отнесение данного вопроса к компетенции иных уровней публичной власти. Только в этом случае органы местного самоуправления поселения вправе принять вопрос к своему ведению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...