Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семьи со взрослыми детьми.




1) старше 18 - в одной семье;

Старшее 22 - в другой.

Количество детей не ограничивается.

Нужны данные матери и отца в одной семье; другая - мб неполная.

Родители должны быть родные!

Нельзя обследовать родственников и психологов!!!

• Нужен обязательно контактный телефон хотя бы 1 из члена семьи.

• Должно быть все заполнено, если больше 4 вопросов пропущено - уже не засчитывается.

 

Лекция.

2.04.15

Семейный метод.

1. Генеалогическое исследование. Этот метод не сводится только к нему! В пси используется редко.

2. Сопоставление родственников разных поколений.

3. Сопоставление родителей и детей.

4. Сопоставление сиблингов.

 

1. Генеалогическое исследование:

• Строится генеалогическое древо.

Пример: исследование гемофилии.

У женщины вероятность проявления рецессивного признака, сцепленного с полом - меньше, НО она есть! Женщина может заболеть гемофилией!

 

2. Сопоставление родственников:

Почему запрещены кровные браки? Не потому, что больше мутаций, а потому, что повышается вероятность гомозиготности = болезни.

Самое частое заболевание: Хорея Гендингинтона.

Пик заболевания - 40 лет.

 

Фенилкетонурия - накопление токсина, который повреждает мозг => умственная отсталость.

Фениланин - аминокислота => содержится в белках (и в жвачке).

 

• У младенцев берут кровь из пяток на проверку наличия тех или иных генетических заболеваний.

 

Ограничения метода:

• Смешиваются генетические и средовые влияния.

• Разница в возрасте => разные социальные условия.

 

Определить генетические и средовые влияния на дисперсию некоторого показателя: веса.

Метод приемных детей - сиблинги.

 

Коэффициент корреляции может считаться с 20 пар и больше.

 

Показатель наследуемости может меняться с возрастом! Потому что разная экспрессия генов и и потому что среда меняется с возрастом.

 

Лекция.

23.04.15

Интеллект и порядок рождения.

Исследование Бельмонта и Мареллы.

Наибольшим и наилучшим показателем интеллекта обладают первые дети (рожденные из двух) и единственные дети в семье.

 

Почему? 3 теории:

1. Теория смешения: люди с большим уровнем образования и интеллекта склонны иметь меньше детей.

2. Ресурсная модель: предполагается, что семья изначально обладает необходимыми ресурсами (как материальными: деньги на достаточную еду, технику, одежду) и психологическими (возможное время, которое может мама уделить ребенку).

3. Модель взаимовлияния (Зайонца и Маркуса).

Вводится специальный индекс, показывающий интеллектуальное развитие, но это НЕ IQ.

Предполагается, что к 20 годам человек обладает уже всеми необходимыми знаниями.

Средний интеллектуальный уровень семьи: среднее арифметическое показателей его членов.

 

Интервал между рождением детей должен быть 2 года или больше, чтобы ситуация у второго была более благополучная.

• Спустя несколько лет после рождения второго ребенка, старший ребенок принимает на себя роль обучающего, что способствует резкому увеличению его интеллектуального уровня.

• Сразу после рождения второго ребенка интеллектуальный уровень в семье снижается, и поэтому второй ребенок сначала развивается медленнее, чем его старший сиблинг.

 

Критика модели (путем статистической проверки):

Галбрайт выявил, что минимальный интервал рождения между детьми в двухдетной семье, требуемый для объяснения данных, должен равняться 16 годам, тогда как Зайонца писал, что интервал рождения был меньше 6 лет.

• Если между детьми только 2 года разницы, то второму может существенно недоставать ресурсов.

• Для младшего возраста разница в 1 и 1,5 года - очень большая, но среда - НЕ индивидуализируется - они всё равно идут в один класс, и таким образом у кого-то есть несоответствие реальным требованиям возраста.

 

15 мая - ИТОГОВАЯ К.р. - тест, 30-35 вопросов; закрытые, но может быть несколько вариантов ответа вплоть до всех правильных.

 

Если показатель наследуемости получился БОЛЬШЕ 1, то за показатель мы берем оценку внутрипарного сходства.

с2 - прочерк.

 

Лекция.

30.04.15

Критика концепции Зайонца.

Использовали текст Векслера и матрицы Равена.

1. Есть положительная корреляция между интеллектом ребенка и присутствием в семье отца (полная семья).

Если вынести за скобки социоэкономический показатель, то показатель уравнивается.

2. Между показателями IQ близнецов, у которых сиблинг-близнец умер (одиночный близнец) и обычным близнецом - разницы нет (но это НЕ подтвердилось в мета-анализе).

3. Интервал между рождениями влияет только в одной из подгрупп (белые дети до 7 лет).

4. Различие между.... НЕ было обнаружено???

5. Наличие в семье других взрослых, кроме родителей, НЕ влияет напрямую на интеллектуальное развитие детей.

 

Норвежское популяционное исследование.

Армейский экзамен.

1. Интеллект отрицательно связан с номером рождения и с размером семьи (старшие дети имеют больший интеллект).

2. Социоэкономический статус и интервал между рождением детей влияет, но НЕ опосредует различия по интеллекту + образование родителей.

Если интервал от 10 лет и больше, то наличие сиблинга вообще никак не влияет на интеллект и развитие ребенка.

Выводы:

• Интеллект зависит от порядка рождения

 

Влияние порядка рождения на личностные и когнитивные особенности.

Исследование идет из психоанализа: Юнг.

4 типичные позиции:

• первенец;

• второй или средний ребенок;

• младший ребенок;

• единственный ребенок.

Есть промежуточные: ребенок-привидение (рожденный, чтобы возместить боль утраты, в крайнем случае - дают даже такое же имя. Его как личности - не существует. Он должен стать образом умершего); девочка после нескольких мальчиков и наоборот.

По Толману:

Благополучные союзы: между старшим братом сестры и младшей сестрой;

Между старшей сестрой и младшим братом.

 

Неблагополучные: между старшим и старшей; младшем и младшей.

Так как конкуренция по привычно занимаемым позициям.

Но данные не подтвердились и в результате опроса: на деле все вступают в брак с людьми, того же порядка рождения.

 

Эволюционно-психологическая теория.

Салловэй: Рожденный бунтовать.

Функция младших - быть бунтарем.

 

Теория семейных ниш:

Сиблинги вынуждены находиться в конкуренции за ограниченные семейные ресурсы (любовь, внимание, принятие).

• Наличие различий между людьми, а НЕ их сходство - является адаптивным.

• Каждый ребенок занимает определенную семейную нишу.

Но она может захватываться и другим ребенком.

Например, старший ребенок заболел. Он раньше имел функцию заботиться обо всех, но так как он болен, меняются роли с младшим братом.

Ниша может быть связана не только с порядком ребенка, но и с полом (кто при отце, кто при матери).

Первенцы считаются опорой семьи по своей позиции, они более консервативны. Вторые - более открыты новому опыту и доброжелательны.

 

В близнецовой паре обычно доминирует девушка-близнец.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...