Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Начало, цели и особенности реформаторского движения в Османской империи на рубеже XVIII–XIX вв.




Первые попытки проведения реформ Османиды предприняли еще в середине XVII столетия. В период великого везира Махмеда Кёпрюлю правительство пыталось укрепить структуру армии и государства как за счет восстановления боеспособности тимариотов, так и за счет сокращения вакуфных земель. Результаты первых реформ были не долговременными.

В конце XVIII в. государство, потерпев поражение в войнах с Российской империей, начинает второй тур реформ. Реформаторы хотели остановить развал Империи и укрепить государство, а также создать условия для развития экономики. Проведенные реформы можно условно разделить на два этапа: реформы Селима III и Махмуда II (1791-1839); танзимат (1839 – 1871/1876).

На первом этапе (1791-1839) реформированием государства занимались султаны Селим III (1789-1807) и Махмуд II (1808-1839). В 1791 г. Селим III поручил своим подданным предоставить письменные предложения по реформированию государства. Всего поступило 17, по другим данным 22 докладные записки о реформах. На основании этих предложений было принято решение начать преобразования. Иногда историки сводят их только к военной реформе. Действительно, проведение военной реформы было важнейшей, но не единственной целью реформаторов. Реформы Селима III получили название «низам-и джадид», что означает «новая система». Первый указ (1792) не отменял полностью военно-ленную систему, а лишь отбирал земли у тех ленников, которые отказывались от несения военной службы. Кроме того, предполагалось создание нового пехотного корпуса, обученного французами, совершенствование военного флота. Для решения поставленных задач планировалось реорганизовать государственный аппарат, упорядочить финансы, построить предприятия мануфактурного типа, обслуживающие нужды армии. «Новая система» не затрагивала основ существующего строя, она должна была его только обновить и укрепить. Правительство стремилось добиться реального контроля над провинциями. Селим III издал специальный указ, определяющий порядок назначения губернаторов и их обязанности. Безусловно, реформаторы считали укрепление государственности своей важнейшей задачей. Однако Порту времен Селима III и Махмуда II вряд ли можно считать абсолютистской державой, ибо часть ее окраин давно не подчинялись центральной власти. Только во времена Селима III Турции пришлось вести войну с Францией (1798-1802), чтобы не потерять Египет, также заниматься подавлением освободительного движения в балканских провинциях Греции, Сербии и Черногории.

Реформы Селима III при благоприятных условиях могли привести к прогрессу в экономике и военном деле. Однако обстановка в стране была сложной, правительство не имело поддержки в среде народа. Реформы были выгодны в первую очередь государству. Крестьянство Порты в результате реформ получило только одно – повышение налогов. Города Империи оставались приверженцами традиционных устоев: ремесленники забиты, купцы рассчитывали только на себя. Наиболее предприимчивые из них принадлежали к нетурецким национальностям, им не было дела до укрепления турецкой государственности. Против реформ выступили янычары. Дело в том, что созданные султаном регулярные части выгодно отличались от янычар дисциплиной, военной подготовкой. В дальнейшем они должны были заменить янычарский корпус. Против централизаторских планов султана выступили крупные беи Анатолии, Румелии и других областей.

Реформам препятствовали неблагоприятные внешние условия: вторжение Наполеона в Египет (1798) и война с Россией (1806). Наполеон Бонапарт вначале заявил, что целью его похода является восстановление порядка в Египте. Он намерен наказать мамлюкских беев за неповиновение султану. Селим III объявил войну Франции и послал в Египет албанского офицера Мухаммеда Али. В 1805 г. Мухаммед Али был провозглашен правителем североафриканской провинции. И хотя султан, сохраняя лицо, присвоил ему титул паши, Турция утратила власть над Египтом.

В 1806 г. французы спровоцировали конфликт Порты с Россией. Началась очередная русско-турецкая война (1806-1812). Она закончилась победой России. По Бухарестскому миру Россия получила Бессарабию и ряд районов Закавказья. Подтверждалось право России на покровительство Молдавии и Валахии. Порта обязалась предоставить автономию Сербии. В 1810 г. Абхазия добровольно вошла в состав России. Эти события, а также выступления янычар, привели к приостановке реформ. Поэтому трудно определить степень их воздействия на социально-экономическую ситуацию в стране.

В 1807 г. улемами и янычарами был организован мятеж, который положил конец и реформам, и правлению Селима III. Султан был свергнут, затем убит. Новый султан Мустафа IV стал заложником янычар и улемов. Через год (1808) Мустафа-паша Байрактар, возглавивший общество «рушукских друзей», возобновил реформы. Реформаторам удалось посадить на престол Махмуда II. Однако новый янычарский мятеж сорвал и эти планы, отбросив Турцию назад к средневековью. Махмуд II остался жив благодаря тому, что он был последним потомком рода Османидов.

Махмуд II (1808-1839) не сразу продолжил реформы. Участь Селима III стала для молодого правителя сдерживающим фактором. Лишь в 1812 г. султан решился на преобразования. Толчком послужили успехи египетского паши Мухаммеда Али. Мухаммед Али сумел не только укрепить свою власть в Египте, организовать сильную армию, но и покончить с мамлюками (египетскими янычарами). В первые годы своего правления Махмуд II действовал традиционными восточными методами: он физически уничтожал сепаратистки настроенных правителей отдельных областей.

В 1822-1826 гг. создалась благоприятная обстановка для продолжения реформ. Однако янычары не смогли подавить восстание в Греции; малоазиатские и румелийские правители отказались подчиняться султану и не участвовали в подавлении восстания. Махмуд II обратился за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али. Он уже помогал Порте в Аравии (1811-1818гг.), когда в ходе войны было разгромлено государство ваххабитов. В 1824 г. египетские войска высадились на Крите и в Мореи, где жестоко расправились с восставшими греками. Однако египетский паша вел себя независимо. Султан понимал, что для сохранения государства нужно опираться на собственные силы. Он обратился за помощью к духовенству и получил его поддержку в деле создания регулярной армии. Это вызвало очередной мятеж янычар. В июне 1826 г. восставшие янычары были окружены в Стамбуле новыми регулярными войсками и расстреляны из пушек. После разгрома янычарского корпуса сопротивление реформам было ослаблено. Султан смог продолжить начатые преобразования. Цель оставалась прежней – укрепление Империи.

В 1826 г. Махмуд II издает указ о создании регулярной армии. Однако его исполнение было приостановлено серьезными внешнеполитическими проблемами Турции. В 1827 г. было подписано англо-франко-русское соглашение, предусматривающее автономию Греции, в этом же году объединенный флот трех держав уничтожил египетский флот в Наваринской бухте. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. закончилась полным поражением Турции. Адрианопольский мир (1829) обязал Порту предоставить автономию Сербии и Греции. Россия сохраняла право на участие в судьбах Молдавии и Валахии. Положение Махмуда II было критическим. В 1830 г. Турция утратила Алжир, он становится французской колонией. В 1833 г. с помощью России был преодолен «египетский кризис». По соглашению с султаном Мухаммед Али сохранял власть над Египтом, Сирией с Палестиной и Киликией, однако он вывел войска из Анатолии и формально признал сюзеренитет султана. Необходимо было форсировать проведение реформ.

Только через восемь лет после разгрома янычарского корпуса была ликвидирована военно-ленная система (1834). Тимары и зиаметы были присоединены к государственному фонду. Примерно 60% бывших конников потеряли свои земли. Часть ленников (30%) сумела превратить свои держания в земельную собственность, то есть в чифтлики. Однако это не привело к развитию капитализма в турецкой деревне, так как земли бывших ленников обрабатывались крестьянами-издольщиками. Условия аренды становились все более жесткими. В этом же году страна разделялась по территориальному признаку на области и округа. Но административная реформа проводилась лишь в тех областях, где султана поддерживали турецкие беи и паши. На Египет с его владениями в арабских странах Азии реформа не распространялась.

В 1836 г. была унифицирована таможенная система, отменена государственная монополия на покупку пшеницы и шерсти. В 1836-1837 гг. создано министерство иностранных дел; изданы указы, регламентирующие внешность чиновников и турецкой верхушки.

Реформы Махмуда II были продолжением реформ Селима III. Объективно они способствовали развитию рыночных отношений, но не затронули традиционную социально-политическую основу Империи, сохраняли господство турок над покоренными народами. Следует заметить, что если по сравнению с Европой реформаторы опоздали, то в самой Порте реформы и особенно их прозападная направленность вызвали возмущение правоверных мусульман. Махмуд II среди улемов слыл «безбожником».

 

15. Танзимат, его этапы и содержание (1820-е – 1870-е годы).

После смерти Махмуда II его сын Абдул-Меджид I (1839-1861) заявил о продолжении реформ. В тяжелых условиях вмешательства иностранных держав во внутреннюю политику государства правящие круги Османской империи начинают новый этап реформ. Реформы 40-70-х гг. XIX в. получили название «танзимат» (преобразование, реформация). В отечественных работах эти преобразования принято условно разделять на два периода.

· первый период – с 1839 по 1853 гг., то есть до начала Крымской войны;

· второй период – с 1856 по 1871/1876 гг., то есть до принятия конституции в 1876 г.

Танзимат должен был решить важнейшие задачи, стоящие перед государством. Во-первых, укрепить экономическое, политическое и внешнеполитическое положение слабеющей Империи. Во-вторых, создать реальные возможности для развития капитализма в Турции. В-третьих, предотвратить развал страны, снизить накал национально-освободительного движения.

В отличие от прежних реформ главное место в танзимате занимают не военные, а социально-экономические реформы. Инициатива преобразований принадлежала образованной группе турецкой бюрократии, которую возглавлял Мустафа Решид-паша. Он и огласил в парке Гюльхане 3 ноября 1839 г. составленный им же указ, Гюльханейский хатт-и шериф. Гюльханейский указ состоял из трех частей. Во-первых, он должен был обеспечить всем подданным Империи, независимо от национальной и религиозной принадлежности, защиту жизни, чести и имущества. Во-вторых, указ предписывал упорядочить сбор и распределение налогов; отменял откупную систему. В-третьих, устанавливались правила набора солдат в армию и срок военной службы. В хатт-и шерифе подчеркивалось, что поставленные задачи могут быть успешно решены только в случае единства правительства и народа. Авторы проекта понимали, что Империи необходима государственная идеология, которая могла бы объединить многонациональное население страны. Такой идеологией провозглашается османизм.

В 1840 г. был принят новый Уголовный кодекс, положения которого были направлены на укрепление прав личности, обеспечение законности и ликвидацию административного и судебного произвола. Большое внимание уделялось вопросу о налогах, так как они формировали бюджет страны. Реформаторы считали, что необходимо совершенствовать учет и контроль налоговых поступлений: некоторые провинции отказывались платить налоги, в других областях откупная система снижала реальные поступления в бюджет до минимума. Правительство отменяет систему откупов, чрезвычайные налоги, барщину, пытается упорядочить сбор налогов с немусульман. Однако многие постановления на местах не выполнялись. Так, откупщики не хотели терять свои доходы и всяческими путями «обходили» закон.

Более успешно шла военная реформа. В стране вводится всеобщая воинская повинность для мусульман, срок службы в армии сокращается с 15 до 5-7 лет. Немало сделало правительство в области народного образования. Для этого была создана специальная «Комиссия общественной пользы». Она проверяла уровень профессиональной подготовки учителей, качество преподавания в школах. В стране вводилось обязательное начальное обучение для всех детей, начиная с 4-5-летнего возраста, совместное обучение мальчиков и девочек. По инициативе Комиссии были основаны две школы для детей-сирот. Не удалось Мустафе Решиду-паше осуществить свою мечту – открыть первый в Турции университет. Первый период танзимата имел прогрессивный характер, объективно способствовал прогрессу страны.

Крымская война прервала проведение реформ, она стала логическим продолжением двух русско-турецких войн (1806-1812 гг. и 1828-1829 гг.). В основе конфликта 1853-1856 гг. лежал все тот же «Восточный вопрос», а именно: борьба России, Англии, Франции и других европейских держав за Ближний Восток. Российская империя проиграла войну. По Парижскому трактату (1856) Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь, а также часть Бессарабии. Она была вынуждена согласиться на «нейтрализацию» Черного моря, признать власть султана над Сербией, Молдавией, Валахией.

Англия, Франция и Австрия подписали особое соглашение, гарантирующее «целостность и независимость Османской империи в границах Парижского трактата». Так Парижский мирный договор стал «коллективным протекторатом» западных стран над Турцией. Именно в 1854 г. Порта взяла первый заём у Англии и Франции. В 1855 г. банкирский дом Ротшильда предоставил Турции новый заём. Условия займов были кабальными. К концу века Порта объявит себя банкротом. Поэтому второй период танзимата не дал ощутимых результатов.

Манифест 1856 г. закреплял иностранную опеку над Турцией. Главным документом второго периода стал хатт-и хумаюн 1856 г. Этот манифест подтверждал равенство в правах мусульман и немусульман, расширял права нетурецкой буржуазии. В указе 1856 г. речь шла не только об экономическом равенстве представителей различных верований, но и о политическом равенстве. Политическое равноправие всех подданных Османской империи явно противоречило имперской идее. Ибо нетурецкое большинство империи давно вынашивало планы создания на ее обломках национальных государств.

По закону о земле (1858) подтверждались все поземельные отношения, сложившиеся после отмены военно-ленной системы. Повторялся указ о всеобщем начальном образовании, отменялась цеховая система.

Вместе с тем, под давлением европейских держав были приняты законы, которые предоставляли иностранным предпринимателям особые права в государстве. Западные инвесторы получили право покупать землю в Турции; строить железные дороги; участвовать в разработке полезных ископаемых; контролировать морские перевозки; учреждать смешанные суды. В 1856 г. с участием английского и французского капитала был открыт Оттоманский банк. Против этих новшеств выступал инициатор танзимата Мустафа Решид-паша. Натиск Запада был настольно сильным, что осуществление танзимата потеряло свою целесообразность. Итогом второго периода реформ стало экономическое и политическое закабаление Турции.

Единственной силой, выступавшей против этого закабаления, было возникшее в 50-60-е гг. движение «новых османов». Реформа образования привела к формированию национальной интеллигенции: писателей, журналистов, ученых. В 1865 г. в Стамбуле представители национальной интеллигенции создали тайную политическую организацию. Члены ее называли себя «новыми османами», в Европе их стали называть младотурками. По своему происхождению «новые османы» принадлежали к землевладельческой бюрократии, по идеологии – к либералам. «Новые османы» выступали за политическую и экономическую независимость Порты и ограничение власти султана, за создание конституционной монархии и дальнейшее распространение просвещения. В конце 70-х годов XIX в. многие из них были вынуждены покинуть страну. Благодаря усилиям «новых османов» в Турции была принята первая конституция (1876).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...