Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предприятие – основное звено внешнеэкономической деятельности

I. Теоретические основы статистической отчетности о внешнеэкономической деятельности предприятий

Предприятие – основное звено внешнеэкономической деятельности

 

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) предприятия представляет собой производственно-хозяйственную деятельность, включающую экспорт и импорт товаров, совместное предпринимательство, а также производственную и научно-техническую кооперацию. [8, c. 49].

Реформирование ВЭД в России началось с 1986 г., когда (в бывшем СССР) вышли следующие постановления (постановления ЦК КПСС и Совмина СССР):

ž «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями» № 991 от 19 августа 1986 г.;

ž «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» № 412 от 16 мая 1989 г. [9, c. 684].

В.Я. Горфинкель справедливо замечает, что «эти постановления принципиально изменили внешнеэкономическую деятельность страны. Если до их выхода государство имело абсолютную монополию на все виды внешнеэкономической деятельности и предприятие являлось простым исполнителем заказов по экспортному производству со стороны внешнеэкономических управлений и ведомств, то после 1989 г. все предприятия и организации получили право самостоятельно выходить на внешний рынок, самостоятельно заключать договоры с партнерами из зарубежных стран, открывать валютные счета и т.д.» [9, c. 684].

Таким образом, предприятие становится основным звеном внешнеэкономической деятельности.

Дальнейшее реформирование ВЭД в России связано с указом Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» № 213 от 15 ноября 1991 г. На основании данного указа была отменена регистрация предприятий и организаций в качестве участников внешнеэкономической деятельности. Практически все предприятия любой организационно-правовой формы собственности могли теперь самостоятельно решать все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с зарубежным партнером.

В настоящее время основной формой ВЭД предприятия в России является внешнеторговая деятельность, которая заключается в экспорте и импорте товаров и услуг между странами. [9, c. 684].

Во внешнеторговой деятельности существуют четыре вида внешнеторговых операций:

ž экспортная операция – продажа иностранному партнеру товара с вывозом его за границу. К экспортным операциям относится и продажа зарубежному партнеру технической документации;

ž реэкспортная операция – вывоз за границу ранее импортированного в страну товара без какой-либо дополнительной доработки. Транспортировка товаров транзитом через страну не является реэкспортом;

ž импортная операция – приобретение у иностранного партнера товара и реализация его на внутреннем рынке страны;

ž реимпортная операция – ввоз в страну ранее экспортированного и не подвергшегося за границей переработке товара (в реимпорт не засчитываются товары временного ввоза – на выставки, ярмарки и т.д.) [1, c. 7 ].

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации практически любое предприятие или организация имеют право самостоятельного выхода на внешний рынок. Это предполагает, что предприятие должно самостоятельно решить все вопросы, касающиеся осуществления внешнеторговой сделки с иностранным партнером. [9, c. 684].

Статистика внешней торговли, представляя собой отрасль экономической статистики, обеспечивающей сбор информации об объеме, структуре и динамике внешней торговли, играет важную роль в мониторинге и регулировании внешнеэкономической деятельности. До 1970-х годов статистика внешней торговли была представлена, по существу, только статистикой внешней торговли товарами. С 1970-х годов страны, а затем и международные организации начали рассматривать статистику внешней торговли услугами как самостоятельный раздел статистики внешней торговли. Отметим, что доля товаров во внешней торговле по-прежнему превышает долю услуг и составляет в последнее время около 80%. Рассмотрим сначала основные черты статистики внешней торговли товарами, а затем дадим характеристику статистике внешней торговли услугами. [8, c. 50].

1.2. Статистика внешней торговли товарами

 

Статистика внешней торговли товарами ведется национальными статистическими службами на основе международных рекомендаций и с учетом специфических потребностей стран. Ниже рассматриваются основные понятия и методологические положения, принятые в этой области статистики. [10, c. 543].

Характеризуя охват данных, Ю.Н. Иванов отмечает, что «в статистике внешней торговли товарами учитываются товары, которые увеличивают запасы материальных ресурсов страны в результате их ввоза (импорта) на ее экономическую территорию или уменьшают эти запасы вследствие их вывоза (экспорта) с этой территории». Это определение уточняется двумя важными пояснениями: 1) учету подлежат не только те товары, которые являются объектами юридически оформленных сделок купли-продажи, но и товары, ввозимые (вывозимые) в результате любых других операций, приводящих к изменению запасов материальных ресурсов страны; 2) учету не подлежат товары, ввозимые на экономическую территорию или вывозимые с нее в ходе в ходе транзитных перевозок, а также временно ввезенные или вывезенные товары. В определении охвата данных используется ряд понятий, содержание которых требует дополнительного пояснения. К таким понятиям относятся прежде всего экономическая территория страны, товары и материальные ресурсы. [10, c. 543].

Экономическая территория страны – это географическая территория, находящаяся под управлением правительства, внутри которой свободно обращаются рабочая сила, товары и капитал. [5, c. 2].

Ю.Н. Иванов определяет товары как «пользующиеся спросом физические объекты, на которые может быть установлено, а затем и передано право собственности. Физические объекты рассматриваются как товары лишь при выполнении всех названных выше условий. Так, если тот или иной физический объект потенциально полезен, но на него не установлены права собственности (морская вода), то он не считается товаром». Материальные ресурсы страны включают любые материальные объекты, находящиеся на ее экономической территории и пригодные для личного потребления или для использования в производственных целях. К ним, например, относятся запасы готовой продукции на складах предприятий и основные производственные фонды. [8, c. 544].

В ряде случаев необходимы дополнительные пояснения в отношении охвата операций. В статистику внешней торговли включаются: 1) немонетарное золото; 2) ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении; 3) товары в бартерной торговле; 4) гуманитарная помощь; 5) товары военного назначения; 6) товары, ввозимые всеми категориями приезжих (включая сезонных рабочих) в значительных размерах, как определено национальным законодательством; 7) товары, пересекающие границы торгующих стран в соответствии с договором о консигнации; 8) товары, используемые как носители информации и программного обеспечения (например, коммерческие компьютерные программы общего назначения, распространяемые на компакт-дисках; компьютерные игры); 9) товары для переработки; 10) товары, пересекающие границы в результате операций между головными подразделениями транснациональных корпораций и их зарубежными филиалами; 11) электроэнергия, газ, вода; 12) товары в финансовой аренде; 13) улов рыбы, минералы с морского дна или утиль, сгружаемые с иностранных судов в национальных портах или приобретаемые национальными судами в открытом море у иностранных судов. [7, c. 863].

В большинстве стран статистика внешней торговли товарами базируется на информации, получаемой таможенными службами в ходе обработки таможенных деклараций. В качестве дополнительных источников информации используются: отчеты предприятий и организаций, продукция которых не декларируется (например, поставка нефтепродуктов по трубопроводам); данные, имеющиеся в распоряжении налоговых служб; платежные документы, поступающие в банковскую систему, а также выборочные обследования предприятий.

Статистическая территория – это часть экономической территории страны, в отношении которой собираются статистические данные. [10, c. 546].

В статистике внешней торговли принято считать, что страна придерживается общей системы торговли, если статистическая территория страны совпадает с ее экономической территорией. Если же статистическая территория страны охватывает лишь часть ее экономической территории, то система торговли называется специальной. Практически если товары, поступающие из-за границы на таможенные склады и свободные зоны (и вывозимые из них), подлежат учету, то имеет место общая система – специальная.

Определяя понятия отечественных и иностранных товаров, Ю.Н. Иванов отмечает, что к отечественным товарам обычно относятся товары, происходящие из экономической территории страны. Соответственно, все прочие товары рассматриваются как иностранные. Товары считаются происходящими из экономической территории страны, если они были: 1) полностью получены (выращены, добыты в качестве полезных ископаемых и т.п.) на этой территории; 2) подвергнуты на ней существенной трансформации, в результате которой были произведены новые товары. [10, c. 546].

В общую величину экспорта включаются все подлежащие учету товары при их вывозе за пределы экономической территории страны, включая отечественные товары и иностранные товары, ввезенные ранее и вывозимые без изменения их состояния (реэкспорт). В общую величину импорта включаются все подлежащие учету товары при их ввозе на экономическую территорию страны, в том числе иностранные товары и отечественные товары, ранее вывезенные из страны и ввозимые без изменения их состояния (реимпорт). [9, c. 686].

Данные об экспорте и импорте отдельных групп представляют собой важнейший тип информации о внешнеторговых связях страны, поскольку дают представление о ее месте в международном разделении труда и степени зависимости от внешних источников сырья и готовой продукции. В целях обеспечения однозначности при решении вопроса о принадлежности отдельных товаров к определенным группам используются товарные классификации. В настоящее время практически все страны используют национальные версии Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), которая представляет собой товарную классификацию (номенклатуру) многоцелевого назначения. Она разработана представителями национальных таможенных служб и экспертами международных организаций под эгидой Всемирной таможенной организации и введена в действие с 1988 г. специальной международной конвенцией.

Статистическая стоимость товаров, учитываемых в статистике внешней торговли, отражает их коммерческую стоимость и стоимость услуг, осуществляемых в связи с экспортом/импортом товаров. Статистическая стоимость экспортируемых товаров определяется как сумма их коммерческой стоимости и стоимости услуг по доставке до границы страны-экспортера (стоимость по так называемым ценам ФОБ – «свободно на борту») Статистическая стоимость импортируемых товаров определяется как сумма их коммерческой стоимости, стоимости услуг по доставке до границы страны-экспортера, а также стоимости услуг по доставке товаров от границы страны-экспортера до границы страны-импортера (стоимость по так называемым ценам СИФ – «стоимость, страховка, транспортировка». [10, c. 546].

Источником данных о стоимости товаров обычно является таможенная стоимость товаров. Последняя определяется в соответствии с правилами и процедуры, оговоренными в национальном законодательстве. Если эти правила и процедуры предполагают определение таможенной стоимости на основе коммерческой стоимости товаров и услуг по их доставке, то таможенная стоимость служит базой для расчета статистической стоимости товаров. Отметим, что коммерческая стоимость – это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары.

Количественный учет международных потоков товаров базируется на их физических свойствах и может иметь в этой связи некоторые преимущества по сравнению со стоимостным учетом. Так, например, национальные данные о количестве вывезенных и ввезенных товаров во многих случаях, в принципе, должны быть более сопоставимы, чем стоимостные данные. Это обусловлено тем, что расхождения между странами в методах определения количества менее значительны, чем в методах определения стоимости. Количественные данные о внешней торговле используются во многих целях, в частности для анализа и планирования пропускной способности транспортных сетей, планирования развития инфраструктуры (например, портового хозяйства), расчета индексов внешней торговли и т.п.

Масса товаров оценивается в килограммах и каратах, длина – в метрах, площадь – в квадратных метрах, объем – в кубических метрах и литрах, электроэнергия – в тыс. кВт * часов, количество по счету – в штуках, парах, дюжинах, тысячах штук и тюках. Обычно страны ведут также количественный учет всех товаров в единицах массы нетто (кроме таких товаров, как электроэнергия, где понятие массы не применяется). Страны, как правило, публикуют коэффициенты пересчета одних количественных единиц в другие.

В практике статистического учета и анализа используются несколько различных определений страны-партнера. К числу наиболее распространенных относятся: страна происхождения, страна покупки, страна назначения, страна последнего известного назначения, страна отправления и страна получения. В целях обеспечения сбора данных, необходимых для разработки и анализа торговой политики, практически все страны следуют рекомендации ООН и считают страной-партнером в статистике импорта – страну происхождения товара (в качестве дополнительной информации – страну отправления), а в статистике экспорта – страну последнего известного назначения. [10, c. 548].

Страны обычно публикуют обобщающие показатели импорта и экспорта ежемесячно, а данные по основным странам-партнерам и товарным группам – ежеквартально. Детальные данные по всем странам-партнерам и товарным группам публикуются ежегодно, а в некоторых странах – и на квартальной основе. В целях обеспечения «прозрачности» публикуемых данных и их правильного использования важно, чтобы пользователи имели четкое представление об источниках статистической информации и методах ее сбора. [10, c. 549].

В целях обеспечения большей степени сравнимости данных статистики внешней торговли национальные статистические службы иногда проводят специальные перерасчеты и публикуют согласованные показатели. Имеется также опыт обмена данными и использования экспортирующей страной статистики импорта стран-партнеров вместо собственных данных по экспорту.


1.3. Статистика международной торговли услугами

 

Статистика внешней торговли услугами – относительно новая и вместе с тем быстро развивающаяся область в деятельности статистических служб большинства стран. Возрастающая важность статистики внешней торговли услугами обусловлена многими факторами, среди которых можно выделить необходимость мониторинга функционирования отраслей сферы услуг в условиях глобализации и потребность в данных для ведения переговоров по условиям международной торговли услугами. В целях оказания помощи странам в этой области ряд международных организаций подготовили и опубликовали Руководство по статистике международной торговли услугами. Дадим характеристику важнейших понятий и методологических положений, специфичных для статистики внешней торговли услугами. [9, c. 688].

Термин «услуги» не имеет общепризнанного и достаточно четкого определения. Как правило, речь идет о различного рода видах деятельности, приводящих к изменениям в состоянии физического или юридического лица. Понятие «изменение в состоянии» трактуется весьма широко, включая изменения в физическом состоянии (например, улучшение здоровья), в интеллектуальном состоянии (получение образования), а также в экономическом состоянии (ремонт принадлежащего данному лицу имущества). Необходимость раздельного учета сделок с товарами и услугами вызвана существенными различиями в организации их производства, маркетинга и потребления. Так, в частности: а) услуги не являются объектами, на которые может быть установлено, а затем и передано право собственности; б) в отличие от товаров время производства услуг зачастую совпадает со временем их потребления; в) услуги обычно нельзя накапливать или транспортировать. Сделки с товарами и сделки с услугами не всегда легко различимы, поэтому статистикам приходится пользоваться практически удобными соглашениями в целях такого разграничения. [10, c. 552].

Для того чтобы определить охват данных, в статистике внешней торговли услугами используются понятия «центр экономического интереса» и «резидент». Физическое и юридическое лицо имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если оно осуществляет и намерено осуществлять далее на этой территории экономическую деятельность и коммерческие сделки в значительных масштабах в течение периода времени не менее одного года. Доказательством таких намерений могут быть регистрация предприятия и приобретение им производственных фондов. Владение землей рассматривается, в частности, как достаточное основание для признания наличия центра экономического интереса. Резидентом страны считается любое физическое или юридическое лицо (предприятие, учреждение), имеющее центр экономического интереса на экономической территории данной страны. [10, c. 553].

Предоставление услуги продавцом покупателю может быть осуществлено четырьмя различными способами.

1. Трансграничное предоставление. Этот способ имеет место, когда поставщик услуги находится в одной стране, а потребитель – в другой.

2. Потребление за границей (когда потребитель выезжает за пределы территории своей страны и потребляет услуги в другой стране).

3. Коммерческое присутствие (когда компания какой-либо страны открывает за рубежом свой филиал, который предоставляет услуги резидентам принимающей страны).

4. Присутствие физических лиц. Другой способ имеет место, когда для предоставления услуги на территорию страны-потребителя приезжает физическое лицо – резидент другой страны. [13, С. 156].

Понятие «внешняя торговля услугами» имеет традиционное и расширенное толкование. Согласно традиционному толкованию к торговле услугами относятся лишь операции между резидентами и нерезидентами. В экспорт услуг включаются услуги, оказанные резидентами страны резидентам, а в импорт услуг – услуги, полученные резидентами от нерезидентов. Согласно расширенному толкованию во внешнюю торговлю услугами включаются и услуги, предоставляемые/получаемые филиалами компаний-резидентов, размещенными и функционирующими в других странах. Поскольку зарубежные филиалы являются резидентами принимающих стран, их операции в этих странах не учитываются статистическими службами стран базирования головной компании ни в счетах платежного баланса, ни в статистике внешней торговли услугами в ее традиционном понимании. [10, c. 554].

Внешнеторговая операция с услугами учитывается на момент их предоставления. Основным источником данных в настоящее время является отчетность банков по платежным операциям резидентов с нерезидентами, которая обрабатывается центральными банками для целей статистики платежного баланса. Другой типичный источник – отчетность различных государственных органов (например, отчетность органов здравоохранения или образования относительно услуг, оказываемых нерезидентам). В последнее время наблюдается тенденция ко все большему использованию результатов статистических обследований предприятий, организаций и домашних хозяйств. [12, С. 79].

Статистическая стоимость экспортируемых и импортируемых услуг должна отражать их фактические рыночные цены. Однако определение стоимости услуг значительно сложнее определения стоимости товаров, поскольку необходимая информация зачастую отсутствует в доступных административных документах. Оценка стоимости услуг должна поэтому базироваться на других источниках, в частности на бухгалтерских данных торгующих партнеров. В тех случаях, когда таковые отсутствуют, следует проводить оценку стоимости на основе данных о стоимости таких же услуг, оказываемых в аналогичных условиях. В торговле услугами значительное место занимают сделки между филиалами одной и той же компании, расположенными в разных странах. В этой ситуации, как и в случае торговли товарами, услуги зачастую предоставляются по трансфертным ценам. Такие цены далеко не всегда отражают реальную стоимость услуг. В случаях существенных расхождений между рыночными и трансфертными ценами трансфертные цены следует заменять оценками, сделанными на основе рыночных цен. [10, c. 555].

Торговля услугами первоначально отражалась лишь в статистике платежного баланса, поэтому первые классификации услуг разрабатывались и применялись центральными банками. В настоящее время большинство стран используют классификацию услуг, рекомендованную Международным валютным фондом (МВФ). В этой классификации выделяется 11 категорий услуг: 1) транспортные услуги; 2) поездки; 3)услуги связи; 4) строительные услуги; 5) страховые услуги; 6) финансовые услуги; 7) компьютерные и информационные услуги; 8) роялти и лицензионные платежи; 9) прочие деловые услуги; 10) услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха; 11) государственные услуги, не отнесенные к другим категориям. [10, c. 556].

В статистике экспорта услуг страной-партнером считается страна, резидентом которой является потребитель услуги. В статистике импорта услуг страной-партнером считается страна, резидентом которой является поставщик (производитель) услуги.

Разграничение торговли товарами и торговли услугами не всегда очевидно. Более того, сложившаяся практика учета такова, что в некоторых случаях имеет место учет одних и тех же операций как во внешней торговле товарами, так и услугами. Поэтому, если национальные статистические службы на провели необходимые перерасчеты, то неправомерно суммировать, например, импорт товаров (как он показан в статистике внешней торговли товарами) и импорт услуг для получения общей величины импорта страны. Так, стоимость импортируемых товаров включает стоимость транспортировки и страхования во время международного транзита товаров. Эти же виды услуг (транспортировка и страхование) включаются в импорт услуг, если они были предоставлены нерезидентами импортирующей страны. Обеспечение более четкого соотношения между данными по торговле товарами и услугами – одна из важнейших задач статистики внешней торговли. [10, c. 556].

1.4. Внешнеэкономические связи и таможенная система

 

К внешнеэкономической относятся все виды коммерческой деятельности предприятий, связанные с взаимоотношениями с юридическими лицами – нерезидентами. При осуществлении таких видов деятельности предприятие обязано строго соблюдать таможенное законодательство и правила осуществления внешнеэкономической деятельности, устанавливаемые Государственным таможенным комитетом РФ. [8, c. 49].

Во внешнеторговых операциях необходимо учитывать, что понятие «территория данной страны» в рамках ее государственной границы может не совпадать с понятием «таможенная территория», т.е. той части территории государства, на которой действует его таможенное законодательство. За пределами таможенной территории в границах данного государства могут оставаться ошфорные и свободные экономические зоны (СЭЗ), а при наличии соответствующих экономических союзов единая таможенная территория может охватывать и территории нескольких суверенных государств. [5, c. 4].

Учитывая, что, за редчайшими исключениями, хозяйственное законодательство данной страны не действует за пределами ее территории, момент пересечения товаром государственной границы является основой учета операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Это обстоятельство имеет большое практическое значение, так как фирма, находящаяся на территории данной страны, оплачивает расходы по производству и транспортировке товара до государственной границы, как правило, в валюте этой страны, а дальнейшие затраты в зависимости от условий договора может нести либо покупатель товара (такая ситуация характерна для отправки грузов морским транспортом, когда покупатель рассчитывается с поставщиком по ценам ФОБ – «свободно по борту»), либо все затраты по доставке товара до места нахождения потребителя несет поставщик, вынужденный при этом оплачивать ввозные пошлины, транспортные тарифы и страховые платежи в свободно конвертируемой валюте (СКВ) или валюте страны, на территории которой расположен покупатель. [8, c. 50].

Таможенное законодательство России предусматривает, что фирма, намеревающаяся экспортировать товары, входящие в специальные перечни (стратегические товары и сырье), должна, во-первых, получить лицензию на право осуществления внешнеэкономической деятельности и, во-вторых, осуществлять ввоз и вывоз товаров в объемах, не превышающих установленных квот (предельных объемов). Практически квотируются главным образом экспорт и только очень ограниченный круг импортируемых товаров (медикаменты и некоторые другие товары). Ограничения, накладываемые законодательством и подзаконными актами на внешнеэкономическую деятельность коммерческих фирм, вынуждают их нередко прибегать к помощи посредников – спецэкспортеров, организаций государственных или находящихся под прямым контролем государственных органов. Помимо законодательных и других правовых методов регулирования внешнеэкономической деятельности фирм государство воздействует на нее и чисто экономическими методами – через таможенную систему. [7, c. 868].

В.Е. Адамов определяет таможенную систему государства как «совокупность таможенных органов, на которые возложены обязанности по учету и контролю за экспортными и импортными операциями, проверке соответствия свойств импортируемых товаров требованиям законодательства и санитарно-гигиеническим условиям, взимание таможенных пошлин и своевременное их перечисление в доходы государственного бюджета». Таможенная система – это совокупность нормативных документов, определяющих размеры, порядок уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары и порядок предоставления таможенных льгот (преференций) вытекающих из международных соглашений о внешнеторговой деятельности государств, входящих в Международный таможенный союз – Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). [8, c. 51].

Тарифная таможенная политика государства – эффективный инструмент воздействия на коммерческие фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, так как эта политика может существенно влиять на стратегию и результаты их деятельности.

Механизм воздействия таможенной политики на деятельность фирм в области их операций по экспорту и импорту вытекает из следующих моментов. [8, c. 52].

Обложение импортируемых товаров импортными пошлинами, акцизами и НДС на уровне, предусмотренном для аналогичных товаров отечественного производства, преследует прежде всего защиту интересов отечественных изготовителей товара, повышение его конкурентоспособности на внутреннем рынке. [7, c. 871].

Статистическая информация по внешней торговле содержит данные о количестве и стоимости экспорта и импорта; сальдо внешнеторговых балансов; дает представление о стране происхождения и стране назначения того или иного товара, условиях поставки, ценах и т.п.

Исчисленные в денежном выражении экспорт и импорт являются основными экономическими показателями, на базе которых рассчитываются средние цены, эффективность внешней торговли, сальдо внешнеторгового баланса, определяются роль и место внешней торговли в платежном балансе страны.

М.Г. Назаров отмечает, что «учет товаров, обращающихся во внешней торговле, осуществляется посредством не только стоимостных, но и количественных показателей, что позволяет получать данные о ценах конкретных сделок или среднестатистических ценах». [7, c. 875].

В таможенной статистике используются следующие понятия и показатели: отчетный период; направление товаропотока (ввоз и вывоз); страна происхождения при ввозе; страна назначения при вывозе; статистическая стоимость; код и наименование товара; вес нетто; код и наименование дополнительных единиц измерения; количество по дополнительным единицам измерения; характер сделки; вид таможенного режима; категория отправителя (получателя) товара; регион (республика, край, область, г. Москва и г. Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ). [8, c. 53].

Для факторного анализа изменений стоимостных объемов экспорта-импорта таможенной статистикой исчисляется взаимосвязанная система индексов: стоимости (Ipq), внешнеторговых цен (Ip), и физического объема (Iq). Индексы внешней торговли исчисляются в целом по экспорту-импорту России и по укрупненным товарным группам. [7, c. 875].


II. Нормативная база статистической отчетности о внешнеэкономической деятельности предприятий

 

Для анализа и учета внешнеэкономической деятельности предприятий используются такие формы отчетности как № 8-ВЭС – рыба (срочная) (сведения об экспорте (импорте) рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов), № 8-ВЭС – бункер (сведения об экспорте (импорте) бункерного топлива), № 8- ВЭС (услуги) (сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности) и другие. В данной курсовой работе мы рассмотрим заполнение формы № 8- ВЭС (услуги) [Приложение А].

Заполнение показателей формы № 8- ВЭС (услуги)

Раздел 1. Сведения об оказанных услугах, выполненных работах, передаче результатов интеллектуальной деятельности, без учета услуг по перевозке грузов и пассажиров

Данный раздел включает: туристические услуги (поездки), услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, услуги по аренде транспортных средств и оборудования (фрахтование) без операторов на срок до 1 года (оперативный лизинг), платежи за право пользования активами нефинансовыми нематериальными (роялти, паушальные), услуги в сфере культуры, отдыха, образования, медицины, прочие виды услуг, не вошедшие в перечисленные.

Учет видов услуг и их кодирование осуществляется предприятием в соответствии с перечнем кодов по Временному классификатору услуг во внешнеэкономической деятельности (ВКУ ВЭД), который имеется в территориальных органах Росстата. Данные формы заполняются в разрезе шестизначных и девятизначных кодов ВКУ ВЭД.

В графе 3 приводятся коды видов расчетов.

Раздел «Справочно» заполняется организациями, осуществляющими деятельность в области международного туризма. В разделе отражается численность российских (иностранных) граждан, въехавших (выехавших) по туристическим путевкам и их стоимость (исключая перепродажу путевок между российскими организациями-резидентами) без учета стоимости проезда.

Раздел 2. сведения об оказанных услугах по перевозке грузов и пассажиров

В данном разделе показывается: обслуживание любыми видами транспорта, аренда транспортных средств с экипажем (фрахтование),связанная с грузовыми и пассажирскими перевозками на срок до 1 года (оперативный лизинг), а также вспомогательные транспортные услуги, включающие: погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование, упаковку и переупаковку грузов, техническое обслуживание и текущий ремонт в морских и воздушных портах, буксировку, проводку судов, вождение самолетов, эксплуатацию и уборку транспортного оборудования, спасательные операции и сопутствующие им услуги, а также комиссионные и сборы, связанные с пассажирскими и грузовыми перевозками.

Раздел включает следующие подразделы:

2.1 – поступления денежных средств российским предприятиям;

2.2 – расходы российских предприятий за рубежом;

2.3 – платежи денежных средств зарубежным предприятиям;

2.4 – расходы зарубежных предприятий в России.

Сведения об оплате грузовых и пассажирских перевозок приводятся в показателях брутто, до уплаты комиссионных и сборов.

Сведения о перевозках различными видами транспорта представляются по каждому виду транспорта отдельно.

Подраздел 2.1. Поступления денежных средств российским предприятиям

Поступления от международных грузовых перевозок (без учета стоимости страхования грузов).

По строке 03 приводятся данные о начисленных к поступлению средств за перевозку товаров, экспортируемых из России, от границы России по территории одного или нескольких иностранных государств до получателя-импортера. В отчетность не включается часть оплаты перевозок, экспортируемых товаров, которая относится к перевозкам по территории России. При учете поступлений средств от транспортировки трубопроводным транспортом в отчетности показывается только стоимость услуг за транспортировку (без учета объема экспортируемого товара).

По строке 04 отражаются сведения о начисленных к поступлению средствах за перевозку импортируемых в Россию товаров. Отчитывающиеся предприятия показывают только данные о стоимости транспортировки по территории страны-экспортера. В отчет не включаются поступления средств за грузоперевозки от границы страны-экспортера до получателя импортера в России.

По строке 05 – отражаются сведения о начисленных к поступлению средствах за транзитные перевозки по территории России товаров, не относящихся к экспорту или импорту Российской Федерации.

По строке 06 – отражаются сведения о начисленных к поступлению средствах за транспортировку по территории иностранных государств, не относящихся к экспорту или импорту Российской Федерации.

Поступления от международных пассажирских перевозок

По строке 08 – отражаются начисленные к поступлению средства от реализации за рубежом билетов для проезда в Россию и (или) обратно.

По строке 09 – начисленные к поступлению средства от реализации за рубежом билетов для проезда по территории зарубежных государств.

По строке 10 – начисленные к поступлению средства от реализации за рубежом билетов для проезда по территории России.

Подраздел 2.2. Расходы российских предприятий за рубежом и

Подраздел 2.4. Расходы зарубежных предприятий в России.

По строкам 12 и 21 отражаются транспортные комиссионные и сборы, связанные с грузовыми и пассажирскими перевозками. При этом не отражаются платежи российских предприятий за использование трубопроводного транспорта, проходящего на территории иностранного государства.

По строкам 13 и 22 показываются вспомогательные и дополнительные транспортные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и складирование, техническое обслуживание и текущий ремонт в морских и воздушных портах, упаковку и переупаковку грузов, буксировку, проводку судов, вождение самолетов, лоцманские и навигационные услуги, эксплуатацию и уборку транспортного оборудования, спасательные операции и сопутствующие им услуги.

По строкам 14 и 23 указываются расходы на закупку топлива и прочих товаров (продуктов питания, материально-технических запасов), необходимых для обеспечения работы транспортных средств и их экипажей в пути.

По строкам 15 и 24 отражаются расходы команды: оплата проживания, питания, лечения, и другие расходы, связанные с пребыванием экипажей транспортных средств за рубежом.

Подраздел 2.3. Платежи денежных средств зарубежным предприятиям (без учета стоимости страхования грузов)

По строке 17 включаются данные о начисленных к оплате средствах зарубежным транспортным компаниям за перевозки по территории России товаров, относящихся к экспорту или импорту Российской Федерации, а также внутренние перевозки российских тов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...