Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль над самостоятельной работой студентов осуществляется в виде домашних контрольных работ.

Преподаватель истории, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета ИГУ ВАСИЛЬЕВА Наталья Федоровна.

Задания студентам заочного отделения факультета психологии по предмету

История 2014 - 2015 гг.

1. Рекомендуемая литература:

Учебники и пособия

1. Деревянко А.П. История России с древнейших времен до начала ХХ1 в.: учеб. пособие / А.П.Деревянко. Н.А.Шабельникова.- М., 2006.

2. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. под ред. А.Н.Сахарова. М:ТК Велби, изд-во Проспект.-2008.

3. Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов / Под ред. В.В.Фортунатова.-Спб.:Питер. 2005.

4. Орлов А.С. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 2-е изд. Перераб. и доп. – М., 2007.

5. Орлов А.С. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2009.

7. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. М.ТК Велби, ЗАО «КноРус». - 2008. -544 с.

 

Интернет.

1. http://janaberestova.narod.ru/resources.html - электронная библиотека и коллекция ссылок на полные тексты исторических документов и книг, курируется Санкт-Петербургским государственным университетом

2. http://www.gumer.info/ - коллекция полнотекстовых источников, литературы и ссылок по отечественной истории

3. http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории

8. http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - сайт исторического факультета Московского государственного университета, раздел электронной библиотеки исторической литературы и первоисточников

9. http://www.history.pu.ru/biblioth/index.htm - сайт исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, раздел библиотеки исторической литературы

 

Вопросы к экзамену

 

1. Этногенез восточных славян. Восточные славяне в древности.

2. Образование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи.

3. Норманская теория. Ее обоснование и опровержение.

4. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Древнерусское государство в оценках современных историков.

5. Принятие христианства на Руси - причины, формы, последствия. Роль церкви в древнерусском обществе.

6. Эволюция древнерусской государственности в XI-XII вв. Объективные и субъективные предпосылки феодальной раздробленности Руси.

7. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.

8. Монголо-татарское нашествие, иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.

9. Германо-скандинавская экспансия в Северо - Западной Руси. Александр Невский.

10. Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель.

11. Предпосылки, причины и основные этапы объединения русских земель вокруг Москвы. Присоединение Новгорода и Твери.

12. Становление государственности и власти великого князя в конце ХУ – первой трети ХУ1 вв. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г.

13. Иван 1У – первый царь Всея Руси.

14. Альтернативы реформирования страны: «Избранная рада» и опричнина.

15. Кризис власти конца ХУ1 в.: предпосылки, сущность, последствия.

16. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.

17. Феномен Ренессанса и его особенности в различных странах Европы.

18. Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины.

19. Первые буржуазные революции и развитие капиталистических отношений.

20. Тридцатилетняя война в Европе и создание Вестфальской системы международных отношений.

21. «Великая смута» начала ХУII в.

22. Церковная реформа патриарха Никона и ее воздействие на развитие отечественной культуры.

23. Исторические предпосылки российской модернизации ХУIII в.

24. Реформы Петра 1: цели, содержание, характер, последствия.

25. Внешняя политика Петра 1: от решения назревших национальных задач к решению задач имперских. Создание флота. Войны.

26. «Дворцовые перевороты» и усиление аристократии и гвардии.

27. Екатерина Великая и ее политика «просвещенного абсолютизма»: содержание, особенности, противоречия. Общие итоги социального развития России в ХУIII в.

28. Международная политика Екатерины II. «Великий прорыв» на южном и западном направлении.

29. Либеральные проекты и реформы Александра Первого. Программа реформ М.М.Сперанского.

30. Движение декабристов. «Русская Правда» П.Пестеля. Конституция Н.Муравьева.

31. Внутренняя политика Николая 1. Усиление реакции.

32. Буржуазно-демократические реформы 60-70-х гг. XIX в.: земская, судебная, военная, реформы в сфере образования. Сущность крестьянской реформы XIX в.

33. Общественное и революционное движение в России в XIX в. Славянофилы. Западники.

34. Народничество в России: основные этапы и направления, место и роль в общественном движении России во второй половине XIX в.

35. Создание и деятельность российских партий в начале ХХ в. (монархические, либеральные, социалистические).

36. Модернизация политической системы России в начале ХХ в. Создание Российского парламента – Государственной Думы.

37. Столыпинская политика модернизации.

38. Мировой политический кризис 1914 г. Россия в Первой мировой войне.

39. Создание Версальской системы международных отношений.

40. Падение самодержавия и установление двоевластия. Альтернативы политического развития России после февраля 1917 г. Временное правительство и Петроградский Совет.

41. Приход большевиков к власти в октябре 1917 г. Формирование однопартийной политической системы.

42. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, результаты и последствия. Классы и партии в войне.

43. Образование СССР.

44. Особенности международных отношений в 20-30-гг. ХХ в.

45. Индустриализация и коллективизация в СССР.

46. Формирование тоталитарного политического режима в СССР в 20- 40- е гг. ХХ в. Массовые репрессии: предпосылки и последствия.

47. Пакт о ненападении с Германией. Советско-германское сближение: дискуссии последних лет.

48. Сентябрь 1939 года: «четвертый раздел» Польши.

49. Начало германской агрессии на СССР и причины неудач Красной Армии.

50. Основные военные действия во время Великой отечественной войны. Источники и цена победы советского народа в войне.

51. Внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

52. ХХ съезд КПСС: начало критики сталинизма, ее ограниченный характер.

53. «Новый экономический курс» Брежнева в первой половине 60- х гг. ХХ в: идеология, направления, итоги.

54. Эпоха М.С.Горбачева. Стратегия «ускорения социально-экономического развития» и ее провал.

55. Время Б.Н.Ельцина: экономика и политика. Конституция 1993 г.

56. Распад СССР и его геополитические последствия.

57. Основные направления экономической, социальной и международной политики Президентов РФ В.В.Путина и Д.А.Медведева в 2000-2012 гг.

 

 

3. Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов.

1. Можно ли считать, что татаро-монгольское иго было более «предпочтительно» для Руси, чем возможное господство немецких феодалов?

2. Правомерно ли ставить вопрос о том, что монгольское иго задержало развитие Руси на 300 лет? Почему?

3. Можно ли утверждать, что «отставание» Руси в ее развитии от стран Запада сложилось именно в ХIII - ХV вв.? Почему?

4. В чем причины распада Древнерусского государства и его последствий?

5. В чем вы видите причины перехода власти к опричному террору? Можно ли было решить стоявшие перед властью задачи иным путем?

6. Под влиянием каких причин шел процесс закрепощения крестьян в ХV1 веке?

7. Чем можно объяснить усиление роли государства в экономической и духовной жизни страны во второй половине ХV1 в?

8. Как вы понимаете термин «сословно-представительная монархия»?

9. Охарактеризуйте Ивана IV как государственного деятеля. Каково Ваше отношение к этой фигуре российской истории?

10. Чем вы можете объяснить Смуту и кризис власти в начале ХVII века?

11. Чем вы можете объяснить причины непрерывных социальных выступлений крестьян, горожан, стрельцов, казаков, религиозных кругов в ХVIII веке?

12. Какие существовали альтернативы развития высшей политической власти в начале ХVII века? Почему после Смуты эта альтернатива была, по существу, исчерпана?

13. Чем вы можете объяснить огромные территориальные приобретения России в ХVII в? Какие положительные и негативные последствия они имели для будущего страны?

14. Каковы важнейшие причины реформ Петра I в области государственного управления?

15. В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными? Почему?

16. В чем вы видите единство и противоречия целей и методов петровских преобразований?

17. Проследите воздействие реформ Петра I на изменение социального статуса, образа жизни и сознания различных социальных групп.

18. Можно ли считать, что после Петра 1 Россия шла по начертанному им пути? Почему?

19. Как вы определили бы идейные основы царствования Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II?

20. О каком периоде и почему говорят как о «золотом веке русского дворянства?»

21. Что такое «просвещенный абсолютизм» Екатерины II?

22. Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце ХIХ – начале ХХ в?

23. Вокруг каких проблем общественного развития страны велась политическая борьба в конце ХIХ – начале ХХ в?

24. Как понимали различные политические партии России перспективы развития страны в начале ХХ в?

25. Чем вы можете объяснить стремительный и относительно бескровный характер февральской революции? Какие альтернативы открывались перед страной после февраля?

26. Существовали ли осенью 1917 г. возможности предотвращения выступления большевиков? Чем вы можете объяснить причины победы большевиков в Октябре?

27. В чем вы видите объективные предпосылки индустриализации экономики СССР? Существовала ли такая проблема в дореволюционной России?

28. В чем вы видите объективные предпосылки коллективизации сельского хозяйства в СССР?

29. Существовали ли объективные предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР? Объясните свой ответ.

30. Что общего и в чем разница понятий «тоталитарный режим», «режим личной власти Сталина», «командно-административная система», «политическая система победившего социализма»?

31. Как вы понимаете определение «враг народа», употреблявшееся в 30-е гг. ХХ в?

32. Каковы, на ваш взгляд, причины германо-советского сближения в 1939 г.? Существовали ли альтернативы этому?

33. Каков характер подписанных с Германией в августе-сентябре 1939 г. секретных соглашений?

34. Чем можно объяснить необходимость всестороннего реформирования советского общества после смерти Сталина?

35. Чем вы можете объяснить непрерывные реформы и реорганизации в области управления народным хозяйством во второй половине 50- х гг. 20 в? Какие результаты они имели для экономического роста страны?

36. Каковы причины разрушения тоталитарной государственности СССР в начале 90-х гг. ХХ в?

37. Почему после окончания «холодной войны» произошло снижение политического авторитета и военно-экономического положения нашей страны на мировой арене?

38. Чем вы можете объяснить начавшуюся «оттепель» в духовной и политической жизни страны в эпоху Н.С.Хрущева?

39. Какие социальные достижения «великого десятилетия» представляются Вам наиболее значимыми? На чем они были основаны?

40. Каковы причины кризисных явлений в экономической сфере в 60-80-е гг. ХХ в? Что означают термины «застой», «теневая экономика», диссиденты?

41. Каковы причины разрушения тоталитарной государственности СССР в начале 90-х гг. ХХ в.?

42. Каковы предпосылки распада СССР? Можно ли поставить вопрос так: «Кто более всего виноват в распаде СССР?».

 

Контроль над самостоятельной работой студентов осуществляется в виде домашних контрольных работ.

Студент должен представить две контрольные работы из шести предложенных тем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...