Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине

Психология творчества

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. ПОНЯТИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА.

Место и значение творчества в жизни человека. Потребность общества в творческих людях. Потребность человека быть творческим. Креативность в профессиональной деятельности специалистов художественно-творческой сферы.

Творчество как вид деятельности. Креативность как способность к творчеству. Соотношение понятий «творчество» и «креативность». Подходы в изучении творчества. Наиболее распространенные заблуждения и стереотипы в отношении творчества и творческих способностей. Мифы о креативности.

Виды и типы барьеров креативности.

 

Тема 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТВОРЧЕСТВО.

Ощущение и восприятие в творческом процессе. Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета. Воображение (представление) и творчество. Память и внимание в творческом процессе. Эмоции и воля в творчестве. Речь и мышление в творчестве.

Тема 3. ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление. Продуктивное и репродуктивное типы мышления. Дивергентное и конвергентное виды мышления. Логика и интуиция. Соотношение логики и интуиции в творческом мышлении. Понятие «центрального звена» творческого мышления. Нейропсихологические основы творческого мышления. Латеральное мышление Эдварда де Боно.

Тема 4. ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ НОВОГО.

Активное и пассивное воображение. Артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее воображение. Произвольное и непроизвольное воображение. Механизмы воображения.

Тема 5. ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.

Фазовый характер решения творческих задач. Классификации этапов творческого процесса П.К. Энгельмейера и П.М.Якобсона, Г.Селье. Этапы творческого процесса по А.Пуанкаре, Ж.Адамару, Г. Уоллесу, Дж.Дьюи, Д.Россмэну. Три стадии в решении творческой задачи по Г.С. Альтшуллеру. Четыре фазы творческого процесса по Я.А. Пономареву. Этапы художественного творчества.

Тема 6. ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И СПЕЦИФИКА ИХ РЕШЕНИЯ.

Критерии выделения типов проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций по В.Ф.Спиридонову. Личностно - рефлексивный аспект творческих решений

 

Тема 7. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ (ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ).

Методики диагностики продуктивности, гибкости и оригинальности мышления. Методики диагностики творческих способностей. Методики Дж. Гилфорда и П. Торранса. "Генерирование вариантов значений" (тест Гетзельса и Джексона).

Опросник креативности Джонсона. Методика «Словесный лабиринт».

Тема 8. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Индивидуальные и групповые методы решения творческих задач. Метод свободных ассоциаций. Метод инверсии. Сущность и основные преимущества комбинаторных методов развития креативности. Метод морфологического анализа: его краткое описание, основные принципы, преимущества и недостатки (Ф.Цвики). Метод «дневников». АРИЗ и ТРИЗ как методы решения изобретательских задач. «Мозговой штурм». Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Синектика. Метод аналогий и виды аналогий. Дискуссия. «Шесть шляп мышления» Э.Де Боно.

 

Тема 9. СПОСОБНОСТИ, ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

Генетические и социальные детерминанты творческих способностей. Задатки и творческие способности. Общие и специальные способности. Одаренность и талант. Природа художественного таланта. Природа гениальности: концептуалисты и экспериментаторы (Дэвид Гэленсон). Гениальность и сумасшествие (Г.Ламброзо). Дети «индиго». «Люди дождя»: секрет «савантов».

Тема 10. ТИПОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА.

Понятие типа и стиля творческой деятельности. Типологии творчества В.Освальда, Луи де Бройля, А.Пуанкаре Д. Прайса, М. Фарадея, Г. Гоффа и Г. Вудвортса.

Тема 11. МОТИВАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО.

Мотивационная основа творчества. Закон Йеркса-Додсона. Мотивация различных этапов творчества. Индивидуальный мотивационный профиль личности и творчество.Интерес, любопытство и любознательность как мотивационные компоненты творчества.

Тема 12. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ТВОРЧЕСТВА.

Творчество как самоактуализация, самовыражение. Вдохновение и его истоки. Творчество как нравственное наследие. Творчество как выражение настроения своего поколения. Гуманистическая психология о творческой личности-актуализаторе.

Тема 13. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ТВОРЧЕСТВО.

Индивидуальное и коллективное бессознательное. «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоаналитической теории З.Фрейда. Архетипы (К.Г.Юнг) и художественное творчество. Образы и символы. Мифы, сказки – творчество коллективного бессознательного (К.Г.Юнг).

Тема 14. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.

Творец и продукт творчества. (Шоу Б. Пигмальон, Уайлд О. Портрет Дориана Грея). Персонажи творчества как субличности автора (Флобер Г. Мадам Бовари). Творчество как катарсис: сущность и ипостаси («… Над вымыслом слезами обольюсь»). Арт-терапия. Театротерапия. Кинотерапия.

Тема 15. ЖИЗНЬ КАК ТВОРЧЕСТВО.

Творческая составляющая человеческой жизни. Психологические игры как творческая составляющая жизни человека. Игры как творчество. Транзактный анализ Э.Берна.

Тема 16. РАЗВИТИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО РЕСУРСА– КРЕАТИВНОСТИ.

Техники Бернетта для стимулирования творческих идей (шесть принципов). Упражнения на развитие креативности: «комбинаторика, нахождение общего», «безумный генетик», «сумасшедший архитектор», «десять плюс десять», «нейминг».

Метод «ожидание вдохновения», «метод Меттчета», методика «ликвидация безвыходных ситуаций».

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

1. Место и значение творчества в жизни человека. Потребность общества в творческих людях. Потребность человека быть творческим.

2. Соотношение понятий «творчество» и «креативность». Подходы в изучении творчества.

3. Наиболее распространенные заблуждения и стереотипы в отношении творчества и творческих способностей. Мифы о креативности.

4. Виды и типы барьеров креативности.

5. Ощущение и восприятие в творческом процессе.

6. Ассоциативное, культуральное и психологическое восприятие цвета.

7. Воображение (представление) и творчество. Виды и типы воображения. Механизмы воображения.

8. Память и внимание в творческом процессе.

9. Эмоции и воля в творчестве.

10. Речь и мышление в творчестве.

11. Конкретно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление.

12. Продуктивное и репродуктивное типы мышления. Дивергентное и конвергентное виды мышления.

13. Логика и интуиция. Соотношение логики и интуиции в творческом мышлении. Понятие «центрального звена» творческого мышления.

14. Нейропсихологические основы творческого мышления.

15. Латеральное мышление Эдварда де Боно.

16. Классификации этапов творческого процесса П.К. Энгельмейера и П.М.Якобсона, Г.Селье.

17. Этапы творческого процесса по Пуанкаре, Ж.Адамару, Г. Уоллесу, Дж.Дьюи, Россмэну..

18. Три стадии в решении творческой задачи по Г.С. Альтшуллеру. Четыре фазы творческого процесса по Я.А. Пономареву.

19. Критерии выделения типов проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций по В.Ф.Спиридонову.

20. Методики диагностики продуктивности, гибкости и оригинальности мышления. Методики диагностики творческих способностей Дж. Гилфорда и П. Торранса. "Генерирование вариантов значений" (тест Гетзельса и Джексона).

Опросник креативности Джонсона. Методика «Словесный лабиринт».

21. Метод свободных ассоциаций. Метод инверсии. Метод «дневников».

22. Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Морфологический анализ.

23. АРИЗ и ТРИЗ как методы решения изобретательских задач.

24. «Мозговой штурм». Синектика. Метод аналогий и виды аналогий

25. Дискуссия. «Шесть шляп мышления» Э.Де Боно.

26. Генетические и социальные детерминанты творческих способностей. Задатки и творческие способности. Общие и специальные способности.

27. Одаренность и талант. Природа художественного таланта. Природа гениальности: концептуалисты и экспериментаторы (Дэвид Гэленсон).

28. Гениальность и сумасшествие (Г.Ламброзо). Дети «индиго». «Люди дождя»: секрет «савантов».

29. Понятие типа и стиля творческой деятельности. Типологии творчества В.Освальда, Луи де Бройля, А.Пуанкаре Д. Прайса, М. Фарадея, Г. Гоффа и Г. Вудвортса.

30.Мотивационная основа творчества. Закон Йеркса-Додсона.

31. Мотивация различных этапов творчества. Индивидуальный мотивационный профиль личности и творчество.Интерес, любопытство и любознательность как мотивационные компоненты творчества.

32. Творчество как самоактуализация, самовыражение. Вдохновение и его истоки.

33. Творчество как нравственное наследие. Творчество как выражение настроения своего поколения. Гуманистическая психология о творческой личности-актуализаторе.

34. Индивидуальное и коллективное бессознательное. «Ид», «Эго» и «Супер-Эго» в психоаналитической теории З.Фрейда.

35. Архетипы (К.Г.Юнг) и художественное творчество. Образы и символы. Мифы, сказки – творчество коллективного бессознательного (К.Г.Юнг).

36. Творец и продукт творчества. (Шоу Б. Пигмальон, Уайлд О. Портрет Дориана Грея). Персонажи творчества как субличности автора (Флобер Г. Мадам Бовари).

37. Творчество как катарсис: сущность и ипостаси («… Над вымыслом слезами обольюсь»). Арт-терапия. Театротерапия. Кинотерапия.

38.Творческая составляющая человеческой жизни. Психологические игры как творческая составляющая жизни человека. Транзактный анализ Э.Берна.

39. Техники Бернетта для стимулирования творческих идей (шесть принципов).

40. Упражнения на развитие креативности: «комбинаторика, нахождение общего», «безумный генетик», «сумасшедший архитектор», «десять плюс десять», «нейминг».

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: Академия, 2007. - 320 с.

2. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2003. – 187 с.

3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. - 448 с.

4. Психология художественного творчества Хрестоматия Составитель т. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 2003. – 752 с.

5. Ушаков Д.В. Психология творчества. М.: Изд-во «ИП РАН», 2006. -624 с.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лабиринт-К, 2008. -352 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...