Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальное образование

Музыкальное образование в России XVIIIв.

 

Музыкальная культура

Освобожденное от средневекового аскетизма русское искусство смело вошло в систему общеевропейской культуры и с самого начала заявило о себе как о своеобразном и самобытном явлении. В XVIII в. формируется русская литература нового времени, закладываются основы нового литературного языка(в творчестве А. Кантемира, М. Ломоносова, В. Тредиаковского, Г. Державина и др.), развивается русская живопись(творения Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова) и богатейшее русское зодчество, достигшее вершин в эпоху классицизма в архитектуре(великолепные ансамбли Санкт-Петербурга).С XVIII столетием связано появление новых жанров и стилей, возникновение первого государственного театра, первой русской оперы, новых учебных заведений, выпуски первых газет и журналов. Именно с XVIII в. началось формирование нового типа культуры, определившего последующее развитие музыкального искусства. Складывающееся здание культуры Нового времени было европейским по характеру и национальным по сути.

В музыкальном искусстве XVIII столетия шло обогащение музыкального мышления, музыкального языка, всех жанровых форм художественного творчества. Итогом этого процесса стало формирование национальной композиторской школы.

Светская музыкальная культура европейского плана практически строилась заново, начиная с самых простейших инструментальных форм. За несколько десятилетий необходимо было освоить новые для России жанры музыки, западноевропейские инструменты и сложные профессиональные структуры оперы, оратории, увертюры, сонаты и т. д.Искусство Нового времени в России формировалось на крепком фундаменте многовековой певческо-хоровой традиции и богатейшего народного творчества. В XVIII в. в области музыкального искусства осуществлялся на практике своеобразный компромисс и синтез между «своим» и «чужим». В русском искусстве на протжкении XVIII в. достаточно отчетливо прослеживаются эстетико-стилевые течения, свойственные западноевропейской культуре этого столетия в целом: классицизм, сентиментализм, предромантизм. Преломление их, однако, в условиях отечественной традиции носило своеобразный характер.

Классицистские, сентименталистские и предромантические элементы часто сосуществовали в творчестве одного и того же композитора.(Например, в хоровых концертах Д. С. Бортнянского; в сочинениях В. Пашкевича, Е. Фомина). Велик был приток иностранных музыкантов, значительных композиторов. Сочинения Ф. Арайи, Т. Траэтта, Б. Галуппи, Г. Раупаха, И. Керцелли сыграли принципиальную роль в общем художественном развитии благодаря своей связи с выдающимися явлениями отечественной драматургии. По утверждению Б. Асафьева «русский музыкальный XVIII век был процессом исторически-закономерного освоения западноевропейской культуры, вокальной и инструментальной».

Связи с итальянской и французской культурами воздействовали на профессиональное музыкальное творчество русской народной песенности, обусловив «неизбежное перерастание песенной попевочно-подголосочной культуры Древней Руси в городскую прогрессивную культуру западноевропейского инструментализма» (Б. Асафьев).

Художественное многообразие русской музыки XVIII в. определялось расцветом дворянского любительства (Г. Теплов, Ф. Дубянский), творчеством даровитых самородков из народа (М. Соколовский, Д. Зарин), деятельностью энергичных пропагандистов народной песни (М. Чулков, В. Трутовский, Н. Новиков, И.Прач).

Последние десятилетия XVIII в. ознаменованы созданием русской национальной композиторской школы, представленной такими выдающимися композиторами европейского масштаба, как Д. Бортнянский, Е. Фомин, В. Пашкевич, М. Березовский, И. Хандошкин. При ярко выраженном индивидуальном своеобразии каждого из них, следует отметить присущие им общие черты, характеризующие особенности русской композиторской школы: опора на русские национально-песенные истоки; овладение мастерством, методами, приемами, сформировавшимися в музыкальном искусстве западноевропейских стран.

Ведущим жанром в русской культуре XVIII в. становится опера – лирико-бытовая, фантастическая, социально-обличительная.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Петровские преобразования повлияли на систему музыкального обучения: оно приобрело широкий общественный характер. Возникли новые для России формы музицирования, появилась новая социальная категория – артист-исполнитель. Профессионализация обучения определила формирование композиторской школы. Становление музыкального образования нового типа шло под воздействием западноевропейского и русского Просвещения. Вопросам музыкального образования уделяли внимание Ф. Прокопович и В. Татищев, Г. Теплов и А. Кантемир, И. Бецкой и Янкович де Мириево, А. Радищев и Н. Новиков.

В XVIII в. ведутся поиски путей теоретического осмысления вопросов воспитания и практических форм их решения. Деятели Петровской эпохи – Ф. Прокопович, Ф. Салтыков, В. Посошков, В. Татищев, А. Кантемир, постулировали следующие общепросветительские установки: извлечение государственной пользы путем просвещения народа, организация школ и школьных библиотек, обучение пению через «распространение певчих книг», оркестровое обучение в армии. В конце века будет сформулирована актуальная для русской педагогики идея целостного художественного образования и воспитания, которая станет основой государственной образовательной политики.

К концу XVIII в. в России сложилась уникальная система музыкального образования, которая охватила все слои русского общества. Хоровое пение было введено в программы обучения в цифирных гарнизонных и церковно-приходских школах. Сферы влияния духовной и светской музыки были очень близки. Ни одно учебное заведение светского характера не обходилось без хора, который исполнял духовную музыку. Многие церкви имели прекрасные хоры. Благодаря многовековой традиции хоровой культуры, профессиональная и народная музыка во многом пересекались и не подразделялись на две самостоятельные сферы. Несколько поколений русских философов, мыслителей, общественных деятелей приняло участие в разработке концепции целостного художественного образования и воспитания в России.

 





 


 


 

 


 





 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...