Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Психология здоровья в спорте.




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА» СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

 

Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 «Психология», квалификация (степень) специалист и включает следующие разделы.

Раздел 1. Введение в психологию спорта

Тема 1. Предмет и структура психологии спорта.

Психология спорта как отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательной активности, спортивной тренировки, подготовки и выступлений на соревнованиях, участия в различных формах общественной жизни, связанных с спортом. Психологическое сопровождение подготовки спортсменов и тренеров к спортивным соревнованиям – в индивидуальной и командной работе психолога; специфика психологической работы в детском и юношеском спорте.

Школы и теории.

Теория деятельности А.Н. Леонтьева, теория двойного кодирования, модель PETTLEP; модель способности спортсменов к образным представлениям; теория символического обучения; психонейромышечная теория; концепция Ю.Л. Ханина.

Методы и методики.

Опросник SIQ; метод мысленной тренировки.

 

Раздел 2. Психомоторная организация человека

 

Тема 1. Психология двигательной активности.

Кинематические, динамические и биоэлектрические характеристики движения человека. «Принцип сенсорных коррекций», как основной механизм управления движениями человека и животных. Эксперименты В.С. Геллерштейна по развитию чувства времени в ракурсе изучения соотношения когнитивных и моторных временных интервалов.

Школы и теории.

Фундаментальные теории и концепции организации и управления двигательными действиями: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, Е.Н. Соколова, А.В. Запорожца, П.А. Рудика, Дж. Адамса, Р. Шмидта.

Операциональные и деятельностные представления о развитии умений и навыков.

 

Тема 2. Построение движения в предметной среде.

Модели построения движения в предметной среде: двухфазная модель П.Я. Гальперина (ориентировка, исполнительное действие); трехфазная модель О.Н. Чернышевой (ориентировка, психосоматическая установка, исполнительная деятельность). Основные направления в изучении движений в предметной среде в спорте (движение как явление физики - скорость, траектория; явление физиологии - особенности работы мышцы в статическом и динамическом движении, усилие; движение в биомеханике - типы равновесия, положение тела и позы; явление психологии - движение как действие, смысл и цель в построении движения.

 

Раздел 3. Личность и организация деятельности психолога в спорте

Тема 1. Особенности профессиональной деятельности психолога в спорте.

Спорт как сфера профессиональной деятельности психолога. Специфические требования деятельности психолога в спортивной сфере. Профессиональный статус спортивного психолога. Особенности психологической работы в спорте с различными возрастными и социальными категориями населения. Психотравмирующие факторы профессиональной деятельности спортивного психолога. Профессиональная самореализация спортивного психолога.

 

Тема 2. Личностные особенности и профессионально-важные качества спортивного психолога.

Личностные свойства психолога как факторы эффективности мероприятий психологического сопровождения тренировочной деятельности. Личностные качества, интересы и склонности, способствующие эффективности профессиональной деятельности и качества личности, препятствующие этому. Роль спортивного психолога в развитии способностей спортсмена. Личностный рост и формирование профессионально-важных качеств психолога спорта.

Тема 3. Профессиональное самоопределение, возможности и ограничения психологической помощи при выборе или смене специальности.

Профессиональное самоопределение как процесс осознания картины мира профессий, поиска и реализации своего места в мире на всех стадиях и этапах личностного и профессионального развития. Результат профессионального самоопределения (Климов Е.А., Пчелинова В.В.).

Ситуация выбора профессии: восемь факторов – комплексов совокупностей условий как движущих сил развития оптанта, выявленных в профконсультировании (Климов Е.А.).

Общая характеристика этапов профконсультирования (Пчелинова В.В.). Содержание и формы коммуникативной компетентности в профконсультировании. Правила построения и использования вопросов в профконсультировании. Характеристика деятельности спортивного психолога как профконсультанта. Место и роль спортивных профессий и специальностей в современной картине мира профессий.

Методы и методики.

Методика построения генографического портрета оптанта. Методика построения социографического портрета оптанта. Методика составления идентификационного портрета оптанта. Методика составления хронографического портрета оптанта. Методика составления (включая видеотехнологии) портрета личностного развития оптанта. Методика составления дескрипторной модели картины мира профессий психолога в профконсультировании – построение психологом банка профессиоведческих гипотез. Методика сопоставления спортивного и постспортивного дескрипторных портретов как проверка и сравнение профконсультационных, профориентационных и профессиоведческих гипотез. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.

Раздел 4. Функциональные состояния в профессиональной спортивной деятельности

Тема 1. Психология здоровья в спорте.

Представление о здоровье как о динамическом состоянии, имеющем системное строение и многофакторную детерминацию. Биологические, психологические и социальные факторы здоровья спортсмена.

Основные направления деятельности спортивного психолога при решении задач повышения индивидуальной и общественной ценности здоровья в спортивной среде, укрепления и охраны здоровья спортсменов, в формировании здорового образа жизни спортсменов, в повышении их адаптивных ресурсов, при оценке копинг-ресурсов и копинг-стратегий, при решении задач профилактики, реабилитации и реадаптации.

Представления о проблеме профилактики в спортивной медицине и психологии спорта. Виды, цели и задачи профилактики при работе со спортсменами. Проблема профилактики зависимостей и специфика «преломления» данной проблемы при работе со спортсменами.

Психологическая помощь спортсменам при получении спортивной травмы и в ситуации психической травматизации. Проблема повышения психологической устойчивости личности спортсмена. Феномен «эмоционального выгорания» в контексте анализа спортивной деятельности: «выгорание» спортсменов, тренеров, спортивных психологов.

Школы и теории.

Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, методология синдромного анализа Выготского-Лурии, биопсихосоциальная модель здоровья и болезни (G. Engel, 1962, 1980), концепция психологии телесности (А.Ш. Тхостов, 2002; В.В. Николаева, Г.А. Арина, 1998, 2003), системные модели внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...