Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Магистральные трубопроводы




Геодезические изыскания для проектирования. Магистральными трубопроводами называют сооружения, предназначенные для транс­портирования на дальние расстояния нефти, нефтяных продуктов, газа и воды. Магистральные трубопроводы состоят из подводящих трубопроводов, головных и линейных сооружений и промежуточных станций.

По подводящим трубопроводам или ответвлениям местного зна­чения нефть самотеком, а газ под небольшим давлением переда­ются на промыслах от действующих скважин к сборным пунктам, емкостям и головным сооружениям, а от них — к потребителю.

Головные сооружения включают в себя головную насосную станцию (компрессорную в газопроводах), создающую заданный напор в трубопроводе, и емкости для сбора и хранения нефти или газа. Головные сооружения располагаются вблизи промыслов или нефтеперегонного завода при транспортировании нефтепродуктов.

Промежуточные станции, располагаемые по трассе через 80... 100 км (в газопроводах и реже), поддерживают высокое дав­ление в трубопроводе.

Линейные сооружения — трубопроводы диаметром 500... 2000 мм с колодцами через 5... 10 км и переходами через препятствия.

Для удобства эксплуатации вдоль трассы трубопровода прокла­дывают телефонную линию и грунтовую дорогу.

Магистральные трубопроводы укладывают в грунт на глубину не менее 0,8 м до верха трубы, а при переходе через водные пре­грады— не менее 0,5 м от уровня возможного размыва дна. Укло­ны трубопровода проектируют преимущественно параллельно рель­ефу местности. Поэтому для правильного определения длины тру­бопровода пикетаж разбивают по наклонной местности. По наклон­ным расстояниям составляют и продольный профиль. План трассы строят по горизонтальному проложению линий.

В районах вечной мерзлоты, в болотистых и горных местах, на оползнях проектируют надземную прокладку магистральных тру­бопроводов на опорах.

На стадии технических изысканий определяют наилучший крат­чайший вариант трассы, который удовлетворял бы всем техниче­ским условиям и требовал бы минимальных затрат на строитель­ство. Варианты трассы намечают по топографической карте, при­держиваясь наиболее короткого направления между начальным и конечным пунктами. По возможности стремятся приблизить трас­су к существующим железным и автомобильным дорогам, чтобы использовать их при строительстве и эксплуатации трубопровода. В настоящее время для выбора наилучшего варианта трассы ши­роко применяют аэрофотосъемку.

На полевом этапе изысканий уточняют положение трассы в на­туре и закрепляют ее основные точки, выбирают места переходов и площадки станций.

Для составления рабочих чертежей производят полевое трас­сирование трубопровода с измерением и закреплением углов пово­рота, разбивкой и нивелированием пикетажа, съемкой пересечений и переходов.

Вершины поворотов отмечают вехами и закрепляют столбами, при этом расстояния между угловыми знаками, а на длинных пря­мых участках между створными точками должны быть 300...500м. Реперы размещают по трассе через 2... 3 км, приурочивая их к большим углам поворота; лучше всего их устанавливать на про­должении стороны трассы на расстоянии 10... 15 м от вершины угла. На длинных трассах, в местах, не обеспеченных высотной ос­новой, через каждые 10 км устанавливают железобетонные реперы. Все реперы в плановом положении привязывают к трассе. Трассу привязывают к геодезическим пунктам не реже чем через 50 км. При отсутствии вблизи трассы опорных пунктов через каждые 30... 40 сторон определяют истинный азимут.

Для проектирования мест пересечения трубопроводом рек, ов­рагов, каналов, дорог дополнительно проводят подробную съемку этих мест в масштабе 1:500 или 1: 1000.

На переходах через реки и овраги сооружают дюкер, т. е. тру­бопровод заглубляют в землю ниже дна препятствия; при пересе­чении горных дорог и глубоких ущелий возводят эстакаду.

Съемку участка перехода реки производят в масштабе 1: 500— 1: 1000 с сечением рельефа через 0,5 м. Снимают оба берега и дно реки. Съемку дна выполняют путем промеров глубин по трем ство­рам: главному и двум боковым, расположенным выше и ниже по течению на 50'... 60 м от оси.

Одновременно с трассированием трубопровода производят изыскания и съемку площадок головных сооружений и промежу­точных станций. Выбранные площадки снимают в масштабе 1:500. На основании материалов полевого трассирования составляют план трассы трубопровода в масштабе 1:5000—1: 10000, планы отдель-

ных пересечений и площадок в масштабе 1: 500—1: 1000, а также продольный профиль трассы.

Геодезическое обеспечение строительства. Перед строительством трубопровода восстанавливают и закрепляют углы поворота, пике­таж трассы, детально разбивают кривые, сгущают сеть рабочих реперов (не реже чем через 1 км), проводят контрольные измерения линий и повторное нивелирование. Одновременно с восстановлени­ем трассы в соответствии с проектом разбивают и закрепляют ко­лодцы и переходы. Точки крепления выносят за пределы зоны зем­ляных работ, т. е. примерно на 5, м в обе стороны от оси.

Для производства земляных работ необходима детальная раз­бивка траншеи, характер которой зависит от того, каким экскава­тором будут выполняться эти работы. При использовании одноков­шового экскаватора примерно через 10 м намечают на местности от закрепленной оси обе бровки траншеи и указывают глубину по­следней. Для правильной работы многоковшового экскаватора (ка­навокопателя) разбивают линию, которая параллельна оси трубо­провода и отстоит от нее на величину, равную половине расстоя­ния между внутренними гранями гусениц канавокопателя. Эту линию закрепляют через 5... 10 м кольями, которые должны быть хорошо видны экскаваторщику. При направлении грани соответст­вующей гусеницы вдоль линии кольев канавокопатель будет дви­гаться строго по намеченной трассе.

Чтобы избежать переборов грунта, траншеи не добирают до проектных отметок на величину 10... 15 см. Затем на пикетах и на колодцах строят обноски и с помощью визирок зачищают окон­чательно дно траншеи. Обноска становится перпендикулярно оси трубопровода. На колодцах, расположенных на поворотах трассы, обноску ставят по биссектрисе угла. От точек крепления на обнос­ку выносят ось траншеи и закрепляют ее гвоздем. Натянув меж­ду осевыми точками соседних обносок проволоку и подвесив на нес-отвес, проверяют плановое положение траншеи.

Высотную выверку дна траншеи с применением визирок произ­водят следующим образом (рис. 143). Прокладывая нивелирный ход, определяют отметки Я0бн верхней грани каждой обноски. Из этих отметок вычитают соответствующие проектные отметки Я,,,, дна траншеи. По полученным разностям выбирают длину I ходо­вой визирки 3 (3... 3,5 м). Если затем из длины I вычесть ранее полученные разности, то определим высоту Л0 опорной /, 2 или пришивной визирки на каждой обноске, т. е. /г0 = /— обн —Яяр).

Для удобства пользования длину ходовой визирки выбирают с таким расчетом, чтобы высота опорных визирок на данном участ­ке была 0,3... 1 м.

Высота опорных визирок над проектной линией дна одинаковая для всех пикетов и колодцев и равна принятой длине ходовой ви­зирки, т. е. линия, проходящая через верхние планки двух сосед­них опорных визирок, будет параллельна проектной линии дна траншеи. Поэтому если встать около одной из опорных визирок / и, визируя на глаз поверх нее на соседнюю опорную визирку 2, ус-

тановить строго на линии визирования верхний срез ходовой ви­зирки 3, то пятка последней будет находиться на проектной отметке дна траншеи в этой точке. Перемещая ходовую визирку по дну траншеи через 3... 5 м, получают проектные отметки, по которым окончательно зачищают дно. При расстояниях между опорными ви­зирками до 100 м этот способ обеспечивает точность соблюдения проектных отметок с погрешностью не более 10... 20 мм.

На переломах продольного профиля трассы разбивают верти­кальные кривые больших радиусов. Прямая вставка между нача­лом и концом соседних кривых должна быть не менее 10... 20 м. На участках вертикальных кри­вых проектные отметки по дну траншеи устанавливают с по­мощью нивелира, так как способ визирок на этих участках не мо­жет быть применен.

По окончании укладки трубо- Гпровода производят исполнительную съемку. В исполнительном

продольном профиле показывают Рис. 143. Схема применения визирок фактические отметки верха насы- для высотной выверки дна траншеи пи и верха трубопровода, отметки

дна траншеи, диаметры уложенных труб и т. д. На плане показы­вают отклонения от проекта, допущенные в процессе строитель­ства.

ГЛАВА XXII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...