Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины




Содержание

  • Рабочая программа
  • Методические рекомендации
  • Введение
  • Тема 1. Введение
    • 1.1. Определение геоурбанистики
    • 1.2. Геоурбанистика в системе наук
    • Тестовые задания к теме 1
  • Тема 2. Особенности и перспективы современной урбанизации
    • 2.1. Определение урбанизации
    • 2.2. Пространственная эволюция урбанизации
    • 2.3. Глобальные основы урбанизации
    • 2.4. Динамика и концентрация городского населения мира
      • 2.4.1. Очаги ранней урбанизации
      • 2.4.2. Города в Древнем мире
      • 2.4.3. Города Средневековья
      • 2.4.4. Города Нового времени
      • 2.4.5. Города Новейшего времени
      • 2.4.6. Концентрация городского населения по регионам
      • 2.4.7. Основные очаги и центры мировой урбанизации
    • 2.5. Урбанизированное расселение
    • 2.6. Перспективы урбанизации
    • Тестовые задания к теме 2
  • Тема 3. Город как система в системе городов
    • 3.1. Определение города
    • 3.2. Город как система
    • 3.3. Функции города
    • 3.4. Экономико-географическое положение городов
    • 3.5. Типология городов
    • 3.6. Классификация городов
    • 3.7. Город в расселении и территориальной структуре хозяйства
      • 3.7.1. Территориальные системы расселения
      • 3.7.2. Город и пространственные отношения
      • 3.7.3. Роль городов в системе расселения
      • 3.7.4. Формирование систем городского расселения
    • 3.8. Агломерация поселений
    • 3.9. Урбанизированный район
    • 3.10. Урбанизированная зона
    • 3.11. Мегалополисы
    • 3.12. Идеальные модели размещения городов
      • 3.12.1. Правило Дж. Ципфа «ранг – размер»
      • 3.12.2. Иерархия городов – центральных мест В. Кристаллера
      • 3.12.3. «Экономический ландшафт» А. Лёша
      • 3.12.4. Модель «правильного размещения гнёзд» Дж. Кольба
      • 3.12.5. Модель «городского мультипликатора» Лоури
      • 3.12.6. Периодические центральные места: ярмарки и рынки
      • 3.12.7. Регулирование систем городского расселения
    • Тестовые задания к теме 3
  • Тема 4. Урбанизация в России
    • 4.1. Динамика городского населения
    • 4.2. Пространственные закономерности урбанизации
    • 4.3. Основные этапы урбанизации в России
    • 4.4. Особенности советской урбанизации
    • 4.5. Географические особенности формирования сети городов России
    • 4.6. Опорный каркас расселения России
    • Тестовые задания к теме 4
  • Тема 5. Проблемы городов
    • 5.1. Экологические проблемы
    • 5.2. Демографические проблемы
    • 5.3. Экономические проблемы
    • Тестовые задания к теме 5
  • Тема 6. Географические основы городской (градостроительной) политики
    • 6.1. Основные задачи и направления градостроительной политики
    • 6.2. Типологический подход в градостроительной политике
    • 6.3. Влияние зональных и региональных особенностей на градостроительную политику
    • 6.4. Направления градостроительной деятельности в России в начале XXI в.
    • Тестовые задания к теме 6
  • Заключение
  • Глоссарий
  • Литература

Рабочая программа

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Целиосвоениядисциплины

Целью курса «Геоурбанистика» является подготовка студентов к исследовательской, преподавательской и практической работе над проблемами урбанизации и городов в научных, проектных, образовательных организациях.

Задачи курса «Геоурбанистика» – охарактеризовать историко-географические, социальные, экономико-географические, градостроительные и другие аспекты развития городов и их систем; раскрыть процессы урбанизации; показать значение и содержание географических подходов к разработке стратегии развития городов и систем расселения; охарактеризовать основы проектирования городов.

Место дисциплины в структуре бакалаврской программы

«Геоурбанистика» входит в базовую часть профессионального цикла ООП, закладывает основы фундаментальных знаний в области социально-экономических наук о Земле, читается в 6-м семестре бакалавриата.

Дисциплина «Геоурбанистика» – один из обобщающих, систематизирующих курсов в системе подготовки географа. Его назначение – формирование у студентов урбанистического восприятия географических объектов и процессов в странах разного типа, осмысление современных тенденций процесса урбанизации и оценка их значимости в жизни человека и общества.

При освоении данного курса необходимы знания, приобретенные студентами при овладении базовыми географическими дисциплинами ООП бакалавриата по направлению подготовки «География»: «Экономическая, социальная и политическая география», «География населения с основами демографии», «Экономическая и социальная география мира».

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО бакалавриата по направлению «География»:

а) общекультурных (ОК):

  • владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  • уметь логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
  • стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-3);
  • осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);
  • иметь навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-10);

б) профессиональных (ПК):

  • знать теоретические основы социальной и экономической географии, географии населения с основами демографии и уметь их использовать в географических исследованиях – (ПК-5);
  • уметь применять картографический метод в географических исследованиях (ПК-6);
  • знать общие и теоретические основы экономической и социальной географии России и мира и уметь их использовать в географических исследованиях (ПК-8);
  • знать географические основы устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях (ПК-9);
  • использовать теоретические знания на практике (ПК-10);
  • владеть основными подходами и методами географического районирования (ПК-12);
  • владеть теоретическими и научно-практическими знаниями основ природопользования (ПК-13);
  • уметь применять методы географических исследований для обработки, анализа и синтеза географической информации: картографические, аэрокосмические, комплексные географические, методы географического районирования и прогнозирования (ПК-14);
  • владеть и уметь применять на практике базовые и теоретические знания по географии основных отраслей экономики, их основные географические закономерности, факторы размещения и развития; в области географического и экономико-географического районирования; иметь навыки территориального планирования и проектирования различных видов социально-экономической деятельности (ПК-18);
  • владеть и уметь применять на практике теоретические знания и прикладные основы региональной политики, политической географии и геополитики (ПК-19);
  • освоить и уметь применять на практике методы экономико-географических исследований, географического и экономико-географического районирования, социально-экономической картографии для обработки, анализа и синтеза экономико-географической информации (ПК-20).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • определение предмета геоурбанистики, его отличие от географии городов;
  • особенности и перспективы развития современной урбанизации;
  • основные очаги и центры мировой урбанизации;
  • основные системы расселения;
  • классификацию и типологию городов;
  • проблемы городов;
  • географические основы градостроительной политики;

уметь:

  • применять полученные знания в учебных и научно-исследовательских работах и дальнейшей практической деятельности;
  • ориентироваться в основных проблемах развития урбанизации на территории России и мира;
  • объяснять характер функционирования городских систем;
  • выявлять причины расширения городских территорий;
  • четко представлять подходы к проектированию городов и систем расселения;

владеть навыками:

  • использовать знания геоурбанистики в географических научных исследованиях и практической деятельности.

4.Структура и содержание дисциплины «Геоурбанистика»

Общая трудоемкость курса составляет 1,5 зачетных единицы – 50 часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...