Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пространственная неравномерность и модель К.Кларка




Пространственная неравномерность является одним из фундаментальных свойств урбанизированных систем. Ее важными закономерностями является нарастание пространственной контрастности и усиление концентрации под воздействием центростремительных процессов сосредоточения видов деятельности. Предложены многочисленные модели, целью которых является выявление количественных показателей пространственной неравномерности распределения населения, цен на землю и т.д. Одна из наиболее известных - модель Кларка, описывающая пространственную неравномерность в распределении плотности населения в городе. Модель Кларка исходит из предположения, что плотность населения в городе экспоненциально падает с удалением от центра - P(x)=Ce-ar, где r - расстояние от точки х территории города до его центра, Се и а - постоянные, особенные для каждого города. Однако неоднородность условий в городе (особенно транспортных), приводит к отклонениям распределения плотности от этой модели. Поэтому лучше использовать не геометрическое расстояния до центра, а время его достижения, что учитывает более сосредоточенное расселение вдоль главных магистралей.

На основе исследования американских городов предложены след. модели: концентрическая (Е. Борджес), секторная (Х. Хойт) и многоядерная (Ч. Гаррис, Э. Ульман). В них описывается территориальная структура городов и выделяются типы районов (деловые, жилые, промышленные) разного уровня в зависимости от конкретных условий. Наиболее обобщающий характер имеет концентрическая модель, а остальные следует рассматривать как ее конкретизации (их список можно продолжить). В концентрической модели вокруг центрального делового района по мере удаления от него формируются кольца др. районов - районы оптовой торговли и легкой промышленности; неблагоустроенных жилищ; жилищ среднего качества; район благоустроенных жилищ; тяжелой промышленности; внешний деловой район; жилые предместья; промышленные предместья; зона маятниковых миграций (по Хаггету). При секторной модели районы располагаются вокруг центра деловой активности по радиальным секторам (различного радиуса и формы). При многоядерной модели нет четко выраженной закономерности распределения районов вокруг центра деловой активности.

 

Билет № 15.

Городская система - простран-ая форма расселения нас-ия любого таксономич-го ранга,сложившегося вокруг урбанистич-го ядра(автономный город,городская агломир-ия,урбанистич. Район,мегаполис)

Функциннальные свойства: Св-ва:1.иерархич.агломирация-опред-ие ранга города-нас-ие любого города стремится быть равным к числу жителей самого крупного города деленного на (ранг)порядковый номер данного города.2.простран-ая неравномерность-чем дальше от центра,тем меньше плотность нас-ия.3простран-ое взаимод-ие 4.динамичность-предсказ.развитие городов невозможно,т.к. слишком много фак-ов.

Гравитационная модель (от лат. gravitas — вес, сила, действие) — модель, описывающая социальные и экономические взаимодействия между пространственными объектами (городами, регионами, странами). Используется в региональном анализе и пространственном анализе экономики. В различных модификациях такие же модели используются при исследовании процессов урбанизации, размещения промышленности, экспортно-импортных взаимосвязей, миграции населения.

Гравитационная модель исходно была использована Рейли и затем развита Конверсом. В основе ее лежит концепция пространственного взаимодействия городов.Кратко можно изложить суть гравитационного подхода следующим образом. Рассматриваются два достаточно крупных города, которые борются за рынок сбыта некоторого малого города. Рейли предположил, что значения интенсивности рассматриваемых двух товарных потоков в этот город будут прямо пропорциональны населению городов-поставщиков и обратно пропорциональны квадрату расстояния от каждого из поставщиков до рынка сбыта:

Попытки выявить закономерности, лежащие в основе пространственных взаимодействий между городами (перемещения людей, грузов, информации, диффузии нововведений, другие виды взаимосвязей), привели к идее воспользоваться фундаментальным законом всемирного тяготения (два тела притягиваются к друг другу с силой, прямо пропорциональной произведению их масс и обратно пропорциональной квадрату расстояния). Но в качестве массы в данном случае применяется численность населения (существуют весьма изощренные способы дифференцированного учета вводимых в модель исходных величин, напр., численности населения в зависимости от размера душевого дохода в разных регионах, исчисление расстояния в стоимости транспортных затрат). Исследование реальных условий взаимодействий между городами позволило выявить важное свойство относительного сжатия пространства между крупными городами (имплозия городов по Хаггету) благодаря применению между ними скоростных средств транспорта - крупные города как бы сближаются между собой, тогда как расположенные, казалось бы, ближе к ним малые города относительно "отдаляются" от них (попасть из Москвы в Новосибирск быстрее и легче, чем в некоторые небольшие города, расположенные в 200-300 км).

Билет № 24.

Анализ изменений в географии городов России в XVII-XVIII веках в связи с переменами в их ЭГП дал К.И.Арсеньев. В начале XVII века государственная территория России была искусственно сжата в пределах центральной части Русской равнины. В 300 км. к югу от Москвы начиналось "дикое поле". На с/з Россия была отрезана от Балтики. На Волге взятием Казани и Астрахани пробита дверь к Каспийскому морю. На востоке только в 1581 году Ермак начал продвижение в Сибири. Исключительно велико было значение рек Русской равнины и Сибири как основных магистральных путей исторического формирования сети русских городов.

1. В связи с возвышением Петербурга торговые пути из России в Европу переместились от Белого к Балтийскому морю, а значение городов Севера упало.
2. Сильно перестроилась география городов в связи со смещением торговых путей на Урал. Города, стоявшие на прежнем торговом пути, или упали и обеднели, как Чердынь, или совсем закрылись, как Чусовской и Орёл. На смену им пришли новые города на новом пути - Пермь, Сарапул, Елабуга и др.
3. В конце XVIII века вся громадная полоса укрепленных городов и крепостей, столетиями создававшаяся на южных подступах к степи, оказалась ненужной.
4. Строительство городов в Новороссии в конце XVIII - начале XIX вв. Невероятно, но факт: бесславно заканчиваются самые блестящие градостроительные замыслы (Херсон, Вознесенск) и, напротив, безвестные селения, расположенные в видимо неблагоприятных природных условиях, вырастают в крупнейшие города (Харьков, Одесса, Таганрог).

5. Борьба за первенство среди волжских городов. Все 3 столицы "степного плеса" Волги - Самара, Саратов, Царицын - вырываются вперед в результате ожесточенной конкурентной борьбы, в ходе которой преимущества, предоставленные природой и созданные исторически (прежде всего выгодное макрогеографическое положение) тесно переплетаются и в разное время резко изменяют своё значение.
6. Изменение ЭГП городов Сибири по мере её освоения и заселения. В 30-40-х гг. XVIII в. через Омск, Томск, Красноярск, Иркутск прокладывается Великий Сибирский тракт, территории вдоль него активно заселяются. С этого момента происходят глубокие изменения во взаимном соотношении городов.
7. Ещё более яркий пример: с сооружением Главной Сибирской железнодорожной магистрали в конце XIX века, оставившей в стороне Благовещенск, главные связи на Дальнем Востоке начали стягиваться к Хабаровску, ключевое ЭГП которого стимулировало быстрый рост города.

 

Билет №11.

Скандинавские источники именовали Русь "страной городов" По оценкам масштабы градостроительства в Древнерусском гос-ве были велики. В основе развития городов была торгово-ремесленная и торговая функции. Привлекателен был облик городов: позолоченные купола древнерусских храмов поражали иностранцев. Макроположение древнерусских городов определялось их размещеним: 1. На важнейшем торговом пути "из варяг в греки", где наибольшее значение приобрели центры, занимавшие ключевое положение в бассейне Днепра(Киев), З.Двины (Полоцк) и на линии Ловать-Ильмень-Волхов (Новгород); 2. В интенсивно осваивавшихся землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился ареал расселения в Древней Руси; 3.на ю-в степной окраине русских земель, где города-"заставы"принимали на себя удары нашествий завоевателей-кочевников. Микропроложение диктовалось требованиями обороны: на возвышенности у впадения реки, на острове, на полуострове (исключение составлял Новгород, выросший на ровной местности): благоприятными условиями для торговли. Микрогеография древнерус городов отличалась четкостью. Большие города имели двухчастную структуру: в кремле размещались князь, духовная власть, бояре, дружина; в посаде (подоле) жили ремесленники, купцы, землепашцы.
Киев (482) располагался в том месте, где Днепр-важнейшая речная артерии Д.Руси-пересекался широтной границей между лесным Полесьем и лесостепью. Через К с востока и далее через Львов и Краков в З.Европу шел важный торговый путь их Ср.Азии, Индии и Китая. Историческое ядро К сложилось на нагорном плато. Под укрепленной частью города располагался Подол-большой торгово-ремесленный район у Днепра. Владимир (1108) был основан Вл. Мономахом на высоком левом берегу судоходной Клязьмы, связывавшей его с западными и восточными краями Волго-Окского междуречья и далее на западе-через систему притоков с бассейнами Днепра, З.Двины и Волги. Город располагался на высоком плато, ограниченном с севера р.Лыбедь, что способствовало сооружению сильной крепости. Древний Новгород возник на р.Волхов вблизи ее истока из оз.Ильмень на скрежщении важнейшших путей, ведших в Балтийское море, в бассейны Днепра и Волги, к С.Двине, Белому м. И на север Сибири. Он представлял собою в 10-13, а затем 14-15 вв крупнейший торговый и политический центр. Из Н на запад высоко ценившиеся меха, а также воск, лен, пенька. Характерная для древнерус городов двухчастная структура в Н прослеживается особенно четко.

Билет № 17.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...