Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие теоретические сведения




 

Наиболее важным влиянием легирующих элементов являются то, что они стабилизируют аустенит, замедляют скорость его распада в области диффузионных превращений, сдвигают вправо линии этих превращений на диаграмме изотермического распада аустенита, снижают температуру мартенситного превращения. При достаточно большом содержимом в стали легирующих элементов структура мартенсита может быть получена даже при охлаждении на спокойном воздухе. Поэтому в зависимости от того, которая образуется структура после охлаждения на спокойном воздухе образцов определенного сечения, различают три класса сталей:

- перлитный - когда после охлаждения на воздухе образуются перлитная, сорбитная, трооститная структуры;

- мартенситный - когда после охлаждения на воздухе образуется мартенситная структура;

- аустенитный - когда аустенит охлаждается на воздухе без превращений и структура аустенита сохраняется при комнатной температуре.

Обычно класс стали связывают с диаграммой изотермического превращения аустенита.

В сталях перлитного класса кривая охлаждения на воздухе Vв пересекает кривые диффузионного распада аустенита при высоких температурах, когда образуется перлитная структура.

В сталях мартенситного класса линии диффузионного распада аустенита смещены вправо. Охлаждение с той же скоростью Vв не приводит к превращению аустениту в интервале диффузионного превращения и аустенит переохлаждается до температур мартенситного превращения и образуется мартенсит.

При еще большем содержания легирующих элементов не только смещаются вправо линии диффузионного превращения, но и точка начала мартенситного превращения Мн снижается ниже 0 °С. При этом охлаждение такой стали на воздухе до комнатной температуре не приводит к распаду аустениту, сохраняется аустенитная структура, и такая сталь относится к аустенитному классу.

 

Материалы, оборудование и принадлежности

 

Для выполнения работы необходимы: муфельные печи, образцы сталей 9Х, Р18, 110Г13Л, шлифовочная бумага, вата, спирт, реактив для пищеварения, твердомер ТК, магнит, микроскоп.

 

Ход работы

 

1 Химический состав образцов записать в табл. 21.1.

Таблица 21. I

Номер образца Марка стали Содержание элементов, % Другие элементы
C Mn Si P S Ni Cr Тi V
                       

 

2. Вычертить эскиз образцов, измерить их габариты.

3. В печь, разогретую до температуры 860°С, загрузить все образцы и выдержать их 15 минут от момента, когда цвет накаливания образцов совпадет с цветом накаливания стенок муфеля печи.

4. После выдержки образцы выгрузить на воздух, положив их на асбестовый лист.

5. Настроить микроскоп на увеличение в 300 раз для наблюдения микроструктуры.

6 Охлажденные образцы зачистить до металлического блеска, измерять твердость по Роквеллу(по шкале С). Приготовить микрошлифы, выучить и зарисовать структуру, которая наблюдается. Определить класс стали. При оценке структурного класса стали можно использовать также результаты измерения твердости, имея в виду, что перлитные стали имеют твердость в пределах 180...280 НВ, аустенитные - 160...220 НВ, мартенситные - более 450 НВ. При одинаковой твердости перлитных и аустенитных сталей их можно различить при помощи магнита, имея в виду, что аустенит - фаза немагнитная.

Результаты исследования записать в табл. 21.2

 

Таблица 21. 2

Темпера-тура нагрева Общее время выдержки Охлажда-щая среда Твердость после ох-лаждения, HRC Микро-структура Класс стали
      Сред.
                 

Содержание отчета

 

Отчет должен содержать: название работы и его цель, короткие теоретические сведения, ход работы, режим термообработки в виде графиков в координатах "температура - время", данные из табл.21.1 и 21.2, зарисовки микроструктур в кругах диаметром 40 мм с выводами, выводы о структурных классах исследованных сталей.

Лабораторная работа № 22

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...