Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы экономического районирования.




В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы,
где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая,
крупными предприятиями монополистами - Кемерово, Челябинск,

Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса — Москва и • Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская,

• /. : * *

Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные

промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере. /^

В период структурной перестройки для регионов особенно реальна

угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные республики Северного Кавказа,
Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные Санкт-Петербург, Москва,
Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные — значительная часть зоны
Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять

мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа

предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа

создавать особо благоприятный режим для предпринимательской

деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.


г

г


Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры — фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку. региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.


V. Варианты будущего районирования России.


 


Г


_

В настоящее время формируются свободные экономические зоны. Свободная экономическая зона (СЭЗ) территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и

отечественных инвесторов: льготное экспертно-импр|)тное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ - экспортного

; /.'•'

производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область Янтарь, Московская область - Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область^ Читинская, Алтай, Сахалин. __ -


В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого

%0 ле4**^*е^а ргл^г/нс. & с**#-^*^ -*~е*-Щ~*~^>

отдельного региона России/При этом главными ориентирами будут:

1. Учет специфики работы регионов в осуществлении
общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной,
внешнеэкономической политики;

2. Перенос ряда направлений реформы в основном на
региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве,
социальной сфере, охране природы и использования природных
ресурсов;

3. Децентрализация процессов управления реформой,
активизация экономической деятельности на местах;

4. Необходимость разработки социальных программ проведения
реформ в регионах с особо своеобразными условиями.


Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности
основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной

части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2. Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с
фермерскими Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного
Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3.Горные регионы — республики Северного Кавказа, Алтайская

I

республика;

4.Регионы отгонно-пастбищного животноводства - Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

5.Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования — это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения -демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями — зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию


Г


общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и., партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей

I

различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...