Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2 Роль природоведческой литературы в экологическом образовании




1. 2 Роль природоведческой литературы в экологическом образовании

дошкольников

Так как слово является важным методом экологического воспитания, очень важно его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу.

У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно-художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из народных сказок.

Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является календарный детский фольклор. Это так называемые заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам. Песенные заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят, ягнят.

Ещё маленьких ребят.

Так же в работе с дошкольниками используются загадки. Не проходит и дня в дошкольном учреждении без загадки. Большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой. Они развивают в ребенке догадливость и сообразительность, указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мысленные связи важны тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо:

«Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. » (Ответ – лиса. )

«Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам. Он в шубе серенькой зимой и в рыжей шубке летом». (Ответ –  белка. )

«Хоть верь, хоть не верь, пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он неспроста два развесистых куста». (Ответ –  олень. )

Поэтический взгляд на мир, любовь к родной природе формируют у ребенка и лирические песни, посвященные природе. (" Весна, весна, красная! ", " Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад", " Из-за лесу, лесу темного", " Как у наших у ворот" и др. ). Многие народные сказки, русские и белорусские так же часто используются в работе с дошкольниками в ходе ознакомления их с природой. Сказка учит ребенка распознавать, где вымысел, а где правда. (" Лиса и волк", " Курочка-ряба", " Колобок", " Зимовье зверей" и многие другие. )

Великий русский педагог Ушинский К. Д. основоположник русской педагогической науки видел огромную роль в устном народном творчестве, в основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания. Большинство произведений устного народного творчества К. Д. Ушинский включал в свои книги. Педагог большое значение уделял " естественной истории" и писал: " По моему убеждению, логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей". " Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Основные труды великого педагога и писателя: " Человек, как предмет воспитания", учебные книги " Детский мир и хрестоматия", " Родное слово". В своих книгах К. Д. Ушинский преследовал, как образовательные, так и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. В них животные представлены с характерными повадками и неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе " Лиса Патрикеевна" дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору, " любимые" кушанья. А рассказ " Как рубашка в поле выросла" можно назвать краткой энциклопедией, в которой описан весь путь льна от зернышка до рубахи. Хорошо известны так же его рассказы: " Бишка", " Васька", " Гадюка", " Плутишка-кот", " Орел", " Петух да собачка", " Орел и ворона", " Лиса и козел", " Ученый медведь", " Жалобы зайки", " Ласточка", " Дятел", " Кукушечка", " История одной яблоньки", " Утренние лучи", " Курица и утята", " Капустная бабочка", " Гуси и журавли", " Не ладно скроен, да крепко сшит".

Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера сыграл и Л. Н. Толстой. Как и К. Д. Ушинский. Лев Николаевич большое внимание уделял устному народному творчеству. В свою " Азбуку" он включил лучшие произведения фольклора: сказки, пословицы, поговорки, былины, басни.

Одной из задач " Новой азбуки" (1875 г) было знакомство детей с жизнью природы. В ней содержались рассказы-миниатюры, загадки, пословицы, поговорки, сказки и др.

Многие произведения писателя для детей носят научно-познавательный характер, например, сказки " Шат и Дон", " Волга и Вазуза", они помогают детям усвоить материал научного характера. Так же сюда можно отнести и научно-познавательные рассказы. Лев Толстой впервые сближает стиль научно-популярных и художественных произведений в учебных книгах для детей. " В его коротких рассказах и сказках научность гармонично соединяется с поэтичность, с образностью.

Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы…"

" Есть червь, он желт, он ест лист. Из червя того шелк".

Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него год целый мед белый".

" Девочка поймала стрекозу и хотела рвать ей ноги. Отец сказал: эти самые стрекозы поют по зорям. Девочка вспомнила их песни и пустила" (Л. Н. Толстой).

Явления природы писатель изображает поэтически (" Какая бывает роса на траве", " Отчего в морозы трещат деревья", " Тепло", " Сырость", " Пришла весна" ). Свое место в творчестве Льва Николаевича занимают и рассказы о животных - " Лев и собачка", " Мильтон и Булька", " Булька", " Пожарные собаки", " У Розки были щенки", " Хотела галка пить" и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами характера.

Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер (" Филипок", " Акула", " Корова" и др. ).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой не только увековечили произведения фольклора, но и создали свои произведения, в том числе и природоведческого характера, имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.

Сегодня известно много писателей и поэтов, посвятивших свое творчество детям, среди их художественных произведений, известно немало посвященных природе. Познакомимся с их творчеством ближе.

Основоположниками детской природоведческой книжки являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин.

Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, " лесная газета" и др. ). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, написанных писателем, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Его произведения помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка " Первая охота" В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки " Чьи это ноги? ", " Кто, чем поет? ", " Чей нос лучше? ", " Хвосты". Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Воспитатель использует произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из его произведений " Лесная газета", " Наши птицы", " Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же, привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой (" Как муравьишка домой спешил", " Приключения Пика", " Лесные домишки", " Бешенный бельчонок" и др. ).

Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. Эта задача сближает творчество Виталия Бианки с творчеством Михаила Пришвина.

Михаил Пришвин, в отличие от Бианки, в своих произведениях передает объективные ощущения художника. Пришвин, в своих произведениях, раскрывает перед ребенком чудеса природы, наделяет своих " героев" голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми (" Золотой луг", " Силач", " Шепот в лесу", " Именины осинки", " Колокольчик", " Лисичкин хлеб", " Чудесный доктор", " Деревья в плену", " Осинкам холодно" ). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: " Ярик", " Орлиное гнездо", " Ребята и утята", " Пиковая дама", " Курица на столбах", " Борец и плакса", " Первая стойка". У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе - " Ярик". " Ужасная встреча", " Сват", " первая стойка", " Кладовая солнца и др.

Близок по своему творчеству к В. Бианки и М. Пришвину Евгений Чарушин. Он сыграл свою роль в природоведческой литературе для детей. В биографии этого человека написано, что еще с самого детства полюбил природу, наблюдал за животными, пытался их рисовать, писал стихи. Сейчас мы знаем Евгения Чарушина и как писателя, и как художника, в основе творчества которого лежит образ природы. Чарушин-писатель позаимствовал от В. Бианки интерес к научному наблюдению природы и точному объяснению повадок зверей, но в отличие от Баинки, Чарушин своих героев показывает более индивидуализировано, лирично. Желание передать маленькому читателю красоту окружающего мира роднит писателя с Пришвиным. При знакомстве ребят с собакой можно использовать такие рассказы Чарушина, как " Военная собака", " Верный Трой", " Томка"; кошка описана в таких произведениях, как " Кот Епифан", " Кот и рыбки", " Кошка Маруська"; образ медведя в рассказах " Медведь-рыбак", " Медвежата", " Медвежонок". О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах " Олешки", " Лесной котенок", " Про зайчат", " Волчишко", " Друзья", сборник " Про больших и маленьких" (" Про зверей", " Про охоту", " Про ребят и зверят" ), о птицах - " Хитрая мама", " Четыре утки", " Пунька и птицы", " Сорока", " Яшка". Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Одним из циклов для маленьких детей является цикл " Про животных", " Про волка", " Про обезьянку", " Беспризорная кошка", " Мангуста", " Про слона" и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится рядом человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К. Г. Паустовского. Это " Растрепанный воробей", " Дремучий медведь", " Летние дни", " Барсучий нос" и другие. В детском саду так же можно использовать его произведения.

Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.

Пушкин не писал специально для детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений давно используют для чтения детям. Воспитательное значение поэзии А. С. Пушкина для детей дошкольного возраста огромно: его стихотворения " Зимний вечер", " Еще дуют холодные ветры…", пейзажные зарисовки из романов " Евгений Онегин" и " Цыганы", " Зимняя дорога" развивают нравственную и эстетическую восприимчивость. Эти художественные произведения рекомендованы для ознакомления детей программой " Пралеска". Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.

Многие стихотворения посвятил детям Н. А. Некрасов, часть из которых можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста при ознакомлении их с природой, формировании у ребят бережного отношения к природе, заботе о ней (" Дедушка Мазай и зайцы", " Пчелы", " Соловьи" ). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: " Перед дождем", " На ручей, рябой и пестрый…" и др.

Говоря о природоведческой литературе, которую педагог использует в работе с детьми, нельзя не вспомнить о замечательном русском поэте Ф. Тютчеве. Его стихотворения " Летний вечер", " Весенние воды", " Осенний вечер" считаются подлинными шедеврами русской поэзии. " Его художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства". В дошкольном учреждении мы можем использовать такие стихотворения, как " Зима недаром злится…", " Чародейкою зимой", " Пусть сосны и ели…", " Ещё земли печален вид", " В небе тают облака…", многие из стихотворений Тютчева рекомендованы программой " Пралеска" для ознакомления с ними детей дошкольного возраста.

Любовью к родной природе пронизана поэзия А. А. Фета. Его стихи посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы. " Каждая птица, каждое дерево, каждое насекомое показаны в свое неповторимости: коростель " вполголоса скрипит", " краснеют по краям кленовые листы". В детском саду можно познакомить ребят с такими произведениями А. А. Фета - " Чудная картина", " Ласточки пропали", " Рад я дождю", " Кот поет…", " Мама! Глянь-ка…".

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А. Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение " Травка зеленеет" с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы - " Старик", " Птичка", " Дети и птичка", даже стихотворение " Осень" не наводит грусти.

" Летний дождь", " Ласточка примчалась", " Ласточка", " В мае", " Осень", " Весна" эти стихи принадлежат поэту А. Майкову. Стихотворения Майкова удовлетворяют педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы природы переданы в детских стихотворениях Есенина " Береза", " Поет зима, аукает", " Нивы сжаты", " Черемуха".

В работе по ознакомлению дошкольников с окружающим можно использовать стихотворения:

-И. З. Сурикова " Детство" и " Зима". Стихотворение " Зима" реалистично описывает данную пору года, в нем отмечаются ее характерные черты: " стали дни коротки, солнце светит мало…".

-И. Бунина " Под открытым небом", " Детство", " Помню - долгий зимний вечер", " Из окна", " Листопад", " Все темней", " На пруде". В его стихах возникают картины пор года, передается красота родной природы.

-А. Блока " На лугу", " Ворона", " Зайчик", " Снег да снег", " Ветхая избушка". Стихотворения Блока для детей доступны детскому восприятию и являются прекрасным средством развития эстетического вкуса.

Все писатели и поэты, о которых мы вспомнили в этой главе, относятся к русской культуре. Но не стоит забывать и о белорусских творцах, посвятивших немало рассказов, стихов, сказок детям, в том числе и природоведческого характера.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...