Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское занятие № 2. Тема: основные тенденции развития философии в ХХ веке. Темы рефератов. Источники. Учебники. Исследования




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В ХХ ВЕКЕ

1. Кризис классических парадигм в философии: философская мысль ХХ века в поисках выхода.

2. Сциентистское направление:

а) неопозитивизм, постпозитивизм и лингвистическая философия.

3. Антропологическое направление:

а) философия жизни;

б) экзистенция и персонализм.

4. Религиозная философия ХХ века:

а) неотомизм;

б) русская религиозно-философская мысль.

5. Философия постмодерна (Ж. Деррида, Ж. Делез, постструктуралисты и т. д. ).

6. Основные итоги развития философии в ХХ в.

 

Темы рефератов

1. Феноменологическая онтология М. Хайдеггера.

2. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена.

3. Философия свободы Н. Бердяева.

4. Диалог с богом М. Бубера.

 

Источники

1. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. – Минск, 1999.

2. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. – Минск, 1999.

3. Риккерт Г. Наука о природе и наука о культуре. – М., 1998.

4. Сартр Ж. Бытие и ничто. – М., 2000.

5. Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. – М., 1991.

6. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1992.

7. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993.

8. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1985.

9. Фрейд З. Я и Оно. – М., 1991.

Учебники

1. Буржуазная философия ХХ века. – М., 1983.

2. Мельвиль Ю. К. Пути буржуазной философии ХХ века. – М., 1983.

3. Современная буржуазная философия. – М., 1978.

4. История философии. – Ростов-на-Дону, 1999.

5. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Западная философия ХХ века. – М., 1998.

6. Зарубіжна філософія ХХ століття. – К., 1993.

 

Исследования

1. Реале Д., Сентисепи Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., – 1997. – Т. 4.

2. Зарубежная феноменология и экзистенциализм. – К., 1989.

3. Зотов А. Ф., Смирнова Н. М. Феноменология и эволюция самосознания человека европейской культуры // Вестник МГУ. – Сер. 7. – 2000. – № 4.

4. Лекторский В. А. О некоторых философских уроках З. Фрейда // Вопросы философии. – 2000. – № 10.

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

6. Сучасна зарубіжна філософія: течії і напрями. – К., 1996.

7. Проблема сознания в современной западной философии. – М., 1989.

8. Лейбин В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. – М., 1977.

9. Мотрошилов Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений М. Хайдеггера // Квинтэссенция – 91. – М., 1991.

10. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. – М., 1980.

11. Богомолов А. С. Немецкая буржуазная философия после 1865 г. – М., 1969.

12. Григорьян Б. Т. Философская антропология. – М., 1982.

13. Кимелев Ю. А. Современная буржуазная философско-религиозная антропология. – М., 1985.

14. Соловьев Э. Ю. Экзистенциализм и научное познание. – М., 1966.

15. Лиотар Ж. -Ф. Ситуация постмодерна // ФСМ. – 1995. – № 5/6.

16. Кошарный С. П. Рикер и герменевтическая метаморфоза феноменологии // ФСМ. – 1998. – № 3/4.

17. Ахиезер А. С. Об особенностях современного философствования (Взгляд из России) // Вопросы философии. – 1995. – № 12.

Лекционный материал

Еще в конце XIX века В. Соловьев в своей работе «Кризис западной философии» констатировал: «Философия в смысле отвлеченного, исключительно теоретического познания окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошедшего». Несколько по-иному сходную мысль выразил далекий от религии К. Маркс в «Тезисах» о Фейербахе: «Философы всех существующих эпох лишь объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Таким образом, философская мысль как известное рассудительное (рефлектирующее) познание, являющееся делом личного разума, утрачивает свое значение и лишается своей самоценности. В рамках современного прагматического мировоззрения философия должна стать либо наукой, направленной на преобразование окружающего мира, либо, как и религия, занять свое место в музее. Мысль же, прикованная к конкретике, утрачивает свое сугубо философское качество – свободу. Она превращается в своеобразную мифологему. ХХ век знает несколько таких философских мифологем, восходящих к конкретным наукам – политэкономии, психологии, с помощью которых пытались описать процессы, свойственные миру и человеку. Среди таких учений прежде всего следует назвать марксизм и фрейдизм.

Итак, возможности классической философской мысли в процессе познания мира поставлены под вопрос во второй половине XIX века. С философией это уже случалось. После победы христианства, например, была поставлена под вопрос вся античная философская мысль. Ведь чисто преобразовательные практические цели были свойственны философии в гораздо меньшей степени чем, например, религии. В то же время для решения сугубо практических проблем философия как дело личного разума гораздо менее пригодна, чем конкретные науки, не претендующие на универсальное описание мира.

Философия XX в. с одной стороны развивалась в русле психологического (антропологического) поворота, что является основным признаком неклассической философии, отказывающейся от построения универсальных философских систем, наподобие гегелевской и стремящейся «преодолеть точку зрения разума», «деконструировать» классические категории, основанные на принципах субстанциональности, причинно-следственного детерминизма, взаимосвязи сущности и явления и т. п. Ее субъективистские и релятивистские ориентации усилили так называемый «кризис естествознания» конца XIX – нач. XX в., связанный с крахом ньютоновско-лапласовской картины неизменной Вселенной. Однако с другой стороны возникла и контртенденция, базирующаяся на поисках неких абсолютных, строго научных основ истинного знания. Эти основания были найдены в сфере формальной логики и опытной науки.

Тем самым в философии XX век ознаменовался параллельным развитием трех основных направлений:

1) сциентистское (сайентистское) представлено неопозитивизмом, постпозитивизмом и философским структурализмом (К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко). К сциентистским установкам в целом тяготеют неокантианство и неогегельянство, просуществовавшие в целостном виде вплоть до второй мировой войны. К данному направлению отнесем и марксистское течение, несмотря на попытки ортодоксального (советского) марксизма обособиться от «буржуазной» философии, в отличие от неомарксизма, состоящего из различных эклектических образований (франкфуртская школа, евромарксизм, марксистский структурализм, аналитический марксизм и т. д. );

2) антропологическое, в рамках которого выделим, в первую очередь, экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж. П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев и др. ); философию жизни, возникшую еще во II пол. XIX в. на базе идей В. Дильтея и Г. Зиммеля, а также близкий к ней интуитивизм А. Бергсона; фрейдизм и неофрейдизм (фрейдомарксизм) – З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.; феноменология, заложенная Э. Гуссерлем; герменевтику, после трудов Х. Гадамера, сформировавшуюся из методологии в самостоятельное направление;

3) религиозная философия, восходящая к соответствующей религии, в частности, русская религиозная философия (Н. Лосский, Ф. Степун, С. Франк и др. ) – к православию; неотомизм (Э. Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский) – к католицизму, а также персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др. ) и неортодоксальный христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена.

XX в. завершается философией постмодернизма, фактически провозгласившего «смерть философии», поставившего перед собой задачу деконструкции всех основных философских течений (Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ф. Гуаттари и др. ).

В середине века обозначился очередной поворот в философии, иногда именуемый лингвистическим, в рамках перехода к постнеклассической науке. Его сущностный признак видится в смене психологических, а зачастую физиологических ориентаций (З. Фрейд) на более сложные модели познания, основывающиеся на соотнесенности знаний об объекте не только с особенностью средств и способов деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Лингвистические категории, почти также как в XIX в. психологические, онтологизируются в структуре философского знания. Языковое познание трактуется как миропонимание. Центральными проблемами становятся проблемы коммуникации, субъект-объектных и интерсубъектных отношений. Философская мысль подошла к отчетливому признанию того, что социум, или сфера человеческого общения является той реальностью, которая имеет определяющее значение для человека, которая не только детерминирует его политические взгляды, философские концепции, религиозные верования и даже научные теории, но и является единственным критерием их ценности и истинности.

Социум, культурное, языковое сообщество людей, является с этой точки зрения высшим арбитром во всей практической деятельности. Таким образом, утверждается особая «коллективистская» форма субъективного идеализма, принимающего в качестве критерия ценности и истинности общественное согласие.

Значительное место в философии XX века занимает антисциентисткая тенденция, которая заключается в противопоставлении философии науке и обосновании идеи о том, что признанные научные методы в принципе неприменимы к решению тех проблем, которыми должна заниматься философия.

Кратко обозначим основные тенденции развития философского знания в рамках соответствующих направлений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...