Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Ознакомьтесь с фрагментами из исторических документов и точками зрения историков

Методические рекомендации к теме

Приступая к анализу вопроса о борьбе за власть и реорганизацию властных структур в середине 1950-х – середине 1960-х гг. отметьте, что со смертью И.В.Сталина заканчивалась целая эпоха в жизни страны – эпоха, когда развивалась и крепла система, опиравшаяся на аппарат и репрессивные органы. Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 г. и прошла несколько этапов. Охарактеризуйте их содержание и определите основных участников этой борьбы на каждом из этапов.

Обратите внимание на то, что процесс десталинизации в СССР начался сразу после смерти Сталина. Однако наиболее значительные попытки либерализации тоталитарно-бюрократической системы были предприняты Н.С. Хрущевым. Важной вехой в развитии этого процесса стал XX съезд КПСС (1956 г.). Подумайте, в чем заключались суть и ограниченность критики Хрущевым культа личности Сталина?

Что было сделано для ликвидации последствий сталинизма? Кем и почему были определены жесткие рамки критики Сталина? Что дозволялось критиковать, а что - нет? Стремился ли Хрущев к созданию демократического общества? К упрочению власти КПСС? К расширению социальной базы партийной власти? К защите интересов номенклатуры? К осуществлению коммунистического идеала? В чем заключались причины непоследовательности хрущевской политики Что изменилось в советском обществе за десятилетие после смерти И.В.Сталина? Как эти изменения сказались на характере взаимоотношений власти и общества?

Обращаясь к изучению вопроса об экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг. необходимо подчеркнуть, что в хрущевское десятилетие произошла смена его общей стратегии. Задачи, которые были поставлены в этот период перед народным хозяйством, существенно отличались от предыдущих десятилетий. Первостепенной целью государства официально провозглашались не просто “повышение благосостояния” людей, но и выход на первое место по уровню жизни народа. Н.С. Хрущев свято верил в неограниченные возможности созданного в СССР строя. Он был убежден, что при разумном руководстве государственное хозяйство сможет решить любые задачи гораздо быстрее и эффективнее, чем свободный рынок.

Укажите, что государственная экономика впервые должна была показать свои возможности не в чрезвычайных обстоятельствах войны или усиленной подготовки к ней, а в относительно спокойных, мирных условиях. Соответственно нужно было создать для людей иные побудительные мотивы работы – на место страха перед наказанием и стремления хоть как-то прокормиться должна была стать “коммунистическая сознательность” и справедливая (по труду) оплата.

Особо следует выделить, что первоочередной и самой важной экономической проблемой, за решение которой взялось новое руководство, стало производство продуктов питания. В данном контексте проанализируйте меры, направленные на рост колхозного и личного производства: значительное повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию; прирезка земли к приусадебным участкам; снижение продналога с личных хозяйств и прощение прошлых “долгов”. Каковы результаты кампании по освоению целинных и залежных земель?

В тоже время необходимо отметить, что переориентирование экономики на развитие агросферы и легкой промышленности было кратковременным. У руководства страны отсутствовала развернутая концепция преобразований в экономике. В 1955 г. стал восстанавливаться принцип приоритетного развития производства средств производства. Обратитесь к характеристике крупных государственных программ по освоению космоса, химизации народного хозяйства, улучшению внедрения в производство достижений науки и техники.

Анализируя итоги социально-экономического развития СССР в 1950-1960-е гг., поразмышляйте: в чем состояли основные противоречия и трудности экономического развития и советского общества в эти годы.

При характеристике внешнеполитического курса следует обратить внимание на новую внешнеполитическую концепцию: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа “пролетарского интернационализма”. Проанализируйте основные направления внешней политики: а) развитие отношений со странами “социалистического лагеря”, б) новый курс в отношении со странами Запада, в) поддержка стран “третьего мира”, г) СССР в борьбе за мир и за разоружение. Особо отметьте, что весной 1960 г. произошел новый поворот к “холодной войне”, вызванный как разочарованием советской дипломатии в результативности ее “миролюбивых” устремлений и давлением военных на политиков, так и внутриполитической, усугубленной экономическими трудностями, необходимостью поддержания образа “внешнего врага”. В связи с этим укажите, что “холодная война” достигла своей кульминации осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В чем заключалась его сущность? Дайте общую оценку внешней политики СССР в 1953-1964 гг.

Выполните следующие задания

I. Ознакомьтесь с фрагментами из исторических документов и точками зрения историков

1. Оценки выступления Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС (1956 г.):

Доклад Н.С.Хрущева с разоблачением культа личности И.В.Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом.

Доклад Н.С.Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.

2. Из резолюции ХХI съезда КПСС (1959 г.)

Советский народ, сплоченный вокруг своей Коммунистической партии, достиг таких вершин, осуществил такие грандиозные преобразования, которые дают возможность нашей стране вступить теперь в новый важнейший период своего развития – период развернутого строительства коммунистического общества. Это будет решающий этап соревнования с капиталистическим миром, когда практически должна быть выполнена историческая задача – догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения Коммунистическая партия, весь советский народ полны уверенности, что эта задача будет решена успешно.

3. Из послания Президента США, адресованного руководителю СССР:

«Уважаемый г-н Председатель,

…Я пришел к выводу, что ключевые элементы… заключаются в следующем:

Вы согласитесь устранить эти виды вооружения с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство…прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу.

Мы, с нашей стороны, согласимся… а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе от вторжения на Кубу»

II. Задания к документам

1. Ознакомьтесь с оценками выступления Н.С.Хрущева на XX съезде КПСС. Укажите, какая из названных точек зрения вам кажется предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Доклад Н.С.Хрущева с разоблачением культа личности И.В.Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, человеку, который имел много заслуг перед народом.

-выступление Н.С. Хрущёва на съезде раскололо советское общество на сторонников и противников разоблачения культа личности Сталина;

- в течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождем, под его руководством были совершены многие достижения, одержана победа в Великой Отечественной войне;

- у Советского Союза действительно было много внутренних и внешних врагов, с которыми Сталин оправданно расправлялся;

- разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран

2. Прокомментируйте документ 2. Какая цель была поставлена советским руководством в 1959 г.? Была ли она объективно обоснована?

В документе говориться о полной и окончательной победе социализма в СССР, что позволяет стране вступить в стадию развернутого строительства коммунизма. Советскому народу поставлена задача догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны по производству продукции на душу населения. Трудящиеся Советского Союза были абсолютно уверены в реальности намечаемых планов. Эта уверенность основана на том, что народное хозяйство Советского Союза развивается темпами, недосягаемыми для капиталистических стран. Среднегодовые темпы роста промышленного производства в СССР за 40 лет (1918 — 1957 гг.) составили 10,1%. Эта уверенность, далее, покоится на том, что Советская страна располагает мощной социалистической индустрией, крупным механизированным сельским хозяйством, высококвалифицированными кадрами, способными решать самые сложные технические задачи, неисчерпаемыми природными богатствами. Все это открывает безграничные возможности для роста производства, для повышения жизненного уровня населения.

3. Прочитайте отрывок из послания Президента США, адресованного руководителю СССР. О каком советском руководителе и кульминации какого исторического процесса идет речь? Расскажите, что вы знаете об этом процессе, определите его истоки и сущность?

Кенеди писал Хрущеву. Речь идёт о Карибском кризисе,который продолжался 38 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом Разрядки международной напряжённости. "

Суть конфликта. В ответ на размещение США ядерных ракетных установок в Турции СССР разместил ракетные установки на Кубе.В результате обоюдной договоренности США убрали ракетные установки из Турции, а СССР - с Кубы. Президент США Джон Кеннеди предложил советам демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и убрать американские ракеты из Турции. Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

III. Ответьте на вопросы

1. Как повлияло разоблачения сталинизма, поощрявшиеся Н.С.Хрущевым, на советское общественное сознание?

ХХ съезд, на котором произошло разоблачение культа личности Сталина изменил всю политическую атмосферу в стране. Под его влиянием произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях: историческом, идеологическом, социально-психологическом, нравственном. Начавшийся процесс десталинизации оказал влияние на развитие общественной мысли, на ее освобождение от догматических стереотипов. Расширилась зона критики. Под влиянием хрущевской оттепели сформировалось целое поколение шестидесятников - людей, которые приняли борьбу с культом личности как начало общественного возрождения.

2. Какую роль сыграл Н.С.Хрущев в развитии сельского хозяйства?

Пожалуй, в истории сельского хозяйства СССР никто среди советских руководителей не сыграл такой огромной роли как Никита Сергеевич Хрущев. Родившись в селе, Хрущев как никто другой разбирался в этом деле. Во многом, благодаря ему, страна смогла выйти на новый качественный уровень для себя в сельском хозяйстве. Безусловно, были у него и промахи, но сам факт того, что он сильно повлиял на аграрный сектор страны думаю не вызывает ни у кого сомнений.

Главным направлением в развитии сельского хозяйства Хрущев считал расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель. Это означало продолжение традиционного - экстенсивного пути развития сельского хозяйства. Вскоре колхозам было предоставлено право вносить изменения в свои уставы с учетом местной специфики. Колхозникам стали платить пенсии, а затем и выдавать паспорта. Все эти меры, не нарушая существовавшей системы управления экономикой, включали фактор личной заинтересованности крестьян. Это и обеспечило значительный подъем сельскохозяйственного производства. За 1953-1958 гг. прирост продукции сельского хозяйства составил 34% по сравнению с 1948-1952 гг.

3. Чем закончились первые попытки ревизии сталинской модели экономики?

Все новые эксперименты в экономике ставили вопрос перед руководством страны, как найти новые стимулы? Использование Хрущевым мер материального стимулирования по развитию производства, децентрализации экономики, ослаблению идеологического контроля принесли результаты, но вскоре обернулось ростом дефицита, падением производительности труда. Этим объясняется непоследовательность Хрущева. Кроме того, как только задевались интересы номенклатуры, становилась реальным ослабление ее власти, прекращались даже ограниченные преобразования. Если после первых реформ темпы роста промышленного производства были более 13% (втрое выше, чем в США), но затем темпы прироста постоянно снижались.

Кроме того, действия Хрущева нанесли ущерб финансовой стабильности. Непросчитанные решения, в том числе по увеличению зарплат и социальных выплат, привели к перебоям в торговле продуктами и товарами. Масса денег, оказавшихся в обращении, не соответствовала количеству товаров. А цены, в основном, оставались стабильными и по большинству позиций не повышались.

4. Почему экономические реформы 1950-х – середине 1960-х гг. были необходимыми, но неэффективными

Начавшиеся после смерти Сталина реформы были вынужденны и неизбежны. Их параметры и основные задачи фактически были определены еще при жизни «отца народов». Реформы не затрагивали основ власти и определялись прежде всего внешним вызовом: необходимостью выдержать экономическое и военное противостояние с Западом. К началу 50-х гг. в наиболее сложном положении оказалось сельское хозяйство страны. Российская деревня находилась практически на грани голода. Город по-прежнему жил за счет деревни, которая оставалась основным источником поступления средств и трудовых ресурсов для промышленности. Сам главный реформатор – Хрущев – при всей прогрессивности многих его шагов был сыном сталинской эпохи и не мог сразу отбросить её предрассудки, а частично и ее методы, приемы подхода к делу. Отсюда половинчатость, непоследовательность, зигзаги и колебания. К тому же, ему не хватало теоретической подготовки, общей культуры. Он уповал преимущественно на реорганизацию структур административного управления, на сохранение в неприкосновенности уже существовавших форм собственности, сложившихся экономического механизма и социально-политической системы. Всё это сделало реформы абсолютно неэффективными.

5. В чем состояла историческая драма и беда Н.С.Хрущева и его сторонников?

Историческая драма и беда Хрущева и его сторонников состояла в том, что намерение провести общественные реформы сочеталось с непониманием закономерностей функционирования того общества, которое они собирались реформировать. У них не было стройной концепции реформ, а лихорадочные мероприятия, усугубленные импульсивностью личности самого Хрущева, только усугубляли дело.

VI. Заполните таблицы

Таблица 1.

Демократизация общественной жизни в СССР в период “оттепели”

Год Мероприятие
1956г. Осуждение культа личности Сталина в ограниченных пределах
1953-1964гг Господство одной идеологии, идеологический контроль партии в общественной жизни, цензура
1953-1964гг Гонения на «идеологически сомнительных» представителей культуры
1953-1964гг Попытка проведения демократических мер в условиях укрепления КПСС

Таблица 2.

Итоги социально-экономического развития СССР в 1953 – 1964 гг.

Промышленность Сельское хозяйство Социальная сфера
Нарушены связи между предприятиями разных регионов Рост с/х производства в 1956-60 году на 30%, в 1961-65 – на 11 % Потеря сбережений для большинства граждан страны
Незначительный рост экономической свободы предприятий Отсутствие кадров для обслуживания техники в колхозах, подрыв финансового положения колхозов Жилищный фонд увеличился на 80 %. 54 млн. чел переселены в отдельные квартиры
Постепенное падение темпов роста промышленного производства Страна впервые начала закупать хлеб за границей С 1960 года сокращаются ассигнования на социальные программы
Сохранение командно-административной системы, увеличение числа чиновников. Сохранение экстенсивного способа развития с/х. Продовольственная проблема привела к росту цен (до 28%); расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году, выступления рабочих в других городах
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...