Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медицинская статистика.

Статистика – самостоятельная общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной с целью выявления закономерностей.

Отличие статистики, как науки, от математики заключается в том, что предметом изучения статистики являются количественные закономерности материальных явлений, имеющие определенные качественные характеристики. Тогда как наука математика изучает только количественные отношения, абстрагированные от качественной стороны явлений.

Статистика, изучающая массовые явления в общественном здоровье и здравоохранении, носит название медицинской статистики, которая рассматривает человека как социальное существо, а все стороны его жизни, деятельности и состояния здоровья как социально обусловленные.

Медицинская статистика делится на два основных раздела: статистика здоровья населения и статистика здравоохранения.

Статистика здоровья изучает основные показатели, характеризующие санитарное состояние общества (смертность, рождаемость, естественный прирост (или убыль) населения, заболеваемость, инвалидизация и основные параметры физического развития) посредствам исследований и анализа полученных статистических данных; выявляет и устанавливает взаимосвязь этих показателей с различными факторами окружающей среды, это служит основой для разработки оздоровительных и профилактических мероприятий.

В понятие статистики здравоохранения входит сбор и изучение данных о кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений с целью планирования лечебных и профилактических мероприятий и оценки качества работы отдельных ЛПУ и органов здравоохранения регионов и всего здравоохранения в целом и т.д.

Если методологической основой медицинской статистики являются законы диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, категории необходимости и случайности и т.д.), то математическая основа – закон больших чисел, который представляет одно из выражений диалектической связи между случайностью и необходимостью, а также теория вероятностей.

При использовании закона больших чисел удается освободить статистические показатели от влияния случайных причин и выявить в массе изучаемых явлений действие объективных закономерностей. Теория вероятностей позволяет установить шансы «за» и «против» реальной возможности наступления данного события.

Основными задачами медицинской (санитарной) статистики являются:

· изучение здоровья (санитарного состояния) населения, которое характеризуется демографическими показателями, заболеваемостью и параметрами физического развития и показателями инвалидности (статистика здоровья населения);

· изучение и анализ результатов деятельности медицинских учреждений и оценка эффективности их работы (статистика здравоохранения);

· оценка достоверности результатов научных исследований.

Статистическое исследование проводят с целью получения:

· сведений о заболеваемости и воспроизводстве населения;

· данных о физическом развитии отдельных групп населения;

· результатов анализа деятельности лечебно-профилактических учреждений и оценка эффективности их функционирования, в т.ч. и диспансерного наблюдения и т.д.

Статистическое исследование строится на основе определенных, выработанных в процессе многолетней практики и научно обобщенных принципах, правилах и приемах, составляющих статистическую методологию. Работа, как правило, проводится в строгой последовательности по следующим этапам:

1. Составление плана и программы исследования;

2. Регистрация и сбор материала;

3. Группировка и сводка материала;

4. Анализ, оценка, выводы, применение в практике полученных данных.

 

IЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Каждое исследование имеет целью установить существующие в изучаемых явлениях закономерности, их привычную связь с другими явлениями, тенденцию развития и прочее. При исследовании одного и того же материала цели могут быть различными. Поэтому необходимо заранее, еще при планировании и подготовке, четко определить цель исследования, т.к. объект наблюдения, единица наблюдения, исследуемые признаки объекта, место и время исследования, методы обработки собранных данных, их анализ и интерпретация в конечном счете зависят от цели и задач, поставленных перед исследователями. Цель зависит также от возможностей, имеющихся в распоряжении исследователя. Составление плана начинают с определения цели и задач исследования, рабочей гипотезы на основании личного опыта и изучения литературы; формулировки темы. Цель – для чего изучать, какое применение найдут результаты исследования. Задачи – то, что хотим изучить (процессы смертности, заболеваемости, рождаемости и т.д). Опираясь на четко сформулированные цель и задачи исследования можно точно определить объект и единицу наблюдения. В плане исследования определяются его сроки, объем и время проведения, источники финансирования, научные консультанты, литературные источники, непосредственные исполнители и т.д.

Объект наблюдения – это явление, подлежащее исследованию (статистическая совокупность), например: все больные неспецифическими заболеваниями легких в г. Ижевске. Затем устанавливается единица наблюдения. Это элемент статистической совокупности, характеризуемый рядом признаков, подлежащих учету. Единицей наблюдения в нашем примере будет каждый больной неспецифическими заболеваниями легких, проживающий в г. Ижевске; больного будет характеризовать ряд признаков (пол, возраст, профессия, длительность заболевания и т.д.). Признаки, характеризующие единицу наблюдения, составляют ПРОГРАММУ исследования. Уточнение и формулирование признаков производится на основе следующих общих правил:

· признаки отбирают с учетом целей изучения и возможностей обработки и анализа, полученных при обработке данных. Критерием оценки важности признака является цель;

· отобранных признаков должно быть оптимальное число;

· признаки необходимо комбинировать таким образом, чтобы они взаимно дополняли и контролировали друг друга.

Различают следующие виды наблюдения:

· по объему (сплошное и несплошное);

· по времени (единовременное и текущее).

Сплошным исследованием пользуются тогда, когда изучают все единицы, входящие в объект наблюдения. Примером сплошного наблюдения может служить перепись населения, регистрация смертей и рождений по соответствующим свидетельствам, регистрация острозаразных заболеваний и т.п. При выборочном исследовании изучают только часть единиц, входящих в объект наблюдения. Однако эта часть должна быть РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ, означает соответствие (однотипность) качественных и количественных признаков, характеризующих элементы выборочной совокупности по отношению к генеральной. Выборочное наблюдение, в сравнении со сплошным, дешевле. Оно может быть проведено при меньшем количестве персонала и с меньшими материальными затратами. Выборочное исследование дает более точные результаты, т.к. при сплошном исследовании допускается большее число регистрационных ошибок.

По виду выборка единиц наблюдения может быть:

· случайная;

· механическая;

· типологическая, в т.ч. гнездовая, основного массива, монографическая.

В любой выборке необходимо обеспечить случайность, непреднамеренность отбора единиц наблюдения. При механическом отборе берут каждую 2-ую, 5-ую, 30-ую, и т.д. единицы наблюдения; а при типологическом – только по однородным признакам; при случайном – любые, непреднамеренно выбранные единицы наблюдения (тянуть жребий, по таблицам случайных чисел, по первой букве фамилии и т.д.). Выборка должна быть достаточной по числу наблюдений.

Как указывалось выше во временном аспекте наблюдение может быть текущим или единовременным, т.е. явление может изучаться в динамике и статике. При проведении 1-го этапа исследования определяется также место исследования.

IIЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Этот этап заключается в сборе материала путем регистрации, заполнения разработанных учетных документов, которые могут быть в форме списка или карт. В некоторых случаях используются оперативно-учетные документы органов здравоохранения. Сбор материала проводят по заранее составленной программе и плану исследования. Статистические данные могут собираться путем постоянной регистрации или единовременной регистрации. Способами сбора материала являются: опрос; непосредственное наблюдение; выкопировка данных; анамнестический опрос или заполнение анамнестической анкеты. Регистратор должен иметь четкую инструкцию по методике работы и по заполнению учетных документов или разработанных карт.

В учетные документы заносят сведения о каждой единице наблюдения.

Методы сбора информации: опрос; непосредственное наблюдение (медицинские осмотры, измерение артериального давления, числа дыхательных движений и т.д.); выкопировка сведений из учетной документации. Чаще всего сочетают все три метода. При сборе материала могут быть сделаны ошибки: случайные (вписали информацию не в ту строчку по невнимательности) или систематические, связанные с непониманием методики работы или другими факторами, зависящими от опрашиваемых лиц (округление возраста и т.д.). Систематические ошибки могут повлиять на конечный результат. В связи с этим к конце II-го этапа или началеIII-го этапа следует провести проверку собранного материала. Прежде всего, собранный материал подвергают проверке и контролю в отношении полноты учета и точности записей. Можно провести проверку количественно: проверить, все ли лечебные учреждения сдали отчеты, или на всех ли историях болезней выкопированы сведения. Далее надо проверить на все ли вопросы, занесенные в статистическую карту, дан ответ. Затем проводят проверку логическую. Она сводится к качественной оценке записей, произведенных в статистических документах. Легче всего это сделать, сопоставляя отдельные признаки между собой, например, пол и диагноз, возраст и диагноз, возраст и профессию, возраст и причину смерти и т.д. Так, если в стоке «возраст» указано 12 лет, а в строке «профессия» - «учитель», то сопоставление сразу дает возможность выявить неточность, допущенную при регистрации материала. Обнаруженные недостатки исправляют на основании дополнительных сведений. Совершенно дефектный материал, не поддающийся исправлению, исключают из обработки.

IIIЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. После того, как собран статистический материал, приступают к группировке и сводке материала. Группировка представляет собой расчленение совокупности изучаемых данных на однородные группы по наиболее существенным признакам. Она позволяет выделить основные типы, взаимосвязь и взаимозависимость явлений, а также структуру изучаемой совокупности. Сводка – это подсчет итоговых данных для заполнения таблиц. В результате сводки единичные индивидуальные наблюдения обобщаются и дается сводная характеристика полученных данных. Для облегчения группировки и сводки полученных данных проводят шифровку материала. Зашифровать – это значит признаки, подлежащие группировке, обозначать в статистической карте цифрами, буквами или другими значками в соответствии с тем, каково разнообразие признаков. Например, признак: «пол» имеет только два варианта: «муж» или «жен». ключ к шифру будет: «муж» - 1, «жен» - 2, затем во всех картах в месте для шифра против признака «пол» ставят 1 или 2, в зависимости от того, мужчина это или женщина. Правильно составленные группировки помогают выявить закономерности изучаемого вопроса. Например, изучая заболеваемость, обязательно нужно выделить возрастные группы от 0 до 1 года, от 2лет до 4 лет, 5-9 лет, и затем по 5-летним или 10-летним интервалам. При изучении рождаемости, например, нет необходимости выделять отдельно группы 50-59, 60-69 лет и т.д., т.к. в этом возрасте роды почти не встречаются, но целесообразно выделить группу женщин в возрасте старше 49 лет. Признаки, по которым производится группировка, делятся на количественные и атрибутивные (качественные). Количественным называется признак, который выражается числом (возраст, масса и длина тела, длительность пребывания больного на койке и т.д.). атрибутивный признак выражается словесно (диагноз, пол, вид операции, профессии и т.д.). После шифровки карты группируются, раскладываются по номерам шифра, затем подсчитываются и заносятся в заранее составленные макеты таблиц. Программа разработки материала предусматривает составление макетов разного типа, которые заполняются наIIIэтапе статистического исследования. Каждая таблица должна иметь номер, краткое и точное название, из которого можно было бы сразу видеть, какой материал освещен в этой таблице, заголовки для каждой графы, строки и итоги. Каждая таблица, подобно грамматическому предложению имеет статистическое (или табличное) подлежащее и сказуемое. Подлежащее – это то, о чем говорится в таблице, т.е. объект исследования в целом или его часть (население, больницы, врачи, больные и т.д.). Сказуемое – это то, что говорит о подлежащем (признаки, которые характеризуют основную совокупность – пол, возраст, время, стаж работы и т.д.). Обычно принято подлежащее располагать по строкам таблицы, а сказуемое – по графам, но это не является непременным правилом. Например, при печатании материала (для удобства расположения статистических данных) этот порядок может быть изменен. По видам статистические таблицы делятся на простые и сложные (групповые и комбинационные). ПРОСТАЯ таблица состоит из подлежащего и сказуемого или нескольких сказуемых, не связанных между собой. Она содержит только перечень явлений, в ней нет никаких группировок. Простые таблицы бывают территориальные, хронологические и перечневые.

Простые таблицы, не показывая взаимосвязи отдельных признаков между собой, имеют ограниченное познавательное значение, из указанных таблиц мы узнаем только, сколько было зарегистрировано заболеваний по населенным пунктам и по месяцам года. При изучении же заболеваемости важно выявить, когда чаще болеют, какие заболевания чаще встречаются.

Для более углубленного анализа нужно составить более сложные таблицы (групповые, а также комбинационные), как более отвечающие существу статистики, т.к. они выявляют взаимосвязь между изучаемыми явлениями.

Групповой называется таблица, в которой подлежащее и несколько сказуемых, связанных между собой. Групповая таблица состоит из сочетания двух признаков (один признак в подлежащем, другой – в сказуемом). Число признаков сказуемого может быть увеличено, но каждый из них сочетается с подлежащим попарно, изолировано от других.

Однако, чрезмерно усложнять комбинационную таблицу не следует, т.к. она становится трудной для прочтения.

IVЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. В результате группировки табличной и табличной сводки исследователь получает абсолютные величины. В ряде случаев их достаточно для характеристики размеров изучаемых явлений и процессов. Например, когда речь идет о численности среды (населения городов, районов, численность отдельных возрастно-половых групп населения и т.п.) достаточно знать абсолютные цифры. В тех же случаях, когда речь идет о частоте явления, абсолютных цифр для вывода, где она ниже, а где выше недостаточно, т.к. неизвестно, какова численность населения, среди которого это явление зарегистрировано, за исключением очень редко встречаются заболеваний, когда даже единичные случаи заболеваний имеют значение (трахома, холера и др.) для вывода. Поэтому абсолютные величины преобразуют в относительные. Различают следующие виды относительных величин или показателей: интенсивные, экстенсивные, соотношения, показатели динамического ряда: наглядности, темпы роста, темп прироста.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...