Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение веры и добрых дел для спасения




Значение веры и добрых дел для спасения

Вопрос о соотношении добрых дел и веры для спасения есть частный аспект учения о соотношении благодати и свободы. На нем не стоило бы заострять внимание, если бы вопрос этот не был предметом спекуляций протестантских проповедников, утверждающих, что человек оправдывается только верой, вне зависимости от дел. Основная причина заблуждений еретиков состоит в том, что они «вырывают» из контекста Священного Писания отдельные мысли и абсолютизируют их. Это и происходит в протестантском учении об оправдании и спасении только верой.

Как же мыслят соотношение между верой и добрыми делами ап. Павел и другие апостолы? Прежде всего, по ап. Павлу, спасает не вера сама по себе и не дела сами по себе. Спасение совершает Бог Своею благодатию. Для того чтобы быть понятным своим современникам, ап. Павел обращается к примеру праотца Авраама. Согласно Священному Писанию, он стал праведником, после того как «поверил Богу», еще до того, как совершил какие-либо добрые дела. Иными словами, вера Авраама не была одним из его праведных дел, а явилась основанием его последующего праведного поведения.

Вселение Христа в наши сердца также осуществляется по вере (см.: Еф. 3: 17). Благодать в своем исхождении от Бога никогда от Него не отделяется, т. е. присутствие благодати есть всегда личное присутствие Самого Бога.

Поэтому недостаточно только получить по вере благодатный дар, необходимо этот дар принять и усвоить, иначе сообщение благодати может оказаться тщетным.

О необходимости доброделания, подвига, через которые человеком усваивается благодать, ап. Павел говорит неоднократно. Так, по его словам, необходимо сораспяться Христу (см.: Гал. 2: 19), распять свою плоть со страстями и похотями (Гал. 5: 24). Как же в таком случае понимать слова апостола о том, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона (Рим. 3: 28)? Несомненно, эти слова ап. Павла относятся к таинству вступления человека в христианскую жизнь, т. е. ко крещению. Действительно, в таинстве крещения мы получаем оправдание исключительно по нашей вере, вне зависимости от того, кто какую жизнь вел до крещения. Кроме того, по учению апостола, вера не является постоянной величиной. Известно, что всякая способность при отсутствии развития неизбежно атрофируется, отмирает. Вера не исключение. Чем возможно укреплять, упражнять веру? Добрые дела и вера связаны между собой по принципу обратной связи: вера вдохновляет человека на добрые дела, а дела укрепляют и углубляют веру. Поэтому, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2: 26).

Если обратиться к Евангелию, то станет очевидно, что учение апостолов находится в полном соответствии с учением Самого Господа Иисуса Христа. Господь также говорит о необходимости веры для спасения. Например: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16: 16). Но Господь говорит и о недостаточности одной только веры, о необходимости для спасения также и добрых дел: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи! », войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7: 21). О необходимости подвига в христианской жизни Христос говорит совершенно определенно: ... если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16: 24).

По учению Священного Писания, вера сама по себе, не подтверждаемая добрыми делами, не ведет к совершенству. Но в то же время и дела без веры не являются, в строгом смысле, спасительными. Конечно, доброе дело, кем бы оно ни совершалось, заслуживает нашего уважения. По словам ап. Павла, во всяком народе человек, поступающий по правде, приятен Господу (см.: Деян. 10: 34–35), и мы можем молиться и надеяться, что добрые дела, совершаемые нехристианами, не пропадут даром и не будут «забыты» у Бога. Но в то же время дела, которые совершаются не по вере, вне сознания искупительного подвига Христа Спасителя, не сообщают человеку освящающей благодати, не соединяют его с Богом внутренней связью и не ведут путем святости и обожения.

2. Учение о Церкви (Экклесиология). Общее понятие о Церкви Христовой. Основание Церкви Господом Иисусом Христом. Цель и назначение Церкви. Господь Иисус Христос – Глава Церкви. Святой Дух в жизни Церкви. Существенные свойства истинной Церкви Христовой (единство Церкви; святость Церкви; соборность или кафоличность Церкви; апостольство Церкви). Богоучрежденная церковная иерархия и сущность ее служения (апостолы; епископы; пресвитеры; диаконы). Необходимость принадлежать к Церкви для спасения. Вопрос о границах Церкви. Ложные учения о Церкви (донатизм, римо-католичество, протестантизм). Союз Церкви земной и Церкви небесной. Молитвенное призывание и почитание Божией Матери и святых. Иконопочитание. Почитание мощей.

Общее понятие о Церкви Христовой

Слово «церковь» (греч. ἐ κ κ λ η σ ί α ) происходит от глагола ἐ κ κ α λ έ ω (собирать, вызывать). В христианстве изначально под Церковью понималась совокупность призванных в общество Господне лиц, которые, услышав призыв Господа ко спасению и последовав этому призыву, составили род избранный (γ έ ν ο ς ἐ κ λ ε κ τ ό ν ) (1Пет. 2: 9). Свят. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковью называется собрание, поскольку она созывает и собирает всех. Возможно ли дать определение понятию «Церковь»? Скорее всего, нет: все предпринимавшиеся до сих пор попытки дать всеобъемлющее определение были не вполне удачными.

В самом общем смысле под Церковью понимается от Бога установленное общество всех личных (т. е. разумно-свободных) существ, верующих во Христа Спасителя и соединенных с Ним как с Единой Главой. К Церкви принадлежат, во-первых, все верующие во Христа, живущие на земле, во-вторых, скончавшиеся в вере и, в-третьих, ангелы. Поэтому Христову Церковь можно условно разделить на две части.

Первая – православные христиане, живущие на земле. Земная Церковь есть «странствующая Церковь». Иногда она называется также «Церковью воинствующей», поскольку жизнь христианина на земле есть духовная брань, сражение как с врагами внутренними, т. е. с грехами, так и с внешними – с невидимыми врагами спасения. Возглавитель этой борьбы со злом – Сам Христос.

Вторая – ангелы и все усопшие в вере и покаянии, «Церковь небесная», или «торжествующая». Это наименование также связано со словами ап. Павла, который говорит о Церкви как о торжествующем соборе (Евр. 12: 23).

Странствующая и торжествующая Церкви различаются и по составу, и по условиям жизни своих членов. В то же время эти части не существуют совершенно самостоятельно и отдельно одна от другой, т. к. Христова Церковь, состоящая из земных и небесных, есть одно духовное тело, имеет одну Главу – Христа и одушевляется одним и тем же Духом Божиим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...