Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О пятом члене Символа веры. О шестом члене Символа веры. О седьмом члене Символа веры




О пятом члене Символа веры

Boпрoc 52. Какой пятый член Веры?

Ответ. «И воскресшаго в третий день по Писанием»

Вопрос 53. Чему учит сей член Веры?

Ответ. Двум истинам. Во-первых, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у Пророков и в Псалмах (Лк.   24,   7). Во-вторых, что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер.

Вопрос 54. По каким Писаниям Христу надлежало пострадать, умереть, и в третий день воскреснуть?

Ответ. Священное Писание двоякого рода: одно Ветхого, другое Нового Завета. В первом предсказано то, что Христос придет, и каким образом спасет род человеческий, именно, что Он постраждет, умрет и воскреснет из мертвых. По сему Писанию Христу надлежало все сие исполнить. Писание же Нового Завета открывает, что Он все то исполнил, и пришел точно так, как было о Нем писано; ибо Он Сам о Себе говорит: «Сын убо человеческий идет, якоже есть писано о Нем» (Мк.   14,   21). Также по воскресении Его из мертвых Он сказал на пути двум ученикам Своим: «не сия ли подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою; и начен от Моисея и от всех Пророк, сказаше има от всех Писаний, яже о Нем» (Лк.   24,   26–27). А что Писание Ветхого Завета должно также иметь у нас важность и силу, сему дает свидетельство Апостол, когда говорит о нем: «имамы известнейшее Пророческое слово: емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших» (2Пет.   1,   19). И что все в точности исполнилось по сему Писанию, то подтверждают нам все Евангелисты. И Апостол говорит: «Христос умре грех наших ради, по Писанием, и яко погребен быст, и яко воста в третий день, по Писанием, и яко явися Кифе, таже единонадесятим: потом же явися более пяти сот братиям единою, от них же множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша: потом же явися Иакову, таже Апостолом всем: последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне» (1Кор.   15,   3–8). Так же Воскресение Христово прообразовал Пророк Иона, каковый образ Господь наш Иисус Христос Сам к Себе прилагает. Он говорит Иудеям: «род лукав и прелюбодей знамения ищет, и знамение не дастся ему, токмо знамение Ионы Пророка: якоже бо бе Иона во чреве китове три дни и три нощы, тако будет и Сын Человеческий в сердцы земли три дни и три нощы» (Мф.   12,   39–40).

О шестом члене Символа веры

Вопрос 55. Какой шестой член Веры?

Ответ. «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца»

Вопрос 56. Что открывает нам сей член Веры?

Ответ. Сей член учит четырем истинам. Во-первых, что Иисус Христос вознесся на небеса и сел одесную Отца со славою и честию в том самом теле, в котором пострадал истинно, и воскрес из мертвых. Во-вторых, что Он вознесся на небо только как человек; ибо как Бог, Он всегда был на небеси и на всяком месте. В-третьих, учит, что человеческое естество, которое Он однажды принял от Девы Марии, никогда не слагал с Себя, но с оным опять приидет судить, как Ангелы возвестили Апостолам: «Сей Иисус, вознесыйся от вас на небо, такожде приидет, имже образом видесте Его идуща на небо» (Деян.   1,   11). В-четвертых, сей член научает, что Христос с плотию Своею, которую носил во время земной Своей жизни, находится только на небеси, а не на земле. Но присутствуя таинственным образом в Божественной Евхаристии, Сей Сын Божий, Бог и человек, присутствует и на земле по пресуществлению. Ибо существо хлеба прелагается в существо Святаго Тела Его, и существо вина в существо драгоценныя Его Крови. Посему Святую Евхаристию мы должны почитать и уважать столько же, сколько и Самого Спасителя нашего Иисуса.

О седьмом члене Символа веры

Вопрос 57. Какой седьмой член Веры?

Ответ. «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»

Вопрос 58. Чему учит нас сей член Веры?

Ответ. Трем истинам. Во-первых, что Христос опять приидет, дабы судить живых и мертвых, как Сам Он свидетельствует словами Своими: «егда же приидет Сын Человеческий в славе Своей и вси Святии Ангели с Ним» (Мф, 25, 31). Он приидет так быстро, что как «молния исходит от восток и является до запад, таково же будет и пришествие Сына Человеческаго» (Мф.   24,   27). О дне же пришествия сего и часе никто не знает, даже Ангелы (Мф.   24,   36). Но сему должно предшествовать следующее: проповедано будет Евангелие всем народам (Мф.   24,   14), явится антихрист, произойдут великие войны, глады, язвы и другое подобное. Кратко сказать, будет скорбь великая, по слову Господа: «будет бо тогда скорбь велия, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имат быти» (Мф.   24,   21). О сем суде Апостол ясно говорит: «Засвидетельствую убо аз пред Богом и Господем нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и Царствии Его» (2Тим.   4,   1).

Вопрос 59. Во-вторых, сему учит сей член Веры?

Ответ. Что на последнем суде люди, отдадут отчёт в мыслях, словах и делах, по словам Писания: «глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» (Мф.   12,   36). И Апостол говорит: «Темже прежде времене ничтоже судите, дондеже приидет Господь, Иже во свете приведет тайная тмы и обявит советы сердечныя, и тогда похвала будет комуждо от Бога» (1Кор.   4,   5).

Вопрос 60. В-третьих, чему учит сей член?

Ответ. Что в день тот каждый, по делам своим, получит совершенное и вечное воздаяние. Одни услышат сей приговор: «приидите, благословенныи Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.   25,   34). Другие, напротив, услышат: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.   25,   41). «Идеже червь их не умирает, и огнь не угасает» (Мк.   8,   44).

Вопрос 61. В сей ли последний день все люди отдадут отчет в делах своих, или каждый, особливо по смерти, отдает отчет в жизни своей, и есть суд частный?

Ответ. Поелику в день последнего суда не будет требоваться отчет от каждого порознь: ибо Богу все известно; и поелику каждый при смерти знает дела свои: то каждый по смерти узнает и воздаяние за свои дела. Ибо если каждому известны дела его, то известен и приговор Божий о нем, как говорит Григорий Богослов в слове на Кесария брата: “Я верю словам мудрых, что всякая добрая и Боголюбезная душа, когда разлучится от тела, с которым была соединена, немедленно предощущает и созерцает благо, ее ожидающее (ибо то, что наводило мрак, очищается или отъемлется, или, но я не знаю, как то и назвать); и наслаждается чудным некоторым удовольствием, восхищается и с радостию спешит к Господу своему, вырвавшись из жизни сей, как из какой-нибудь мрачной темницы, и, сбросив облежавшие ее сети, которые останавливали ум в его парении? И представляя себе блаженство, которое блюдется для нее, она как бы уже ощущает его. Спустя же немного и сродную себе плоть, с которою вместе подвизалась на земле, приняв опять от земли, от коей она была взята и которой была вверена – образом известным только совокупившему и разрешившему Богу – вместе с нею наследует славу небесную”. Также должны думать и о душах грешников, только с противной стороны; т. е. что они знают и предвидят мучение, их ожидающее. И хотя прежде последнего суда ни праведные, ни грешные не получают совершенного воздаяния за дела свои; но при всем том не все души находятся в одинаковом состоянии, и не в одно и то же место посылаются. Отселе явствует, что поелику прежде последнего суда не может произойти таковое разделение без суда частного; то следовательно есть суд частный. Когда мы говорим, что Бог не спрашивает от нас отчета в жизни нашей; то сие должно разуметь в таком смысле, что отдадим отчет оный, не по примеру отчетов человеческих.

Вопрос 62. На одинаковой ли степени находятся души Святых по смерти?

Ответ. Поелику души преселяются от мира сего не с одинаковою мерою благодати, то и по преселении от мира поставляются не на одной степени блаженства, как учит Христос: «в дому Отца Моего обители многи суть» (Ин.   14,   2). И в другом месте: «отпущаются греси ея мнози, яко возлюби много: а емуже мало оставляется, менше любит» (Лк.   7,   47). Подобно и Апостол говорит, что Бог «воздаст коемуждо по делом его» (Рим.   2,   6).

Вопрос 63. Как должно думать о людях, умирающих в гневе Божием?

Ответ. После последнего суда они будут вечно мучиться, одни более, другие менее, как говорит о сем Писание: «раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много: неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало» (Лк.   12,   47–48).

Вопрос 64. Между умирающими людьми находятся ли и такие, которые суть как бы средние между спасаемыми и погибающими?

Ответ. Такового разряда нет людей. Но то несомненно, что многие из грешников освобождаются от уз ада не покаянием или исповедию, как говорит Писание: «во аде же кто исповестся Тебе? » (Пс.   6,   6); и в другом месте: «Не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси низходящии во ад» (Пс.   113,   25); но за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы воссылаёмые о них Церковию, и особливо за Безкровную Жертву, которую Церковь ежедневно приносит вообще за всех живых и мертвых, так как и Христос умер за всех. Что таковые души не освобождаются сами собою, о сем говорит Феофилакт (в толковании на шестую главу Евангелия от Луки), изъясняя слова, сказанные Христом, что Он имеет власть на земли отпущать грехи: “Смотри, – говорит, – на земле можем заглаждать грехи свои. Но после того, как отойдем от земли, уже не можем более сами собою посредством исповеди изгладить грехов своих; ибо дверь заключена бывает”. И, изъясняя слова: «связавше ему руце и нозе» (Мф.   22,   13), т. е. деятельные силы души, говорит: “В настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить; но в будущем связываются все деятельные силы души; и невозможно сделать ничего доброго в удовлетворение за грехи”. И в объяснении 25-й главы того же Евангелия: “После отшествия от сей жизни не время каяться и делать”. Сии слова показывают, что душа после смерти не может освободиться или покаяться, и ничего произвести такого, что искупило бы ее от ада. Только Божественные Литургии, молитвы и милостыни, которые живыми приносятся за нее, весьма великую приносят ей пользу, и исхищают ее от уз ада.

Вопрос 65. Что надобно думать о милостынях и благотворениях, которые делаются в пользу умерших?

Ответ. О сем рассуждает тот же Феофилакт (в толковании на 12-ю главу, ст. 5 Евангелия от Луки), объясняя слова Христовы: «убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебръ огненную». Он так пишет: “Смотри, Христос не сказал: убойтесь того, кто по убиении ввергнет в геенну; но Который имеет власть ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременяемо ввергаются в геенну; но сие состоит во власти Божией, так, что Бог может и простить их, т. е. за приношение и подаяния, делаемые в пользу умерших. Они немало полезны и в тяжких грехах умершим. Итак, не необходимо по убиении Он ввергает в геенну; но имеет власть ввергнуть. Посему не престанем стараться, милостынями и молитвами нашими умилостивлять Того, Который имеет власть ввергнуть, но непременяемо употреблять власть сию, а может даровать и прощение”. Итак, на основании учения Священного Писания и толкования сего отца выводим такое заключение, что мы должны непременно молиться за умерших, приносить Безкровные Жертвы и подавать милостыни; ибо сами они не могут сего делать за самих себя.

Вопрос 66. Что мы должны думать об огне чистилищном?

Ответ. Нигде в Писании не упоминается о нем, т. е. чтобы было временное какое наказание, очищающее души по смерти. За сие особенное мнение Церковь и осудила Оригена на Втором Константинопольском Соборе. Притом очевидно, что по смерти душа не может принять ни одного таинства Церковного. Если бы она могла что-нибудь сделать в удовлетворение за грехи свои, то могла бы иметь часть и в таинстве покаяния. Но поелику сие противно православному учению, то Церковь правильно поступает, что приносит за умерших Безкровную Жертву, и воссылает к Богу молитвы об отпущении грехов их: сами же они не терпят никакого наказания, посредством которого бы очищались. Что касается до басен тех людей, которые говорят, что души, отшедшие от мира без раскаяния, наказываются на рожнах, в болотах и озерах, – Церковь никогда не принимала оных.

Вопрос 67. Какое место назначено собственно для душ тех людей, кои умирают с благодатию Божиею?

Ответ. Души тех людей, которые отходят от мира сего с благодатию Божиею и с покаянием во грехах своих, имеют своим местом руки Божии. Ибо Священное Писание так говорит: «Праведных же души в руце Божией, и не прикоснется их мука» (Прем.   3,   1). Называется также место их раем как Христос Господь сказал на кресте к разбойнику: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк.   23,   43). Оно именуется и лоном Авраамовым, как написано: «Бысть же умрети нищему и несену быти Ангелы на лоно Авраамле» (Лк.   16,   22), и Царствием Небесным, по слову Господа: «Глаголю же вам, яко мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем» (Мф.   8,   11). Посему каким бы кто именем из числа упомянутых нами ни назвал место сие, не погрешит: только бы знал, что души пребывают в благодати Божией в Царствии Небесном, и, как гласят Церковные песни, «на небеси».

Вопрос 68. А те души, которые выходят из тела, пребывая во гневе Божием, где находятся?

Ответ. Место сие различными называется именами. Во-первых, оно называется адом, в котором заключен низверженный с неба диавол, как говорит Пророк: «буду подобен Вышнему» (сказал диавол). «Ныне же во ад снидеши и во основания земли» (Ис.   14,   14–15). Во-вторых, называется огнем вечным; ибо Писание говорит: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» (Мф.   25,   41). Также, тьмою кромешною. И непотребного «раба вверзите во тьму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.   25,   30). Называется оно еще и другими именами, но все они выражают ту мысль, что место, в которое низходят души отшедших отсюда во гневе Божием и отверженных людей, есть место осуждения и гнева Божия. Должно каждому знать и то, что души праведных, хотя находятся на небесах, несмотря на то, до последнего суда не получают совершенной награды; равно и души осужденных не терпят совершенного наказания, но после последнего суда души вместе с телами получат решительно или венец славы, или наказание.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...