Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие XIII. Основы конституционного права




Федеративной Республики Германии (тема 15; 4 часа)

1. Особенности германского конституционного права после Второй мировой войны.

2. Партийная система Германии. Форма правления и государственный режим в Германии: формирование и взаимодействие высших законодательных и исполнительных органов.

3. Бундестаг и Бундесрат: формирование, компетенция, взаимоотношения. Совместный комитет. Законодательный процесс и контрольные процедуры.

4. Федеральный президент и Федеральное правительство: порядок назначения, компетенция, ответственность.

5. Судебная власть, специфика ее организации. Федеральный конституционный суд.

6. Территориальное устройство и организация местного управления и самоуправления.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Ответьте на вопросы

1. Из каких актов складывается действующая юридическая конституция Германии?

2. Чем германская конституция отличается от французской и итальянской?

3. Какой порядок реализации права собраний установлен Основным законом?

4. Кто является субъектом основных прав, записанных в ст. 9 Основного закона?

5. Назовите те права и свободы, которые признаются только за немцами, и те, субъектом которых может стать каждый. Что можно заключить из этого разграничения? Сравните с главой 2 Конституции России и сделайте вывод.

6. Подумайте, в чем заключается социальная функция собственности (ч. 2 ст. 14 Основного закона), как практически она может быть реализована.

7. Истолкуйте содержание ч. 3 ст. 20 Основного закона. Объясните, в частности, почему здесь говорится не только о законе, но о законе и праве.

8. Можно ли считать ХДС конфессиональной и клерикальной партией?

9. Сравните конституционные полномочия германского Федерального правительства в бюджетном процессе с конституционными полномочиями Правительства Российской Федерации.

10. Сравните порядок формирования Бундестага и Бундесрата, с одной стороны, и палат российского Федерального Собрания — с другой. Выявите черты сходства и различия.

11. Почему в Бундестаге считают членов, а в Бундесрате голоса?

12. Каков численный состав Совместного комитета?

13. Сколько раз одно и то же лицо может избираться на должность Федерального президента?

14. Чем Федеральное собрание Германии отличается от одноименного органа в России?

15. Как вы оцениваете компетенцию Федерального президента?

16. В чем различие полномочия Федерального президента распускать Бундестаг по ст. 63 и по ст. 68 Основного закона?

17. Федерация в Германии симметричная или асимметричная? Обоснуйте ваш ответ.

18. Сравните конституционные формулировки презумпции законодательной компетенции субъектов федерации в Германии и России.

19. Сравните компетенцию Федерального конституционного суда Германии и Конституционного Суда Российской Федерации.

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

1. В 2008 г. Федеральный конституционный суд ФРГ признал противоречащими Основному закону ФРГ положения законов федеральных земель Берлин и Баден-Вюртемберг, установившие запрет курения во всех барах и ресторанах. Какие нормы Основного закона ФРГ Суд счел нарушенными? Как Вы думаете, как он предложил усовершенствовать законодательство в данной сфере?

2. К. был стороной в гражданском процессе. В день слушаний он не явился в суд, уведомив по телефону, что он болен. Секретарь судебного заседания потребовала от него представления справки. Однако впоследствии К. справку не предоставил и был оштрафован за неявку в суд без уважительной причины. К. подал жалобу в Конституционный суд ФРГ, заявив, что он себя чувствовал настолько плохо, что на слова секретаря внимания не обратил и о получении справки не позаботился. Какое из своих конституционных прав К. счел нарушенным? Как Вы думаете, какое решение вынес Федеральный конституционный суд?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ XIV. Основы конституционного права

Китайской Народной Республики (тема 16; 4 часа)

1. Конституционное развитие Китая после Второй мировой войны. Характеристика действующей Конституции КНР.

2. Особенности политической системы КНР. Роль Коммунистической партии. Единый фронт и Народный политический консультативный совет Китая. Форма правления и государственный режим КНР.

3. Особенности избирательной системы КНР.

4. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет (ПК ВСНП).

5. Председатель КНР. Центральный военный совет. Государственный совет КНР (правительство).

6. Судебная система и прокуратура КНР.

7. Территориальное устройство КНР. Статус единиц районной национальной автономии и особых административных районов (Гонконга / Сянгана и Аомынь / Макао). Местные собрания народных представителей, их постоянные комитеты и местные народные правительства как органы государственной власти.

8. Тайвань (Китайская Республика): противоречивость конституционно-правового и международно-правового статуса. Конституционное устройство.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Ответьте на вопросы

1. Каковы особенности государственного права КНР, обусловленные ее социалистическими целями?

2. Какой характер имеет конституционное право Тайваня?

3. Сравните конституционное регулирование прав, свобод и обязанностей в КНР и в России. Какие вы видите отличия?

4. Какие особенности вы усматриваете в конституционном регулировании основ общественного строя в КНР?

5. Чем политическая система КНР отличается от политических систем в демократических странах? Как можно охарактеризовать политический режим в КНР?

6. Что можно сказать об институтах непосредственной демократии в КНР? А на Тайване?

7. Каковы форма правления и государственный режим в КНР? А на Тайване?

8. Существует ли в КНР разделение властей?

9. В чем заключается основная особенность организации законодательной власти в КНР? А ее деятельности?

10. Существует ли в КНР независимый суд? Обоснуйте свой ответ, используя, в частности, государственно-правовое регулирование институтов суда и прокуратуры.

11. Есть ли в КНР местное самоуправление? А на Тайване?

 

Сформулируйте и обоснуйте свою позицию

«Английские законы карают преступление, китайские идут дальше: они еще вознаграждают добродетель» (О. Голдсмит). Применимо ли данное высказывание к сфере конституционного права двух стран?

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ И

ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

По усмотрению преподавателя два или более практических занятия в Особенной части курса могут объединяться для выработки у студентов навыков сравнительно-правового анализа конституционных институтов соответствующих стран.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...