Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к уровню подготовки учащихся.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, с. 133 – 138).

Изучение данного курса в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Формировать умение с помощью языка самостоятельно проникать в смысл произведения.

2. Учить понимать, как в словесных художественных образах выражается авторское отношение к изображаемому.

3. Развивать способности учащихся к творческой деятельности.

Для достижения данных целей необходимо реализовать следующие задачи:

1. Учить различать разговорный и литературный языки и вырабатывать умения их употребления.

2. Формировать навыки работы с различными словарями (орфографическим, толковым, этимологическим).

3. Вырабатывать умение определять лексическое значение слова.

4. Формировать умение употреблять лексические ресурсы языка в собственной речи.

5. Учить находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы и понимать их роль.

6. Учить находить в произведениях эпитеты, сравнения, аллегории, понимать их значение и формировать умение употреблять их в собственных высказываниях.

7. Учить понимать причинно-следственные отношения в тексте-рассуждении.

8. Учить использовать опыт изучения языка как материала словесности для творческого употребления родного языка.

Авторская программа реализуется без изменений.

Для работы по данной программе используется учебное пособие: «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: учебное пособие» / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: выразительное чтение, тесты, сочинения-миниатюры с использованием средств выразительности и лексических средств, практические работы «Играем со словами», устные и письменные задания, в том числе творческого характера.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 5 класса учащиеся должны знать:

что такое слово, словесность;

• определения основных лексических понятий (синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы);

• определения средств художественной изобразительности (эпитет, сравнение, аллегория);

• что такое текст, способы связи предложений в тексте, формы словесного выражения;

• виды произведений устной народной словесности, их языковые особенности;

• роды произведений, созданных писателями, их языковые и жанровые особенности.

Учащиеся должны уметь:

• выразительно читать различные по теме и эмоциональной окраске тексты; произведения с учётом употреблённых в них средств художественной изобразительности; тексты-описания, научные и художественные тексты-рассуждения; стихотворные и прозаические произведения; эпизоды рассказа, басни; стихи, пьесы по ролям;

• различать разговорный и литературный язык; понятия «устная речь» и «разговорный язык»; «письменная речь» и «литературный язык»; стихотворную и прозаическую речь; виды интонации в повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях; виды устной народной словесности; литературную сказку, басню, рассказ и повесть;

• уметь пользоваться этимологическим и толковым словарями;

• находить в тексте произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы; эпитеты и сравнения;

• строитьдиалог, уместно употреблять просторечия;

• определять лексическое значение слова; тему и основную мысль текста;

• употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; эпитеты, сравнения, аллегории; пословицы и поговорки;

• создавать повествовательный текст на предложенную тему, словесное описание предмета, рассуждение; устный рассказ по собственным впечатлениям;

• подбирать рифмы к предложенным словам;

• рассказывать сказки и небылицы, произносить скороговорки и считалки; пересказывать литературную сказку;

• сочинять собственную сценку, инсценировку эпического произведения.

 

 

3. Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п Наименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки прохождения Примечание
По плану Фактически
  Что такое слово – 2 ч.        
1. Введение. Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов   1.09.    
2. Назначение языка. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь   8.09    
  Что такое словесность – 4 ч.        
3. Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности   15.09    
4. Разговорный язык и литературный язык, их свойства   22.09    
5. Диалог и монолог. Просторечие   29.09    
6. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении   6.10    
  Богатство лексики русского языка – 6 ч.        
7. Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные   13.10    
8. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов   20.10    
9. Синонимы, их роль в художественном произведении   3.11.    
10. Антонимы, их роль в художественном произведении   10.11    
11. Неологизмы, их роль в художественном произведении. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении   17.11    
12. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску   24.11    
  Прямое и переносное значения слова – 3 ч.        
13. Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении   1.12    
14. Эпитет   8.12.    
15. Сравнение, аллегория   15.12    
  Текст – 4 ч.        
16. Что такое текст. Тема и основная мысль (идея) текста   22.12    
17. Способы связи предложений в тексте   12.01    
18. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение   19.01    
19. Формы словесного выражения: диалог, монолог   26.01    
  Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения – 3 ч.        
20. Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм   2.02    
21. Интонация. Цель высказывания и интонация   9.02    
22. Особенности интонации в стихотворной речи, стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи   16.02    
  Устная народная словесность – 4 ч.        
23. Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки   22.02    
24. Небылицы, пословицы и поговорки   2.03    
25. Загадки. Особенности языка загадок   9.03    
26. Считалки, скороговорки. Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания   16.03    
  Литературное эпическое произведение – 3 ч.        
27. Три рода произведений, созданных писателями. Эпическое произведение. Литературная сказка, ее сходство с народной сказкой и отличие от неё   23.03    
28. Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль»   6.04    
29. Рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Особенности языка эпического произведения   13.03    
  Литературное лирическое произведение – 2 ч.        
30. Что такое лирическое произведение. Стихи о родине и о природе   20.04    
31. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении   27.04    
  Литературное драматическое произведение – 3 ч.        
32. Что такое драматическое произведение. Пьеса-сказка   4.05.    
33. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев   11.05.    
34. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки   18.05    
35. Повторение изученного в 5 классе по курсу «Русская словесность. От слова к словесности». Подведение итогов года   25.05    

 

 

Содержание программы учебного курса

«Русская словесность. От слова к словесности»

Класс

Что такое слово (2 ч.)

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему0либо.

Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...