Требования к уровню подготовки учащихся.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, с. 133 – 138). Изучение данного курса в 5 классе направлено на достижение следующих целей: 1. Формировать умение с помощью языка самостоятельно проникать в смысл произведения. 2. Учить понимать, как в словесных художественных образах выражается авторское отношение к изображаемому. 3. Развивать способности учащихся к творческой деятельности. Для достижения данных целей необходимо реализовать следующие задачи: 1. Учить различать разговорный и литературный языки и вырабатывать умения их употребления. 2. Формировать навыки работы с различными словарями (орфографическим, толковым, этимологическим). 3. Вырабатывать умение определять лексическое значение слова. 4. Формировать умение употреблять лексические ресурсы языка в собственной речи. 5. Учить находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, фразеологизмы и понимать их роль. 6. Учить находить в произведениях эпитеты, сравнения, аллегории, понимать их значение и формировать умение употреблять их в собственных высказываниях. 7. Учить понимать причинно-следственные отношения в тексте-рассуждении. 8. Учить использовать опыт изучения языка как материала словесности для творческого употребления родного языка.
Авторская программа реализуется без изменений. Для работы по данной программе используется учебное пособие: «Русская словесность. От слова к словесности. 5 класс: учебное пособие» / Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум. Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: выразительное чтение, тесты, сочинения-миниатюры с использованием средств выразительности и лексических средств, практические работы «Играем со словами», устные и письменные задания, в том числе творческого характера.
Требования к уровню подготовки учащихся К концу 5 класса учащиеся должны знать: • что такое слово, словесность; • определения основных лексических понятий (синонимы, антонимы, омонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы); • определения средств художественной изобразительности (эпитет, сравнение, аллегория); • что такое текст, способы связи предложений в тексте, формы словесного выражения; • виды произведений устной народной словесности, их языковые особенности; • роды произведений, созданных писателями, их языковые и жанровые особенности. Учащиеся должны уметь: • выразительно читать различные по теме и эмоциональной окраске тексты; произведения с учётом употреблённых в них средств художественной изобразительности; тексты-описания, научные и художественные тексты-рассуждения; стихотворные и прозаические произведения; эпизоды рассказа, басни; стихи, пьесы по ролям; • различать разговорный и литературный язык; понятия «устная речь» и «разговорный язык»; «письменная речь» и «литературный язык»; стихотворную и прозаическую речь; виды интонации в повествовательных, вопросительных, побудительных предложениях; виды устной народной словесности; литературную сказку, басню, рассказ и повесть;
• уметь пользоваться этимологическим и толковым словарями; • находить в тексте произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы; эпитеты и сравнения; • строитьдиалог, уместно употреблять просторечия; • определять лексическое значение слова; тему и основную мысль текста; • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; эпитеты, сравнения, аллегории; пословицы и поговорки; • создавать повествовательный текст на предложенную тему, словесное описание предмета, рассуждение; устный рассказ по собственным впечатлениям; • подбирать рифмы к предложенным словам; • рассказывать сказки и небылицы, произносить скороговорки и считалки; пересказывать литературную сказку; • сочинять собственную сценку, инсценировку эпического произведения.
3. Календарно-тематическое планирование
Содержание программы учебного курса «Русская словесность. От слова к словесности» Класс Что такое слово (2 ч.) Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему0либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|