Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формулируем авторскую позицию

Высокая нота

Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. Духовная жизнь – это общение с людьми, искусством, с осенним лесом и с самим собой. Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товарищем, доверяя его уму и сердцу, и когда после сомнений и колебаний жертвуем чем-то дорогим ради общего дела. Мы духовны, когда улыбаемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаждаемся тишиной вечерних полей. Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. <…> И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

Я написал сейчас «духовная жизнь». А доступна ли она любому человеку? А если доступна, то почему редки люди, создающие нечто великое в искусстве или науке? Разве духовная жизнь не должна непременно рождать великие ценности? А если должна, то она, видимо, удел избранных?

Подумаем о великом и обыкновенном, подумаем с «Войной и миром» в руках, стараясь быть соавторами Толстого.

Вот Николай Ростов после несчастливой игры в карты с Долоховым, выигравшим у него целое состояние – сорок три тысячи, возвращается в отчаянии домой. А дома поёт Наташа.

Николай Ростов не отличается ни явственной духовностью Андрея Болконского, ни живой изменчивостью души Наташи, ни оригинальностью ума и сердца Пьера Безухова. Это самый обыкновенный человек – обыкновеннее, пожалуй, любого из нас. И вот пение Наташи захватывает его настолько, что в мире существует лишь её голос. Вот оно, настоящее, думает Николай, забыв Долохова, карты, деньги…

И тут ожидает нас у Толстого нечто изумительное, абсолютно чудесное.

Весь мир сосредоточился для Николая в ожидании новой ноты, новой фразы. «Как она этот si возьмёт… Слава богу!»

И Николай, «не замечая того, что поёт, чтобы усилить этот si, взял втору в терции высокой ноты». «Боже мой! Как хорошо! Неужели это я взял? Как счастливо!» - подумал он. «Неужели это я?!» «Обыкновенный» Николай Ростов совершает нечто удивительное, становится талантливее ярко талантливой Наташи. «Неужели это я?!»

Да, это он.

Думаю, у любого из нас должна быть в жизни минута, когда мы становимся талантливей человека, создавшего то, чем мы восхищаемся… Талантливее Рембрандта, Моцарта, Лермонтова. И это ничуть не умаляет великих, напротив, ведь именно они и помогли нам достигнуть фантастической высоты. И ничего, что это лишь минута, не больше. И ничего, что она может уже никогда не повториться, и ничего, что после неё мы не создадим великого романа или великой симфонии; даже одна-единственная подобная минута («Неужели это я?!») делает нас лучше, чище, духовнее.

(Богат Е.М. Избранное - М., 1986)


Часть С как письменный ответ на вопрос (по Г. Ф. Хлебинской)

Чтобы понять содержание текста, надо определить

— его тему (то, о чём говорится);

основную мысль, или идею (то, ради чего говорится);

стиль речи, присущий этому тексту;

Часть С

по публицистическому тексту с основным типом речи – рассуждением

Формулируем проблемы

Для этого:

— нумеруем абзацы;

— делим текст на смысловые части, например:

I ч. – 1-й абзац;

II ч. – 2-й абзац;

III ч. – 3-й – 6-й абзацы;

IV ч. – 7-ой абзац;

— читаем каждую часть, ставим к ней вопрос (вопросы).

Эти вопросы и будут формулировками проблем. Выбираем главный вопрос – основную проблему.

Начало сочинения:

Вопрос – основная проблема текста. Над этой проблемой заставляет задуматься предложенный для анализа текст (или: «Над этим вопросом размышляет – инициалы и фамилия автора»,можно использовать информацию об авторе, данную после текста).

Комментируем заявленные проблемы

Для этого определяем тему каждой части (о чём говорится в каждой части) и отмечаем факты (если они есть), на которые ссылается автор. Связываем эти темы в одно – два предложения.

 

Раскрывая проблему, автор даёт своё понимание …, говорит о …., размышляет о том, …, ищет ответ на вопрос, …, в качестве примера (аргумента) приводит …, делает вывод о том, что ….

 

Формулируем авторскую позицию

Для этого находим ответы на вопросы, поставленные нами к каждой части текста.

Пересказываем их одним – двумя предложениями.

Автор ( или инициалы и фамилия автора, можно использовать информацию об авторе, данную после текста) считает, что … По его мнению, …. Он утверждает, что …, полагает, что ….

С этим трудно не согласиться (трудно согласиться, эта позиция является спорной, я разделяю позицию автора). На мой взгляд, …

Подтверждение этому можно найти в художественной (научной, публицистической литературе, в телепередачах, на интернет-сайтах, в художественных фильмах). Например, …. (В качестве аргумента, подтверждающего мою точку зрения, приведу такой эпизод из…).

Подобные примеры существуют и в жизни (в истории…) (Хочу также сослаться на собственный опыт …. Мне тоже приходилось сталкиваться с подобной проблемой, когда …, и я на собственном опыте убедился (-ась), что…).

Варианты заключения:

1) Так вопрос – основная проблема текста. Ответ (пересказ немного другими словами своей точки зрения или позиции автора). Может, Вы думаете иначе?

2) Возможно, кто-то думает по-другому. Но, как говорится, сколько людей, столько и мнений.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выполнить задание части С1 по предложенной схеме.

(1)Идёшь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры». (2)Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа». (3)Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь – на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5)Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6)В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.

(7)Обогащается или портится природная речь благодаря заимствованиям – вопрос непростой и неоднозначный. (8)Языковая стихия берёт из окружающего мира всё, что ей потребно, и выбрасывает на берег лишнее. (9)Но когда сплошь и рядом в кириллические устоявшиеся написания внедряются латинские и иные графические символы, то это ведёт не к обогащению языка, а к нарушению его функционирования, к размыванию веками устанавливавшихся норм.

(10)Англо- и иноязычными словами в их натуральном написании сегодня пестрят страницы прессы, эти слова вторгаются в текст, наводняют рекламу. (11)Но одно дело, когда просто употребляется лексика на латинице, и совсем другое, если чужие буквы оказываются внутри слова, ломают его изнутри. (12)Любой юрист подтвердит, что это нарушение гораздо более тяжкое.

(13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее – их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью. (14)Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы. (15)Дескать, наш глаз невольно цепляется за неправильное сочетание. (16)Расчёт, вероятно, оправдывается, но насколько велика его отдача? (17)На мой взгляд, подобный подход к формированию имиджа является довольно поверхностным, примитивным, а главное – становится банальным.

(18)Варианты Zемфира (равно как и Глюк’OZA) и «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы. (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка. (20)Великий и могучий Алфавит, подаренный нам славянскими святыми Кириллом и Мефодием, принесён в жертву золотому тельцу.

(21)Реальная жизнь, увы, приводит нам примеры такого рода, и не пришлось бы в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит».

(По С. Казначееву)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...