Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)




Министерство образования и науки

ФГБОУ ВПО

Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой

Филологический факультет

 

 

Кафедра русской литературы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История русской литературы XIX века

(первая половина)»

для студентов 2 курса очного отделения (РО - 21)

по специальности «Русский язык и литература»

 

Составитель:

кандидат филол. наук, доцент

Эльза Анисовна Радь

 

Обсуждена и утверждена

на заседании кафедры

"28" августа 2011 г.

Зав. кафедрой________проф. И.Е.Карпухин

 

 

Стерлитамак 2011

Пояснительная записка

 

Изучение студентами истории русской литературы первой половины 19 века является фундаментом для всей их последующей учебной и научно-исследовательской работы по освоению художественного и культурно-исторического опыта русской литературы классического периода, а также и литературы 20 столетия.

Этот историко-литературный этап ознаменован прежде всего явлением Пушкина, изучению творчества которого в программе уделяется центральное место и наибольшее количество лекционных часов.

Первая половина 19 века – время становления и утверждения основных направлений, стилей, жанровой системы, самого языка русской классической литературы. Поэтому особенно глубокого внимания требует понимание и усвоение студентами важнейших теоретических понятий, эстетических категорий, без которых невозможно постижение художественного текста как словесно-образной модели реальности, воплощающей и отражающей в себе особенности человеческого сознания определенной эпохи.

Знакомство с русской литературой данного периода немыслима вне широкого контекста европейской литературы и культуры. Программа предполагает активное обращение преподавателя и студентов к художественно-эстетическим, научно-философским, социально-историческим реалиям европейской культуры, дающее возможность увидеть и оценить историю русской литературы как часть общеевропейского и мирового литературного и культурно-исторического процесса.

 

Тематика лекций

 

1. Введение. Литературная ситуация в России в первой трети XIX века.

Проблема терминов. «Карамзинизм». Литература и общество. Кружки и салоны. Литературные общества и журналы 1810 – 20-х гг. Проблема личности и поэтика бытового поведения. Литературные поколения. Проблема периодизации.

2. Декабризм. Декабристский тип поведения.

3. Русский романтизм.

Литературное движение 10-х – первой половины 20-х гг. XIX в. Литературные направления. Становление романтизма. Литературные полемики (Вопросы языка и литературных жанров. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»). Особенности русского романтизма. Самоценная личность. Конфликт в романтических произведениях. Неоднородность романтизма.

4. Своеобразие романтизма В.А. Жуковского. Жуковский как основоположник русского романтизма. Истоки романтизма поэта. «Гений перевода». «Открытия» Жуковского: темы, герой, пейзаж, стиль. «Невыразимое» как «литературный манифест» поэта. Жанры: элегия, послание и др. Функция «чудесного». Поэтика романтической баллады. Переводы и оригинальные баллады. Творчество поэта в критике и современном литературоведении.

5. Своеобразие романтизма поэтов-декабристов.

Эстетика декабристов. Особенности историзма декабристов. Критерии народности. Жанры. «Исторические думы» К.Ф. Рылеева как цикл. Герой в произведениях декабристов. Структура конфликта в поэме Рылеева «Войнаровский».

Кратко: Поэты «пушкинской поры». Поэзия П.А. Вяземского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова. Творчество А.А. Баратынского. Лирика А.В. Кольцова. Жанровая проблематика и герои русской повести.

Кратко: Романтическая проза А.А. Бестужева-Марлинского, В.Ф. Одоевского, Н.А. Полевого, Н.Ф. Павлова, А.Ф. Вельтмана. Исторические романы М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова.

6. Басенное творчество И.А. Крылова. Поэтика реализма

7. Творчество А.С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума».

История создания, жанровое своеобразие. Сюжет, особенности конфликта. Чацкий в системе персонажей. Потика финала. Новаторство драматургии А.С.Грибоедова. Критика и современное литературоведение о комедии. Споры об образе Чацкого и его «уме». Комедия на русской сцене.

7. А.С. Пушкин в истории русской литературы.

Творчество. Роль Пушкина и его значение в истории русской литературы и культуры. Лирика. Лирические жанры, тематика, мотивы, образ лирического героя. Тема поэта и поэзии. Поэмы. Своеобразие пушкинского романтизма. Статус «необыкновенного» в романтических произведениях Пушкина. Тема свободы. «Этическая проблематика». «Отказ» от романтизма «внутри» романтизма. Особенности конфликта. «Южные поэмы» как цикл. Эволюция романтического героя. Поэтика финала. Драматургия. Проза.

8. Место и значение литературного процесса первой четверти XIX века в развитии русской литературы и культуры.

 

Планы практических занятий по русской литературе

XIX века (первая четверть)

Практическое занятие № 1

Баллада В.А.Жуковского «Светлана»

 

1. Сюжетно-событийная основа баллады, участие героини в происходящем, изменение душевного состояния Светланы.

2. Роль автора-повествователя в балладе. Выделить последовательно строки, в которых выражается его отношение к героине.

3. Картины природы и лирическое настроение.

4. Значение фантастических элементов в лирическом строе баллады.

5. Народно-поэтические и бытовые элементы в сюжете и стиле «Светланы».

6. Эмоциональный лирический лейтмотив и стиль баллады (словесные лейтмотивы, поэтический синтаксис, инструментовка стиха).

7. Определить общие черты жанра романтической баллады Жуковского, привлекая тексты других баллад («Людмила», «Замок Смальгольм», «Рыцарь Тогенбург», «Эолова арфа» и др.). Место баллад в романтизме В.А.Жуковского. Поэтический мир баллад В.А.Жуковского.

 

Задание для самостоятельно работы: написать реферат по книги В.Н.Веселовского «В.А.Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения». М., 1999.

 

Литература

1. Афанасьев В. Жуковский. М., 1986.

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. Гл. 1;

3. Жуковский и русская литература. – Л., 1987.

4. Жуковский и русская литература конца XVIII–XIX века. М., 1988.

5. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время. Л., 1989.

6. Касаткина В.Н. Поэзия В.А.Жуковского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. М., 2002.

7. История русской литературы в 4-х томах. Т.2. Л., 1981.

8. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973 (статья Р.В.Иезуитовой «Эолова арфа», С.38-52).

9. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. Гл. 3;

10. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. Л., 1970.

11. Шаталов С.Е. Жуковский. Жизнь и творческий путь. М., 1983.

12. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А. Жуковского. Томск, 1985. С. 80-94.

Практическое занятие № 2

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума». Чацкий и Молчалин (проблема характера)

 

1. Чацкий – Софья – Молчалин. Место этих героев в драматическом конфликте пьесы.

2. Чацкий как герой декабристского склада. Своеобразие бытового поведения персонажа. Программное содержание гражданской поэзии декабристов и Пушкина в сопоставлении с критическими идеями, пафосом, стилем монологов Чацкого.

3. Что можно узнать о единомышленниках Чацкого из текста пьесы?

4. Суждения других персонажей о Чацком в начале комедии, затем в связи с нарастанием и разрешением конфликта.

5. Образ Молчалина, бытовое поведение и жизненная философия героя (проследить последовательно сценическую ситуацию всех явлений с участием Молчалина).

6. Молчалин и окружающая среда. Оценки, данные Молчалину другими персонажами, отношение Софьи к герою своего романа, позиция Молчалина в беседах с Чацким.

7. «Молчалинские» суждения и поступки других действующих лиц.

8. Художественные принципы сатирического обобщения в комедии Грибоедова и рационалистическая структура образа в литературе классицизма.

9. Чацкий и Молчалин – противоборствующие силы в духовном развитии общества. Историческое и общечеловеческое, психологическое в конфликте и развязке комедии.

10. Новаторство А.С. Грибоедова – драматурга. Споры об образе Чацкого и его «уме». Русский театр первой четверти XIX века. Комедия Грибоедова на русской сцене.

 

Задания для самостоятельной работы:

1) выучить отрывок наизусть;

2) законспектировать статью Гончарова «Мильон терзаний», выписать отзывы А.С.Пушкина, В.Г.Белинского, А.И.Герцена о комедии, прокомментировать их.

Литература

  1. Билинкис Я.С. На повороте истории, на повороте литературы: О комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Русская классическая литература: Разборы и анализы. М., 1969.
  2. Борисов Ю.Н. 1) «Горе от ума» и русская стихотворная комедия: (У истоков жанра). Саратов, 1978; 2) «Горе от ума». Жизненный контекст и противоречия эпохи // Лит. в школе. М., 1980. № 3. С. 12-20.
  3. Грибоедов А.С. Горе от ума / Изд. подгот. Н.К. Пиксанов при участии А.Л. Гришунина. М., 1969; 2-е изд. М., 1988. (Лит. памятники);
  4. История русской драматургии XVII – первой половины XIX вв. Л., 1982.
  5. Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни // Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994. С.331-384;
  6. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.
  7. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. 2-е изд. М., 1974;
  8. Мещеряков В.П. А.С. Грибоедов. Литературное окружение и восприятие. Л., 1983.
  9. Рябцев Ю.С. История русской культуры XVIII – XIX веков. М., 1997.
  10. Смольников И.Ф. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1986.
  11. Тынянов Ю.Н. Сюжет «Горя от ума» // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969. С. 347-379.
  12. Фомичев С.А. Комедия А.с. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.

 

Практическое занятие № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...