Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Фонетические особенности современного делового русского языка




РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной

безопасности

 

 

 

Омск 2012


Рецензенты:

В. О. Зверев – кандидат исторических наук;

В. Г. Болотюк – кандидат филологических наук, доцент

(Омский филиал Государственного университета Минфина России)

 

Русский язык в деловой документации: рабочая учебная программа дисциплины по специальности 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности. – Омск: Омская академия МВД России, 2012. – 19 с.

 

Составитель:

Т. В. Варлакова – кандидат филологических наук, доцент

 

Ó Омская академия МВД России, 2012

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины

– формирование личности специалиста, речь которого соответствует языковым нормам, а также требованиям, предъявляемым к общению в профессионально значимых ситуациях.

Задачи дисциплины:

– повышать уровень культуры речи, уровень орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности;

– формировать и развивать навыки и умения в области деловой и научной речи, написания и защиты учебно-научной работы;

– развивать юридическое сознание и юридическую культуру, умения и навыки письменной речи в деловом и профессиональном общении;

– расширять знания обучаемых о нормативных аспектах современного русского языка;

– формировать способность к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации;

– повышать уровень культуры обучаемых;

– воспитывать чувство уважения к языку, речи как части общенациональной культуры.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Русский язык в деловой документации» является дисциплиной базовой части С.1 гуманитарного, социального и экономического цикла (С.1.1.8).

Знания, умения и компетенции, необходимые для начала изучения дисциплины, должны быть сформированы на предшествующем этапе обучения (среднее полное общее образование).

Требования к результатам освоения дисциплины

Обучающийся должен обладать следующими компетенциями:

– способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3);

– способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4);

– способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11);

– способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, публично представлять результаты исследований, вести полемику и дискуссии (ОК-14);

– способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-7);

– способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-18) (в части нормативного употребления языковых средств).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать:

– языковые нормы акцентологии, орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики (ОК-11, ОК-14);

– основные понятия и терминологию стилистики (ОК-11, ОК-14);

– особенности правописания и употребления юридической лексики в деловой документации (ОК-11, ОК-14);

– правила составления и оформления текстов документов (ПК-7);

– нормы официально-делового стиля, специфику письменного делового общения (ПК-7);

уметь:

– употреблять юридическую лексику в деловой речи (ОК-4);

– составлять тексты различных видов документов, правильно оформлять их в соответствии с языковыми нормами (ОК-14, ПК-7, ПК-18);

– пользоваться научной, справочной литературой (ОК-3, ОК-11);

владеть:

– навыками составления и редактирования служебных и процессуальных документов (ОК-14, ПК-7, ПК-18).


Объём (трудоемкость) дисциплины и виды учебной работы

Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности,

форма обучения очная

 

Вид учебной работы Всего часов / зачётных единиц Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:    
Подготовка к практическим занятиям    
Другие виды самостоятельной работы:    
Контрольная работа    
Зачёт    
Общая трудоёмкость часы зачётные единицы    
   

Специальность 030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности,

форма обучения заочная

Вид учебной работы Всего часов / зачётных единиц Семестр
 
Аудиторные занятия (всего)    
Практические занятия (ПЗ)    
Контрольная работа (КР)    
Самостоятельная работа (всего)    
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям:    
Подготовка к практическим занятиям    
Подготовка к контрольной работе    
Другие виды самостоятельной работы:    
Зачёт    
Общая трудоёмкость часы зачётные единицы    
   

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Стилевая система современного русского языка.
Характеристика официально-делового стиля

Русский язык как государственный (официальный) язык Российской Федерации, средство межнационального общения и один из мировых языков. Понятие о современном русском литературном языке. Нелитературные варианты национального языка. Устная и письменная разновидности литературного языка. Понятие языковой нормы как исторически изменчивого явления, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Основные типы норм: фонетические, лексические, грамматические, стилистические. Норма и вариантность. Соблюдение нормы как признак речевой культуры личности и общества. Культура речи: нормативный, коммуникативный, этический аспекты.

Функционально-стилевая дифференциация современного русского литературного языка, взаимодействие функциональных стилей. Официально-деловой стиль как разновидность языка, обслуживающая сферу деловых взаимоотношений. Общие стилевые черты. Подстили официально-делового стиля (собственно официально-деловой, или административно-канцелярский, делопроизводственный; законодательный; дипломатический). Жанровое разнообразие делового стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля.

Тема 2. Фонетические особенности современного делового русского языка

Орфоэпические нормы. Особенности произношения гласных и согласных звуков. Особенности произношения сочетаний согласных.

Особенности произношения существительных иноязычного происхождения.

Акцентологические нормы. Особенности русского ударения: нефиксированность, разноместность и подвижность. Смыслоразличительная функция ударения.

Трудности в выборе ударного слога при образовании некоторых падежных форм имен существительных.

Особенности ударения в глаголах прошедшего времени. Особенности ударения в глаголах на –ировать.

Ударение в кратких прилагательных и кратких страдательных причастиях.

Тема 3. Лексические средства современного русского языка.
Лексика в деловой документации

Слово и его значение. Лексическая сочетаемость. Нормы словоупотребления: правильность выбора слова и уместность его применения в общеизвестном значении и общепринятых сочетаниях. Типичные ошибки в деловых документах: неразличение паронимов, неточный выбор синонимов, нарушение лексической сочетаемости, тавтология, плеоназм и т. д.

Использование межстилевой (нейтральной) лексики, лексических средств официально-делового стиля, юридической терминологии в деловой документации.

Понятие термина, его характеристика. Юридическая терминология. Клише и штамп в деловой речи.

Профессионализмы, жаргонизмы. Ошибки, связанные с употреблением профессионализмов, жаргонизмов в деловой речи.

Фразеология деловой речи. Источники фразеологизмов. «Крылатые» выражения известных писателей. Мифологические и библейские фразеологизмы. Типичные ошибки в использовании фразеологизмов в деловой речи.

Иноязычная лексика. Типы заимствований. Активизация употребления иноязычной лексики в конце ХХ – начале ХХI века. Использование иноязычной лексики в современной деловой речи. Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов в деловых документах.

Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Появление новых слов и новых значений. Неологизмы. Употребление архаизмов, неологизмов в деловой речи.

Аббревиация в русском языке, причины её появления. Типы аббревиатур. Сокращённые слова. Правила сокращений в текстах служебных и процессуальных документов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...