Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Особенности сестринского процесса в реабилитации больных в различные возрастные периоды

ЛЕКЦИЯ № 14

Перспективы развития здравоохранения Российской федерации с учетом предстоящей реализацией национального проекта «Здоровье» в значительной мере зависят от профессионального уровня и качества подготовки не только врачей и медицинских сестер, но и кадров с высшим сестринским образованием. В связи с этим вопросы совершенствования подготовки менеджеров факультетов высшего сестринского образования (ФВСО) является актуальной задачей.

Вопросы реабилитации больных занимают важное место в современной медицине, они охватывают не только медицинские, но и социальные и психологические проблемы. Большое значение в восстановительном лечении занимает работа сестринского медицинского персонала. Реабилитология преподается на факультетах Высшего сестринского образования медицинских вузов страны, где включены общие вопросы реабилитации, вопросы физиотерапии, санаторно-курортного отбора и лечения, лечебной физкультуры, массажа и принципы реабилитации при патологии внутренних органов.

Энциклопедический словарь медицинских терминов определяет реабилитацию как комплекс мероприятий лечебного, физического, психологического, социального, профессионального и педагогического характера, направленных на возможно достижимое для данного индивидуума восстановление здоровья, физического, психологического и социального (включая трудоспособность) статусов, утраченных в результате заболевания или травмы. В развитии реабилитации терапевтических больных кардинальное значение имело создание в нашей стране по инициативе Е.И.Чазова государственной системы реабилитации больных, перенесших инфаркт миокарда. Она явилась моделью внедрения принципов и методологии реабилитации и другие отрасли частной патологии внутренних органов. Конечной целью реабилитации является возвращение к общественно полезной, активной трудовой деятельности в соответствии с функциональными возможностями больных, пострадавших и инвалидов. Оптимальным решением этой проблемы считается возобновление прежней профессиональной деятельности в полном ее объеме пациентом, прошедшим реабилитационные мероприятия. При невозможности выполнения такой задачи проведенную реабилитацию можно рассматривать как эффективную при восстановлении у инвалида способности к самообслуживанию. Средства достижения социальной цели реабилитации состоят в устранении или компенсации факторов, которые наносят ущерб социальной дееспособности человека. К числу этих средств наряду с профессиональными, педагогическими, экономическими, экспертными, юридическими и иными мероприятиями относятся и мероприятия медицинского плана.

В определениях реабилитации наряду с медицинскими мероприятиями перечисляются физические, психологические и другие. В соответствии с этим выделяют аспекты реабилитации: медицинский, физический, психологический, профессиональный, социальный.

Медицинский аспект реабилитации представляет комплекс лечебно-профилактических мероприятий, к которым относятся медикаментозная терапия, хирургическое лечение и различные методы немедикаментозного, лечения. Задачей аспекта является устранение или компенсация функционального дефекта, повышение резистентности организма и его адаптация к условиям среды, профилактика хронизации болезни, ее обострений и рецидивов, стабилизация ремиссии, устранение или компенсация местных патологических нарушений.

Основное место среди немедикаментозных факторов занимают факторы физические — естественные (курортные, природные) и искусственные (аппаратные — методы физиотерапии). К числу немедикаментозных методов относят также лечебное питание, трудотерапия. климато-, бальнео-, фито-, механотерапия, мануальная и аэрозольная терапия, рефлексотерапия и др.

Психологическая реабилитация основана на психотерапии, которая также примыкает к медицинскому аспекту. Задачами психологической реабилитации являются выработка у больного рационального отношения к болезни, мотивации на участие в лечебном процессе, преодоление психологического компонента психосоматической патологии. Большое значение имеет воздействие обстановки: ландшафт-, эстето-, библио-, музыкотерапия. Среди специальных методов широкое распространение получил метод аутотренинга. Утрата привычных, повседневных контактов в связи с возникшим патологическим процессом, необходимость соблюдения постельного режима нередко способствуют развитию у больного депрессивного состояния. Чем внезапнее начало и тяжелее течение патологического процесса и чем более продолжительна иммобилизация, тем сильнее выражена астения, препятствующая компенсаторно-приспособительным реакциям больного или пострадавшего. Поэтому психическую реабилитацию, учитывающую внутреннюю картину болезни, характер ведущего психопатологического синдрома и особенности личности больного, следует начинать с первых дней заболевания. Полноценный контакт медицинского персонала с больным следует рассматривать в таком случае не только в аспекте деонтологических отношений, но и как важнейшее средство психической реабилитации. Психотерапевтическим содержанием должны быть наполнены все формы лечебного процесса, начиная с повседневного общения с больным врачей и медсестер. Положительную информацию, получаемую больным о своем состоянии и прогнозе заболевания, следует рассматривать как необходимое условие психической реабилитации.

Профессиональная реабилитация предусматривает следующие возможности: адаптация на прежнем рабочем месте; адаптация на новом рабочем месте с измененными условиями труда, но на том же предприятии; адаптация на новом рабочем месте в условиях, близких к прежней профессиональной деятельности, но с пониженной физической нагрузкой; полная переквалификация с работой на прежнем предприятии; полная переквалификация в реабилитационном центре с трудоустройством по новой специальности. Переквалификация создает условия для надомного труда или работы в особых цехах (отделах предприятий) с укороченным рабочим днем, индивидуальной нормой выработки и постоянным медицинским наблюдением. Органами здравоохранения осуществляется медико-профессиональная реабилитация, направленная на устранение или компенсацию анатомо-функционального дефекта, ограничивающего профессиональную пригодность человека, на выработку у него профессионально значимых функциональных качеств. Вопрос о переобучении лиц, получивших инвалидность, решает медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК); направление на переобучение выдает отдел социального обеспечения, реабилитация лиц, утративших слух или зрение, осуществляется на базе учебно-производственных предприятий обществ глухих или слепых. Пограничное положение между медицинскими и профессиональными задачами занимает трудотерапия, которая проводится в лечебных учреждениях для выработки элементарных навыков самообслуживания и использования простых трудовых процессов.

Социальный аспект реабилитация заключается прежде всего в гарантии прав больных и пострадавших на бесплатную медицинскую помощь, льготное получение лекарств и путевок в санаторий, материальное обеспечение при частичной или полной утрате трудоспособности, обязательное выполнение администрацией учреждений и предприятий всех предложенных МСЭК трудовых рекомендаций (связанных с протяженностью рабочего дня, исключением работы в ночные смены, предоставлением дополнительного отпуска и т.д.). Кроме того, социальная реабилитация включает в себя весь комплекс мер по восстановлению или компенсации нарушенной функции с помощью современных инженерно-технических решений, совершенствование различных видов протезов при дефектах опорно-двигательного аппарата, проведение слухопротезирования, обеспечение инвалидов специальными транспортными средствами, создание особых конструкций бытовых приборов и приспособлений и т.д.

Задача социальной реабилитации больных, инвалидов состоит в том, чтобы максимально возможное количество людей, утративших в результате хронического заболевания, крупной операции, травмы или переутомления те или иные свои функции, восстановило свой физический, психический и социальный статус с помощью мероприятий медицинского, психологического, социального, экономического, профессионального и государственного характера настолько, чтобы они могли избежать инвалидности или иметь наименьшую утрату трудоспособности, приспособиться к новым условиям жизни и профессиональной деятельности и быть интегрированными в общество с достижением максимальной социальной и экономической независимости.

Осуществление системы поэтапной реабилитации базируется на строгом соблюдении определенных принципов: максимально раннее начало и комплексное проведение всех видов восстановительной терапии с привлечением специалистов разного профиля (кардиологов, терапевтов, хирургов, травматологов-ортопедов, физиотерапевтов, психотерапевтов, диетологов и т.д.); непрерывность реабилитационных мероприятий; преемственность между отдельными этапами реабилитации; индивидуализированный характер всех реабилитационных мероприятий; осуществление реабилитации не только в коллективе больных, но и индивидуально. Организационно-методической основой восстановительного процесса служит специальная реабилитационная система, состоящая из трех последовательных этапов: стационарного (больничного), поликлинического и санаторного. Важным условием успешности функционирования системы является: единство цели, в достижение которой каждый этап делает свой взнос присущими ему силами и средствами; преемственность, обеспечиваемую потоками информации в прямом и обратном направлениях; единое понимание сущности патогенеза болезней у реабилитируемых и принципов их восстановительного лечения.

Осуществление всех полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал). На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, поликлиническом, санаторном) медицинская сестра выполняют реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их решение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента правильному режиму дня и питанию. Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.

Таким образом, совершенствование образовательного процесса подготовки менеджеров сестринского дела по дисциплине реабилитология является важным в повышении качества подготовки специалистов и соответственно в дальнейшем будет служить основой для улучшения качества оказания помощи населению.

Способность к выполнению основных элементов самообслуживания у пациентов реанимационного отделения сильно ограничена. Своевременное внимание медсестры к выполнению пациентом необходимых элементов лечения и самообслуживания становиться первых шагом к реабилитации.

В процессе ухода важно помнить не только об основных потребностях человека в питье, еде, сне и т.п., но и о потребностях конкретного пациента - его привычках, интересах, ритме его жизни до начала болезни. Работа палатной медсестры в реанимационном отделении отличается большими физическими и эмоциональными нагрузками, динамична, насыщена экстремальными ситуациями.

Кроме того, работа палатной медсестры насыщена выполнением сестринских манипуляций (аспирация желудочного содержимого, инфузионная терапия, катетеризация мочевого пузыря и т.д.). И при всем при этом за смену она делает от 80 до 120 внутримышечных инъекций.

Большой объем работы требует от медсестры реанимационного отделения быстроты и высокого профессионализма при осмотре больного, принятии решения и его реанимации.

Современная организация оказания сестринских услуг населению в условиях реформирования сестринского дела является мультидисциплинарным вопросом.

Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает состояние пациента.

КСН (карта сестринского наблюдения) состоит из нескольких разделов, это титульный лист; информация о пациенте, которая включает такие общие сведения, как биографические данные, социальные и духовные моменты, факторы риска, история здоровья пациента и другие значимые сведения, оценку состояния пациента при поступлении.

Логическим завершением блока информации являются выявление проблем пациента; очередность оказания сестринской помощи; тип сестринского обслуживания пациента.

Интегрированный лист наблюдений за жизненоважными показателями - основная документальная форма, отображающая ежедневную работу медсестер с пациентом. Он содержит сведения о состоянии здоровья пациента и позволяет выделять приоритетные направления в наблюдении.

Кроме того, они имеется лист оценки боли, лист парентеральных введений, традиционный план сестринского ухода и рекомендации по реабилитации. Традиционный план сестринского ухода отражает основные этапы сестринского процесса. В нем медсестра ежедневно фиксирует различные проблемы пациента, сестринские действия, необходимые для их решения, оценивает эффективность своего вмешательства.

Завершает сестринскую карту лист «Рекомендации по реабилитации», в котором отражается мероприятия по физической, психологической и социальной адаптации пациента.

КСН позволяет осуществить на практике все этапы сестринского процесса, обеспечить пациенту качественный уход, активизировать творческий подход медсестер к своей работе.

Регистрация сестринского наблюдения и ухода дает возможность выявить дефицит обслуживания пациента, раскрывает полную информацию о проделанной медсестрой работе, экономит время и трудовые затраты, позволяет установить, кем, когда и какого рода уход был обеспечен, наглядно показывает динамику состояния пациента, обеспечивает преемственность в обслуживании и возможность системно подойти к организации сестринского ухода за пациентом.

КСН позволяет осуществить на практике все этапы сестринского процесса, обеспечить пациенту качественный уход, активизировать творческий подход медсестер к своей работе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...