Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

УТВЕРЖДАЮ

декан исторического факультета

 

Апрыщенко В.Ю.

 

"_____"__________________2012__ г

Рабочая программа

Курса

Отечественная история XIX – начала XX вв.

Часть 1

Направление подготовки

030600 – «Отечественная история»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Профиль подготовки

__________

Форма обучения

Очная

 

Составитель:

К.и.н., доцент

Крот М.Н.

 

Ростов-на-Дону

Цели освоения дисциплины.

Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами новейших теоретических достижений современной исторической науки, овладение различными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления и познавательной самостоятельности.

Данный курс разбит на введение и три модуля, каждый из которых отражает определённый этап в истории России данного периода, имеет свои внутренние характерные особенности и цели.

Во Введении рассматривается общее состояние Российской империи к началу XIX столетия. Здесь характеризуется социальный и политический строй государства, особенности экономического развития, международное положение страны. Рассматриваются наиболее актуальные проблемы, стоявшие перед российским обществом того времени и анализируются пути их решения. Большое внимание в данном разделе курса также уделяется анализу историографии, посвящённой данному периоду русской истории – от устоявшейся историографической традиции до новых концептуальных подходов современных исследователей.

В Модуле I «Развитие России в первой четверти XIX века» рассматривается период правления Александра I (1801 – 1825 гг.). Основное внимание здесь уделено первым попыткам либеральной модернизации, предпринятым в эти годы, а также факторам, препятствовавшим их проведению. Анализируется деятельность наиболее ярких представителей данной эпохи: членов Негласного комитета, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева. Большое внимание в данном разделе уделяется внешней политике России, которая во многом определяла внутреннее развитие страны; рассматривается участие России в антинаполеоновских коалициях, борьба за укрепление на Кавказе и Ближнем Востоке, Отечественная война 1812 г., деятельность «Священного Союза». В данном разделе также анализируются условия зарождения в России революционно-освободительного движения, представленного в эту эпоху тайными обществами декабристов.

В Модуле II «Внутренняя и внешняя политика Николая I. Апогей самодержавия» изучаетсяэпоха наивысшего могущества Российской империи во второй четверти XIX века. Здесь анализируется внутриполитический курс самодержавия, значительно ужесточившийся с приходом к власти Николая I, социально-экономические процессы, происходившие в стране в данную эпоху, попытки правительства бюрократическим путём решить наиболее актуальные проблемы государства. Освещается проблема «разложения феодально-крепостнического строя» и начала промышленного переворота, относящиеся историографией к данному периоду. Завершается раздел характеристикой внешней политики и Крымской войны, которая способствовала кардинальному изменению внутриполитического курса Российской империи в середине XIX столетия.

В Модуле III «Россия в эпоху либерально-буржуазной модернизации 60-70-х гг.» рассматриваются глобальные преобразования, происходившие в России в годы правления Александра II (1855 – 1881), центральное место среди которых занимает отмена крепостного права. Здесь характеризуются новые учреждения, созданные в России в 60-70-е годы (земства, суды присяжных и пр.), новые социальные отношения, возникшие после ликвидации крепостничества. Подробно освещаются оценки и характеристика реформ в исторической науке, выявляется их влияние на социально-экономическое развитие страны, на духовное состояние общества, рассматриваются новые, порождённые ими проблемы. Большое внимание уделяется изменениям в общественно-политическом климате в стране, что привело к новому этапу в развитии освободительного движения, появлению радикальных социалистических учений, началу террористической борьбы.

Изучение данного курса предполагает несколько видов работы студентов. В ходе лекционных занятий, представляющих собой устное изложение определённой темы, студенты получают общее представление об историческом процессе, подкреплённое соответствующими фактами, знакомятся с историографией рассматриваемого вопроса.

Лекционное изложение дополняется семинарскими занятиями, которым отводится важная роль в изучении курса Отечественной истории. Семинарские (практические) занятия – вид учебной деятельности, при котором студенческая группа совместно изучает определённую проблему, используя различные познавательные методы. В ходе семинарских занятий студенты овладевают алгоритмами познавательной деятельности, демонстрируют свои творческие способности. Самостоятельная подготовка студентов проверяется в виде устного доклада и общего обсуждения проблемы. При подготовке докладов студенты должны демонстрировать умение работать с учебными и научными материалами, способность анализировать информацию, делать выводы, задавать вопросы, грамотно аргументировать свою позицию, целенаправленно дискутировать. На семинарских занятиях по Отечественной истории основной упор делается на изучение и анализ исторических источников, работу с рекомендуемой учебной и научной литературой. Семинарские занятия могут проходить в виде коллоквиумов, круглых столов, ролевых игр и пр. Изучение каждой темы завершается контрольной работой, рассчитанной на одно занятие. Помимо этого, после изучения всех тем для закрепления полученных знаний предполагается проведение итоговой контрольной работы. Проверка успеваемости студентов осуществляется на основе рейтинговой системы, при которой различные формы студенческой работы оцениваются определённым количеством баллов.

В ходе изучения курса «Отечественная история» предусмотрены такие формы текущего контроля работы студентов, как письменные самостоятельные работы (проблемные сочинения) по пройденным темам и рефераты, представляющие собой краткое изложение в письменном виде одной из предложенных тем, либо другой темы, согласованной с преподавателем.

Экзамен по курсу «Отечественная история» проводится в письменном виде и является основной формой контроля и методом определения уровня качества знаний и навыков студентов, полученных в ходе изучения данного предмета.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Настоящая дисциплина является базовой в рамках профессионального цикла основной образовательной программы учебной подготовки по специальности 030600 – «Отечественная история». Дисциплина «Отечественная история» входит в комплекс гуманитарной подготовки специалистов данного профиля. Согласно государственному образовательному стандарту предмет «История» является общеобразовательным в цикле общей гуманитарной подготовки в высшей школе Российской Федерации.

Дисциплина «Отечественная история» изучается студентами исторического факультета на протяжении I – III курсов. Настоящая рабочая программа охватывает первую половину раздела, посвящённого истории России XIX – начале XX веков, то есть период с начала XIX века (со вступления на престол Александра I), до рубежа 70-80-х годов XIX века, когда в конце царствования Александра II Российская империя оказалась в состоянии острого внутриполитического кризиса. Этот хронологический период русской истории изучается студентами исторического факультета на протяжении 1 семестра II курса (3 семестра обучения). В соответствии с учебным планом, на изучение данного курса отводится 36 часов лекционной аудиторной работы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...