Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие существуют подходы к решению проблемы интереса?

Существует точка зрения, согласно которой значительная часть ин­тересов людей имеет, в принципе, одну и ту же психологическую при­роду, поэтому можно успешно прогнозировать их поведение и даже управлять им. Чтобы этот подход реализовать, следует отчетливо представлять, каково же психологическое содержание интереса.

Интересом называют окрашенное положительными эмоциями со­средоточение внимания на определенном предмете.

Наличие интересов - это и проявление познавательной потребности, и характеристика направленности личности.

В условиях познавательной деятельности содержание интереса суще­ственно обогащается за счет расширения связей предметного мира.

Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает новые интересы, соответствующие новому, более высо­кому уровню познавательной деятельности.

Интерес может перерас­тать в устойчивую личностную потребность, активное отношение к окружающему миру и даже склонность личности.

В психологии раз­личают 1) непосредственный, то есть обусловленный привлекательнос­тью самого объекта, и 2) опосредованный, как средство достижения по­ставленных целей, интересы.

PR-деятельность обязательно должна создавать необходимые предпо­сылки для устойчивого перехода непосредственного в опосредован­ный интерес.

В психологических исследованиях выявлены 6 общих условий формирования интереса.

1. Интерес обычно возникает к тому, что тесно связано с жизнедеятельностью человека, со стоящими перед ним задачами, за­ботами и мыслями о своем бытии и деятельности. Исключение состав­ляют люди, у которых очень высокая познавательная потребность, их интересует практически все, с чем они сталкиваются. Из этого выте­кает одна из психологических задач PR: связать деятельность органи­зации с реальной жизнедеятельностью людей, общества, тогда у мно­гих это вызовет интерес.

2. Интерес возникает к тому, о чем человек уже что-то знает или в связи с чем у него имеется некоторый опыт. Если в процессе PR-деятельности дается информация о чем-то совершенно незнакомом, го у большинства это может вызвать настороженно-недоверчивое отно­шение.

3. Интерес возникает к новым знаниям или информации, которые дополняют уже известные, то есть обязательно необходим эле­мент новизны. Новое и значимое — к уже знакомому и известному. Здесь возможна некая психологическая интрига — не­полные новые знания или полученная информация могут породить желание получше узнать.

4. Самое главное — интерес возникает и поддерживается неудовлетворенной потребностью. При этом люди, как ни странно, не всегда знают, каковы их неудовлетворенные по­требности (за исключением физиологических и простейших матери­ально-предметных), поэтому с помощью рекламы или PR у них форми­руются новые потребности или создаются психологические условия для их осознания. Центральным психологическим механизмом фор­мирования интереса в этом случае является выгодное сравнение: необходимо помочь наглядно сопоставить то, что предлагается, с тем, что имеется, то есть дать «почувствовать разницу», тогда интерес обязательно возникнет. Данное условие имеет обобщающий характер, потому что в нем констатируется устойчивая связь между интересом и потребностями человека. Выявление неудовлетворенных (или не­достаточно удовлетворенных) потребностей или формирование новых, но также неудовлетворенных является надежным индикатором вектора интересов.

5. Интерес обычно проявляется как окрашенное положитель­ными эмоциями сосредоточение внимания. Отсюда следует, что возмо­жен и обратный процесс: PR-деятельность, буквально генерирующая положительные эмоции, должна вызвать интерес уже хотя бы потому, что в наше время всем очень не хватает именно положительных эмоций. Кстати, этот прием весьма распространен в рекламной практике.

6. Интерес к чему-либо можно активно формировать. В этом случае он может и не быть связанным с какой-либо базовой потребнос­тью, а являться прямым результатом психологических воздействий, в частности психологического заражения и подражания. С помощью таких воздействий интересы организации представляются как насущ­ные интересы общественности: «То, что выгодно "Форду", выгодно и Америке». В результате продуманных акций и рекламных кампаний, основанных на эмоциональном заражении и многократном повторении, обязательно сформируется образ определенного отношения, соответ­ствующая психологическая установка, а следовательно, и интерес.

Совокупность отмеченных выше условий и составляет содержание четвертого психологического правила PR.

4. Рассмотрение психологических характеристик отношений, общения и интереса позволяет раскрыть содержание еще одного психологиче­ского основания PR — взаимопонимания.

Взаимопонимание обычно рассматривается как собственно дости­жение взаимного понимания, согласие. Из этого определения следует, что взаимопонимание в самом общем виде состоит из двух взаимо­связанных частей. Первая часть направлена на достижение понима­ния друг друга. Вторая связана с собственно согласием, которое про­является в виде согласования интересов и ценностей, формирования общих для обеих сторон интересов.

Надо заметить, что деятельность по необходимому согласованию интересов и ценностей должна базироваться на понятном для обеих сторон общении, иначе их невозможно будет согласовать. Поэтому прежде всего рассмотрим с психологической точки зрения проблему понимания.

Понимание в психологии - это способность постичь смысл и значение чего-либо, а также достигнутый благодаря этому результат. Для понимания характерно ощущение ясности и внутрен­ней связанности рассматриваемых явлений и отношений. Проявления понимания во взаимодействиях многообразны, поэтому рассмотрим сначала его центральные признаки.

1) Первичной, элементарной формой понимания является узнавание - отнесение предмета или явления к той или иной группе, категории.

2) Более сложной формой понимания является выявление причины, от чего это происходит. Применительно к поведению человека и его отно­шениям причины могут выступать в виде мотивов, то есть того, что по­буждает к активности, деятельности. Недаром говорят, что понять че­ловека — значит узнать мотивы его поведения.

3) Еще более сложной формой понимания является определение следствий, к которым могут привести действия, обусловленные той или иной причиной. В этом слу­чае речь идет уже об установлении причинно-следственных связей, то есть некой мысленной модели ситуации.

4) Важным проявлением пони­мания является выяснение логических оснований, из которых следует то, что осмысливается. Такова психологическая сущность понимания законов, теорем и доказательств. Иногда понять что-нибудь — значит установить, какова структура (или как устроена) чего-либо, из каких элементов состоит целое, каковы связи между элементами, как это ска­зывается на общих свойствах.

5) Особое место в процессе межличностно­го общения занимает понимание речи. Чтобы понять речь, важно уста­новить не только смысл и значение сказанного, но и подтекст, то есть то, что буквально в значении сказанного не выражается. Иногда под­текст называют истинным смыслом, поэтому его часто применяют для скрытия или, наоборот, демонстрации истинного отношения.

6) Но, пожа­луй, самым сложным является понимание произведений искусства.

Понимание как процесс связано с поиском еще не известного субъек­ту способа соединения в единое целое разрозненных элементов ситуа­ции. Вот почему развернутый процесс понимания содержит гипотезы, сравнения, пробы и даже ошибки.

В межличностном общении пони­мание начинается с выявления проблемы, противоречий, различных точек зрения и информации. Все это оценивается и сопоставляется, информации дается толкование, «схватываются» связи. На этом осно­вании строятся гипотезы, их проверяют, сравнивают. Процессуально это представляет собой эволюцию от простого к сложному.

Имеются определенные условия, при которых понимание сказан­ного существенно ускоряется и улучшается. Поскольку психологической сущностью деятельности PR является обще­ние, то эти условия имеют специфическую коммуникативную форму. Отметим их:

1) язык общения, «словарный запас», должен соответствовать ин­теллектуальному статусу партнера по общению;

2) для улучшения понимания целесообразно меньше использовать специальных терминов, известных лишь узкому кругу специали­стов;

3) понимание прямо связано с логичностью, последовательностью и подробностью изложения;

4) понимание зависит от внимания к говорящему, психологической установке на него и его информацию;

5) для улучшения понимания целесообразно особо выделять суще­ственные признаки ситуации (вербализуемые, представленные в наглядных образах, чувственные и ситуативные).

Отмеченные условия, несомненно, улучшат процесс понимания, в то же время само понимание еще не означает принятия: «понять — еще не значит принять».

Принятие информации будет в том случае, если она воспринимается как субъективно ценная. Это важный этап на пути достижения взаи­мопонимания и согласия. А субъективно ценной информация стано­вится тогда, когда она соответствует интересам реципиента, когда к нему — партнеру по общению — сформировано положительное отно­шение или когда он умело применяет методы неявного скрытого пси­хологического воздействия.

Далее может последовать фаза формирования согласия, то есть по­явления общих точек зрения и интересов. А это уже достижение взаи­мопонимания.

Из описанного выше можно увидеть тесную смысловую и даже функ­циональную связь между психологическими категориями «отноше­ние», «интерес», «понимание» и «взаимопонимание», что очень важно для эффективной PR-деятельности.

Добиваясь «взаимопо­нимания», следует помнить о необходимости учета интересов и форми­рования доброжелательных отношений. «Паблик рилейшнз» — дея­тельность с ярко выраженными системными связями, изолированные акции, направленные на достижение только локальных целей, успеха не принесут.

Взаимопонимание рассматривают еще и в плане ценностного регу­лирования.

Ценность — междисциплинарная научная категория, обозначающая какие-то объекты, свойства или идеи, воплощающие в себе идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного. Она может вы­ступать в различных формах: как общественный (или групповой) иде­ал, как произведение материальной или духовной культуры, как значимое для конкретной личности. Для личностных ценно­стей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций.

Если в группе сформировалось ценностно-ориентационное единство, то она превращается в коллектив, груп­пу единомышленников, где доминируют товарищеские отношения и нормы поведения.

Ценности справедливо связывают с потребностями человека, по­этому ценным является все то, что может удовлетворить насущные потребности. Для личности удовлетворение одной и той же потребности часто может быть связано с владением или ис­пользованием совершенно разных по своей природе вещей.

Отсюда возникла идея «ценности владения» и концепция «обмена ценностя­ми» (Р. Эмерсон), которые и являются одним из психологических ос­нований PR-деятельности.

Обмен ценностями» может быть связан с решением нескольких задач.

1) формирование так называемых общих ценно­стей, которые обладают свойством сближения людей, что часто исполь­зуется в различных видах рекламы, особенно в таких эмоционально насыщенных ее видах, как экологическая или социальная;

2) формирование новых ценностей через новые по­требности или осознание имеющихся. Логика рассуждений здесь при­мерно такова: «Люди на самом деле далеко не всегда знают, чего хотят. Покажите им... дайте почувствовать разницу... И они захотят...» Это часто является основой той же рекламной политики;

3) создание таких ценностей, наполненных социальным смыслом, что также способствует объединению людей.

Решение этих задач в PR-практике помогает достичь взаимопонима­ния и выстроить гармоничные отношения. Но раз возможен обмен цен­ностями, то его можно регулировать, активно влиять или управлять этими процессами. Это позволяет сформулировать следующее психо­логическое правило.

Пятое правило: взаимопонимание может быть достигнуто лишь на основе общих ценностей и ценностного обмена или ценностного регулирования, воспринимаемых как справедливые.

В PR-деятельности это направление может фо­кусироваться и на формировании ценностей компании или орга­низации, которые обеспечивают ей стабильность и конкурентоспособ­ность.

Часто это транслируется в слоганах («Быть верным своей эстетике», «Мы всегда думаем о вас» и пр.)

Наконец, четвертое важнейшее психологическое основание эффек­тивной PR-деятельности, связанное с одной из ее центральных функций, — «преодоление кризисных ситуаций во взаимодействиях с общественностью», «предотвращение конфликтов». Собственно, предотвращение конфликтов и есть преодоление кризисных ситуа­ций, поэтому ведущей категорией здесь является все же категория конфликта.

Конфликт является общенаучной категорией, принадлежащей преж­де всего конфликтологии. Однако изучение конфликтов, анализ науч­ных исследований в этой области знаний показывает, что конфликт­ные ситуации имеют глубокое психологическое содержание, потому что конфликтуют прежде всего люди из-за действия причин, носящих субъективный или объективный характер.

В процессе конфликтного противоборства они используют различ­ные приемы психологического давления на оппонентов. Стиль, стра­тегия и тактика противоборства отражают их индивидуальные ха­рактеристики. Способы предупреждения и разрешения конфликтов основаны прежде всего на оказании психологического воздействия на оппонентов с целью изменения их отношений. Иными словами, конфликт — это в первую очередь психологическая проблема.

Психологическое изучение различных конфликтов и конфликтно­го противоборства привело к формированию научной дисциплины — психологии конфликтов. Полученные в психологии конфликтов на­учно-практические результаты могут оказать неоценимую помощь в PR-деятельности, в частности в работе по предотвращению конфлик­тов и преодолению кризисных ситуаций при взаимодействиях с обще­ственностью. Какие психологические знания могут помочь в деле предотвращения конфликтов?

1) Любой конфликт, независимо от его вида и специфики, имеет одну и ту же системную структуру:

ü оппоненты (участники конфликта);

ü объект (объективная причина, из-за которой может возникнуть
конфликт);

ü предмет (субъективная причина, из-за которой также может воз­никнуть конфликт);

ü инцидент (действия, направленные на развертывание конфликта).

Если из данной системы выпадает хотя бы одно звено, то конфликта просто не будет. Поэтому самым простым способом предупреждения конфликта является блокада инцидента, ему просто не дают вспых­нуть. Но это локальная деятельность.

Главное — устранить причину, а истинная причина участниками конфликта в большинстве случаев скрывается (например, предмет выдается за объект).

Для предупреж­дения конфликта можно так повлиять на оппонентов, что они отка­жутся от противоборства, выйдя из системы конфликта, например, создать очень высокую мотивацию совместной деятельности. Спосо­бов разрушить сформировавшуюся систему конфликта немало.

2) Считается, что конфликт возникает вследствие наличия противоречий между оппонентами. Но далеко не всегда существующие противоречия приводят к конфликту. К конфликтному противобор­ству приводят только те из них, которые воспринимаются как угроза личным интересам, статусу, достоинству и пр.

Психологический мони­торинг участников PR-взаимодействий позволит вовремя выявить источники угроз, устранить их и тем самым предупредить конфликт.

3) Многие противоречия воспринимаются как угрожающие, хотя на самом деле таковыми не являются. Здесь мы сталкиваемся с проблемой мировосприятия участников взаимодействия. В частнос­ти, реально существуют люди, которые все противоречия восприни­мают только как угрожающие, не пытаются их отрегулировать, а сразу вступают в противоборство. Это так называемые конфликтные лич­ности. Их не так уж много, но их высокая активность, целеустрем­ленность, изобретательность, пренебрежение к правилам и нормам поведения способны буквально парализовать работу организации. Конфликтными они становятся вследствие специфических внутренних условий — психологической дезадаптированности, наличия некоторых акцентуаций характера, негативных психологических установок, био­логической предрасположенности и пр. В современной психологии достаточно подробно разработаны и описаны системные признаки кон­фликтных личностей. Задача PR-специалиста — знать эти признаки, уметь их обнаруживать и оказывать определенное влияние на таких людей.

4) В конфликтном противоборстве оппоненты действу­ют довольно стереотипно, используя в определенной последовательности на разных этапах конфликта одни и те же приемы и тактики (снижение ранга оппонента; демонстрация усиления собственных ре­сурсов; дезинформация; ложный выход из конфликта; риск; принуж­дение).

Риторика в конфликте также не отличается разнообразием и зависит только от личностных свойств оппонентов и их психических состояний. Их знание позволит заблаговременно предупреждать те или иные ходы оппонентов, не даст вспыхнуть сильным эмоциям и тем са­мым снимет его остроту.

5) Конфликт намного легче предупредить, чем разрешить. Поэтому с участниками PR-взаимодействий нужна постоянная пси­хологическая работа, основанная на различных обратных связях и их анализе, психологическом мониторинге, активном диалоге.

Если кон­фликт все же возник, то успешно разрешить его можно только путем сильного влияния на оппонентов — смены их установок, отношений, формирования соответствующего общественного мнения, стимулиро­вания новых значимых интересов. Другие способы разрешения конфлик­тов в PR-системе просто неэффективны. Все вышеуказанное позволяет сформулировать последнее психологическое правило PR.

Шестое правило: специалисты, работающие в системе PR, должны обладать высоким уровнем конфликтологической компетентности.

Литература

1. Психологические основы «Паблик рилейшнз».2-у изд./Богданов Е., Зазыкин В. СПб: Питер, 2004.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1972.

3. Блажнов Е. Паблик рилейшнз. М., 1994.

4. Блэк С. Паблик рилейшнз: что это такое? М., 1990.

5. Богданов Е., Зазыкин В. Психологические факторы эффективной политической рекламы. Калуга, 1999.

6. Богданов Е., Зазыкин В. Введение в акмеологию. Калуга, 2000.

7. Богданов Е., Зазыкин В. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002

8. Бодалев А.А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994

9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

10. Зазыкин В. Психология проницательности. М., 2001.

11. Меньщикова В.В.Регуляция взаимоотношений организации с общественностью и службами ПР. АКД. М., 1998.

12. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...