Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфессиональные различия и фундаментализм




Государства отличаются друг от друга по степени конфессиональной гетерогенности населения. Религия может порождать разнообразные политические следствия. В некоторых странах, таких, как Израиль, Республика Ирландия и Пакистан, она является источником национальной идентичности для большинства граждан. В других обществах, например в Польше в период коммунистического правления, религиозные власти объединяют вокруг себя противников авторитарного режима. Во многих латиноамериканских странах католическое духовенство стало в последние годы выступать в качестве защитника бедных и критика жестокостей правительства. В широком круге стран религиозные общины проявляют особый интерес к образованию. Но религиозные различия могут быть и источником острого антагонизма, поскольку они затрагивают вопросы, предполагающие глубокую личную убежденность, т.е. те, по которым труднее всего достичь компромисса. Хотя индивиды и группы, придерживающиеся разных вероисповеданий, нередко мирно сосуществуют, подобные различия способны порождать и глубочайшие разногласия. Религиозные конфликты часто выходят на поверхность в связи с проблемами образования, семейной жизни, свободы слова, абортов и эвтаназии, а также соблюдения религиозных предписаний, например священного дня отдохновения. По этим и другим вопросам религиозные группы могут сталкиваться между собой, а также с более светски настроенными группами.

Наиболее массовой и широко распространенной религией является христианство, имеющее вдвое больше последователей, нежели ислам, - второе по числу приверженцев вероисповедание (см. табл. 1.3). Христиане в свою очередь делятся на три группы - римско-католическую, протестантскую и православную, причем в Европе и Латинской Америке доминируют католики, тогда как в других районах мира распределение католиков и протестантов более равномерно. В последнее десятилетие мы стали свидетелями роста левого "либерационистского" католицизма в Латинской Америке и распространения протестантских конфессий, особенно в Латинской Америке и Африке, посредством миссионерской деятельности. Мусульмане практически полностью сосредоточены в Азии и Африке. Их миссионерская деятельность достигла наибольшего успеха в Африке к югу от Сахары.

Религиозные конфликты чаще всего происходят в расколотых по конфессиональному признаку обществах, подобных Северной Ирландии или Нигерии. Однако даже в тех обществах, большинство населения которых, казалось бы, придерживается одной и той же веры, могут возникать конфликты между фундаменталистами и более либерально или светски настроенными группами. В последние годы взлет религиозного фундаментализма наблюдается по всему миру. Данный феномен получил свое название незадолго до Первой мировой войны, когда протестантское духовенство США объединилось в защиту "фундаментальных принципов" религиозной догмы против секуляристских посягательств на нее со стороны науки и критиков Библии. "Фундаменталисты" провозгласили непогрешимость (абсолютную истинность) Библии и образовали замкнутые группы, дабы оградить себя от секуляризации. Ортодоксальные иудеи и набожные мусульмане, столкнувшись с теми же самыми модернизированными угрозами, сформировали аналогичные движения в Европе, на Среднем Востоке и в США вскоре после окончания Второй мировой войны [7].

Христианство, иудаизм и ислам - все это религии Священного Писания, хотя священные книги у них не совсем совпадают. Каждой из этих религий знакомы серьезные разногласия по поводу интерпретации сакральных текстов. Христианские, иудейские и мусульманские фундаменталисты верят в непогрешимость своих священных книг и часто организуются против основной части собственного духовенства. При этом исламские фундаменталисты более настойчиво, чем христианские, борются за политическую власть, поскольку в исламской истории и культуре нет традиции отделения церкви от государства. Европейские католики, хотя и с огромным трудом, но согласились с отделением церкви от государства, однако исламские фундаменталистские движения вроде тех, которые действуют в Иране, Египте и Алжире, до сих пор не признают подобных ограничений в своем стремлении влиять на общество. Там, где число фундаменталистов велико, они пытаются сформировать теократическое государство, как в Иране.

Последователи различных религий в семи континентальных зонах
(по состоянию на середину 1993 г., млн человек)*

Таблица 1.3  
  Африка Азия Европа Латинская Америка Северная Америка Океания Евразия Всего  
число %  
Христиане 341,0   410,0 443,0 241,0 23,0 112,0   34,0  
Мусульмане 285,0   14,0 1,4 3,0 0,1 43,0   18,0  
Неверующие и атеисты 3,0   73,0 22,0 26,0 3,6 135,0   21,0  
Индуисты 1,6   0,7 0,9 1,3 0,4 -   14,0  
Буддисты -   0,3 0,6 0,6 - 0,4   6,0  
Народные и племенные верования 70,0     1,0         3,0  
Новые и другие религии -   1,7 2,0 0,7 - -   2,0  
Сикхи -   0,2 - 0,3 - -   0,3  
Иудеи 0,4   1,5 0,1 7,0 0,1 2,0   0,2  
Всего 703,0   502,0 475,0 282,0 28,0     99,0  

В Израиле иудейские фундаменталисты добиваются внедрения канонического иудейского права в законы о браке и разводе, настаивают на жестком соблюдении пищевых запретов и субботы. Христианские фундаменталисты в США действуют преимущественно в качестве групп интересов в школьных советах и местных органах управления, отстаивая свою позицию по вопросам абортов, школьных молитв и потребления наркотиков, а на национальном уровне - как "Христианские правые" в рамках Республиканской партии.

Появление фундаменталистских движений повлияло на весь мир. Там, где они развились в крупные политические силы, как, например, в исламских странах Среднего Востока и в индуистских и буддистских странах Южной Азии, они часто стремятся создать теократические государства, не допустить таких социальных мер, как планирование семьи, и навязать религиозные нормы в сфере образования. Поскольку воинствующие фундаменталистские движения, как правило, поддерживают традиционную семейную жизнь и выступают против противозачаточных средств и абортов, они способны заблокировать ограничение рождаемости и замедлить или даже повернуть вспять процесс эмансипации женщин. Тем не менее распространение фундаментализма ограничено, поскольку маловероятно, чтобы приверженцы разных религий (в частности, исламские и иудейские фундаменталисты) объединили свои силы и стали добиваться одних и тех же целей. Поэтому фундаментализм в отличие от социализма не является интернациональным движением. Фундаментализм политически значим главным образом потому, что он поляризует и дезинтегрирует все возрастающее число обществ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...