Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова источниковая база по истории древнего Ирана




Главные источники: Авеста, Ригведа. Хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и распоряжения наместников областей, официальная переписка чиновников. Бехистунская надпись рассказывает о бурных политических событиях конца правления Камбиза и первых годах царствования Дария I. Другие надписи Дария I расположены в скалах Накш-и-Рустама, в нескольких километрах к северу от Персеполя. Надпись Дария I о сооружении дворца в Сузах найдена во многих экземплярах, исполненных на мраморе, глиняных табличках и кирпичах. В Персеполе и Пасаргадах найдены экземпляры надписи Ксеркса, рассказывающей о борьбе с запрещенными им культами некоторых богов (так называемая «Антидэвовская надпись»).

31. Социально-экономический строй древнеиранских племен.

Социально-экономический строй древнеиранских племен. Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Ирана к земледелию и скотоводству. На западе в горных районах Курдистана, первые поселки общин, начавших заниматься этим и новыми видами хозяйства относят к 8 – 6 тыс д.р.х. В 6в.д.р.х. появляются первые раннеземледельческие общины, которые делали разнообразную глиняную посуду, нарядно украшенную росписью изображавшую разных животных. Происходит и социальное разделение общества, обособляется общинная знать и вожди правители. Имущественное неравенство ярко выражено в захоронениях. В результате прогрессивного развития равнинная часть, носящая название Сузиана, превратилась в настоящую житницу страны, где выращивали обильные урожаи ячменя, полбы и фруктов.

`31. Социально-экономический строй древнеиранских племен. Предки западноиранских племен покинули свою прародину еще до становления в евразийских степях кочевого скотоводства и разделения племен на кочевников и земледельцев. Ранее хозяйство этих областей, по данным археологии, было скотоводческо-земледельческим. Судя по лингвистическим материалам, земледелие продолжало развиваться как в арийскую, так и в общеиранскую эпоху, когда применялся и плуг (соха). Авеста и Ригведа говорят об оседлой жизни в постоянных поселениях иранских и индоарийских скотоводов-земледельцев. Скот, однако, был главным мерилом богатства и основной добычей в межплеменных войнах.Важную роль играло коневодство; в арийскую эпоху использовалась боевая колесница, а в период расселения иранских племен они обладали и развитыми навыками верховой езды, всадническим снаряжением и оружием. Уже в арийскую эпоху существовало профессиональное ремесло, в частности металлургия.Арийские племенные общины делились на три наследственные группы: воинов, жрецов, простых общинников; затем оформилась четвертая группа - зависимых. Одно из арийских обозначений воинов - "колесничие" (в Авесте ратайштар, позже в среднеперсидском артештаран - знатные воины); из этой группы происходили и вожди, или "цари", обладавшие большой властью и имущественным превосходством над соплеменниками. С арийской эпохи "воины" были частично свободны от производительного труда и имели другие источники дохода, как в значительной части и жречество. Оно включало служителей культа и представителей иных "интеллектуальных" профессий того времени: хранителей религиозно-эпической традиции и правовых норм, советников правителей, воспитателей юношей из трех первых социальных групп и др. В Авесте члены жреческой касты называются атраван (среднеперс. асраван). У мидян и персов они именовались также магами.Название третьей группы, вастрьо-фшуйант, в Младшей Авесте означает "земледельцев" (как и среднеперс. вастрьошан), но раннее значение термина примерно "крестьяне-скотоводы". Вместе с "воинами" и "жрецами" они участвовали в культовой организации общины, а экономически считались самостоятельными хозяевами. После образования больших иранских государств эта группа становилась объектом прямой эксплуатации; внутри ее шел процесс дифференциации. Но в начале исторического периода это был обширный круг еще сохранявших свои права свободных производителей и рядовых рабовладельцев.Члены четвертой группы (в Авесте хути, среднеперс. хутухшан) были неполноправны в культовом и юридическом отношении и считались работающими для других. Сюда входили ремесленники, работники в иных отраслях хозяйства, слуги и т.п. Ремесленный труд считался "неблагородным" не сам по себе, а как работа за содержание или плату, т.е. как профессиональное ремесло. В целом этот слой обслуживал всю общину и ее вождей. Отдельные его группы по положению были близки к рабам, но он все же представлял отдельную от рабов часть населения. Что касается самого рабства, то оно существовало уже в арийскую эпоху и даже ранее (в ряде индоевропейских языков, включая авестийский, сохранилось единое по происхождению понятие, означающее собственность на "скот и людей"). Позже рабов становилось уже больше, но по характеру рабство у иранских племен долго оставалось неразвитым, в основном патриархальным, домашним. Семья, находившаяся вместе с ее рабами под властью "домовладыки", имела значительную хозяйственную самостоятельность или разделяла собственность на землю, а также на скот и рабов с другими семьями рода, возглавлявшегося "владыкой рода". Группа родов составляла сельскую общину. Представление о племени в предахеменидскую эпоху еще существовало, но само племя уже не было основой политической организации ни у создателей Авесты, ни у мидян и персов. Главную роль играли территориальные единицы: "округа" и более крупная - "страна", далью; "владыка страны" был также ее религиозным главой и судьей."Странами"-дахью часто назывались совсем небольшие по размерам политические единицы. Такими были и многие из тех владений со своими правителями, о которых для районов с ираноязычным населением сообщают ассирийские тексты IX-VIII вв. Тогда в этих районах на северо-западе Ирана начинали возникать и более крупные образования государственного типа, однако они были ослаблены и поглощены Урарту, Ассирией и Манной. Так, область Парсуа, где в IX в. имелось до 30 "царей", к середине VIII в. оказалась под властью одного правителя, но в 744 г. была завоевана и стала провинцией Ассирии. И наконец, в Мидии после свержения ассирийского ига создалось самостоятельное царство.

32.Г. Гротефенд и история дешифровки древнеперсидской клинописи. Первое путешествие с науч.целями Нибур-снял копии с надписей перс.царей,выполненные клинописью.Пришел к выводу о наличии трех систем письменности: 1.протоэламская(к 4-3тыс до рх)-1000заков,не дешефорованно. 2.линейская эламская(22в до рх)-слоговое письмо,не дешефрованно. 3.эламская версия шумеро-аккадской письменности-206 знаков,дешефрованно.Решаюший шаг в дешфров.-1802г немец.учитель философии и др.языков Гортефендом,который перевел написанные перс.клинописью части 2х надписей из Персеполя(только одну верно),дешефровал 13персид.клинописных знаков из 39. Раулинсон-30-40г.19в открыл надпись перс.царя Дария1 на Бехистунской скале(к1855г.дешефров.третья часть адписи на эламском яз.) Э.Хинкс и Ж.Опперт-25 мая 1875г.др.ассирология.Опперт-термен «шумеры», Ф.Тюро-Данжен-опубликовал в 1907г перевод шумерских надписей,тексты на хеттском,хурритском языках.В 20в.дешефровка шусерской письмен.(Ф.Тюро-Данжен,А.Даймель,Пебель,Фалькенштейн и др.)

 

33. Виды письменных источников по истории древнего Ирана. Источники по И:

1. Письменные. По истории Элама: царские надписи, частноправовая документация, посвящения, межгос. договоры на разных языках 2. История Персии:

1) Царские надписи:₰ Бехистунская надпись,₰Надпись Дария в Сузах,₰ Стелы Дария в Египте о строительстве каналов

2) Царские указы. Найдены по всей империи (например, декрет Дария о кодификации законов в Египте).

3) Иностранные, местные:₰ Ассирийские таблички IX-VII ₰ Хроника Набонида - Кира – о захвате Вавилонии персами

₰ Вавилонские частноправовые документы персидского времени

4) Антики: Геродот (очень много об истории Персии, т. к. одна из сторон центрального события «Истории» - Г-П войнами), Фукидид (в его «Истории» - роль Персии в Пелопонесской войне), Ксенофонт («Анабасис» - описание мятежа Кира Младшего и возвращения наёмных спартанцев домой – быт и пр.), Диодор Сицилийский («Историческая библиотека»).

 

34. Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы. часто переводится как «откровение (Заратуштры)». полученное Заратуштрой от Ахура Мазды, было собрано его царственным покровителем Кави Виштаспой и записано золотыми чернилами на 12 тысячах воловьих шкур. Дошедшая Авеста включает разные по значению и размерам разделы. Основные из них - книги: Ясна ("Жертвоприношение", "Молитва"), Яшты ("Почитания" - гимны божествам), Видевдат ("Закон против дэвов"). Эти книги содержат многие важные, особо почитаемые зороастрийцами древние разделы, в том числе входящие в Ясну 17 Гат ("Песен") пророка Заратуштры (Зороастра). По содержанию и языковым признакам можно выделить старую и младшую Авесту. Старая составлена на более архаичном языке. Младшая Авеста: 7 глав, написана на менее архаичном языке.Изменения связаны с наполнением зороастризма. Проникновение Миты-гимны в честь древн. Индоевр. и иранских божеств.

35.Памятники археологии древнего Ирана Остатки древнейших мезолитических и неолитических поселений и погребений, многочисленные образцы архаической керамики (ранние слои Суз, Тспе-Сиалк и др.), руины великолепных дворцов, грандиозных храмов, остатки мощных укреплений (Сузы, Перселоль, Пасаргады и Дур-Унташ), монументальные статуи,.(В 1972 г. французские археологи обнаружили в Сузах почти трехметровую статую Дария I (голова не сохранилась) с текстами на древнеперсид-ском, эламском, аккадском и особенно обстоятельным египетским иероглифическим текстом). скальные рельефы, изделия из драгоценных металлов (ритоны, оружие, украшения).). В 1947 г. местные жители нашли у высокого холма в 42 км к востоку от г. Саккыз большой клад.. В 1961-1962 гг. был раскопан могильник Марлик в области Гилян. Этот памятник содержал 53 погребения с богатым инвентарем.

36. Рождение Мидийского царства. Каштарити. Киаксар. В 673г.д.р.х., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из вождей Каштарити. На стороне мидийцев выступили киммерийцы и скифы. В 672г.д.р.х. им удалось создать собственное госуд. К середине 7в.д.р.х. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. В 653г Каштарити предпр поход против Ассирии. Мидийцы потерпели поражение, Каштарити погиб, а над страной установилось господство скифов. В 625гд.р.х. царем Мидии стал Киаксар. Нанес поражение скифам и объеденил все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах. Создал сильную регулярную армию. Мидия набравшись сил выступила против Ассирии. В 614 г. до н.э. мидийцы во главе с Киаксаром захватили Ашшур, древнюю столицу Ассирии. В августе 612г вызвав искуст наводнение мидийцы и вавилоняни сравнили Ниневию с землей. Мидией были захвачена территория Северной Мессопотамии и Харан в Сирии. В 593г. Мидийцы подчинили своей власти Урарту и захватили ее столицу Тушпу. В 590 г вся Кападокия вплоть до Галиса была захвачена мидийцами.. Хувахштры (625-585) стало эпохой расцвета Мидийской державы

 

37.Мидийско-лидийская война. Конец VII и начало VI в. до н.э. были на всем протяжении от Черного до Каспийского моря периодом серьезных политических и этнических сдвигов, перегруппировок сил, выступавших вместе с Мидией и против нее; в эти сдвиги были вовлечены скифы, урарты, армяне, остатки хурритов и предки иберов, жители Малой Азии и т.д. Итогом этих перегруппировок стала война Мидии и Лидии 590 и 585 гг.

К этому времени отмечается территориальный рост Лидийского царства, его владения подошли вплотную к урартским границам. И здесь интересы Лидии сталкивались с интересами Мидии. Пятилетняя мидийско-лидийская война закончилась 28 мая 585 г. до н.э. Во время битвы произошло солнечное затмение, предсказанное греческим ученым Фалесом. Обе стороны усмотрели в солнечном затмении плохое для себя предзнаменование и заключили мирный договор, скрепленный династическим браком между детьми обоих государств. Граница между Лидией и Мидийской державой была проведена по реке Галис (сов. Кызыл-Ырмак). Киаксар, расширив Мидийскую державу до ее крайних пределов, умер в том же году. Большая и могущественная держава осталась по наследству сыну Киаксара Астиагу (584 — 550 гг. до н.э.), который был последним царем Мидии. Он подчинил своей власти Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и обе стороны начали готовиться к войне.

 

38.Что Вы знаете о мидийском обществе и государстве? Мидия-древнее гос-во, существ (670-550до р.х.), населена ираноязычными племенами. Мидийцы были близки к персам по языку, религии, обычаям. Был развит зороастризм. Распространен культ богини плодородия Анахиты. Ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев, касситов. В к9-н8в. завоевана ассирийцами, ок.673г, восстали обрели независимость. Во главе с Каштарити. Столица-Экбатаны. При киаксаре сумели захватить Ассирийскую державу, вместе с вавилонянами. Покарили Урарту. Большие военные успехи мидийцев можно во многом объяснить тем, что в Мидии в начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные массы играли боьшую роль в военной и политической жизни страны. В 7-нач.6 в. до н. э.здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение, когда бедняк в силу экономических причин сам прибегал к покровительству богатого соседа и таким образом попадал в зависимость от него. Захват колоссальных богатств ассир. царей и знати, накопленных в течение многих столетий путем грабительских войн и тяжелых податей, заметно ускорил классовое расслоение в мидий. обществе, поскольку львиная часть добычи досталась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывалось на хоз-ве рядовых общинников, составляющих ядро мидийской армии. Когда к серед. 6 в. до н. э. значительное часть общинников оказалось порабащенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.. На барельефах в древнем персидском городе Персеполе мы видим мидийских лучников среди царских телохранителей

39.КАК И КОГДА ВОЗНИК.ПЕРСИД.ГОС-ВО. Возникновение Персидской державы: Персидское государство Ахеменидов. Могущество Мидии не продержалось дольше жизни двух поколений. Персидская династия Ахеменидов (названная так по имени своего основателя Ахемена) еще при мидянах стала господствовать в Парсе, в результате которого был создан могущественный союз мидян и персов. Персы фигурируют в ассир..надписях с IX в области Парсуа к Югу и Юго-Западу от оз.Урмии.На рубеже 9-8в.передвнулись на Ю и к 7 в.до н.э. заняли эламскую территорию на Ю-З и Ю Ирана,кот.по их имени получ.название Персия.Уже в кон.8 в до.н..персы сост.племенной союз,волавляемый вождями из рода Ахеменидов.Постепенно расшир.свою террит. И заним.новые эламские земли,но в 639г.до н.э.Кир 1 признал власть Ассирии.600-559гг.-правление Камбиза 1(зависим от Мидии) Кир II Великий(внук последнего мидийского царя):558-стал царем персидских земледельческих племен. Он основал город Пасаргады, ставший первой столицей Персии.. В 553 до н.э. Кир II Великий, Ахеменид, правитель Парсы, поднял восстание против мидийского царя Астиага, сына Киаксаравосстание против Мидии. 550 – её разгром и захват столицы (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия.. Около 549 г. до н. э. персами были захвачены Сузы, бывшая столица эламского царства. В течение следующих двух лет были покорены также страны, входившие в состав прежней Мидийской державы, а именно Парфия, Гиркания и, вероятно, Армения. Новая держава угрожала всему Среднему Востоку. После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабится и получить удовольствие. Потом Ср.Азия. Следующая очевидная мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525).Пытался пройти дальше,но не получ. Вся значимая Азия покорена. 2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком.Т. е.подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее гос-во.Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года.Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устр-ва Перс. державы, провести централизацию всей державы.Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. Убит после 7 мес.правления. В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет. Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.

 

 

 

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КИРЕ 2.

Персидский царь, правил в 559 — 530 годах до н. э., из династии Ахеменидов. Сын Камбиса I. Основатель персидской державы Ахеменидов. Кир захватил мидийскую столицу Экбатану и объявил себя царём как Персии, так и Мидии, приняв при этом официальный титул мидийских царей. Покорив Мидию, Кир в течение следующих двух лет (550 — 548 года до н. э.) захватил страны, входившие ранее в состав бывшей Мидийской державы: Парфию и, вероятно, Армению. Гиркания подчинилась персам добровольно. В те же годы персы захватили всю территорию Элама. Захватив Месопотамию, Кир формально сохранил Вавилонское царство и ничего не изменил в социальной структуре страны. Кир несомненно готовился захватить и Египет. Однако он решил предварительно обезопасить северо-восточные границы Персидской державы от набегов кочевых племен массагетов в Средней Азии и в 530 г. до н. э. предпринял поход против них. В решающей битве Кир потерпел поражение и погиб сам. Царствовал Кир 29 лет и погребён в Пасаргадах.

 

. 41. Что Вы знаете о Камбизе II и Гаумате. В августе 530г сын Кира Камбиз 2 стал царем Персидской державы и начал готовится к нападению на Египет. Персидская армия была сосредоточена в Палестине. Фанес, командир греческих наемников наход на службе Фараона Псамметиха 3, изменил ему и бежал к персам выдав им сведении яо приготовлении Египтян. Египетская армия ждала персидское войско у Пелусия. Победа досталась персам в 525г. Вскоре весь Египет был в руках персов. К концу 525г Камбиз был провозглашен фараоном Египта. Основал 27 династию. Гаумата самозванец под видом Бардии восстал 11 марта 522г. К 1 июня 522г получил всеобщее признание. Гаумата отменил подати и военную повинность на 3 года, поэтому восстаний не было в этот период. Его реформы были направлены на уничтожение привелегий персидской родовой знати. 29 сентября 522г. После семи месяцев царствования Гаумата был свергнут, его место занял Дарий. 42.Бардия и Гаумата: проблема тождества. В марте 522г в Мемфисе.Камбиз получил известие о востанаии в Персии против него млад.брата Бардии-стал царем.Камбиз умер по дороге в Иран.Сущ. много версий о перевороте в Иране:1.Ктесий Книдский писал о этих событиях.Бардия(Таниокарк)-наместник бактрийцев и до похода был убит. 2по Геродоту.Бпрдия (Смердис)-находится вместе с братом в Египте и Камбиз отправил Бардию обратно(история с луком)и приказал убить его. Геродот и Ктесий-говорят о двойнике Бардии,5лет все думали,что он жив.Дарий и 5знатных персов заподозрили лже Бардию и убил его.3официальная изложена в Бех.надписи Дария1(власть по видом Бардии захватил маг и самозванец Гаумата)Гаумата восстал 11марта 522г.-признан в Вавилоне.К 1июня 522г –получил всеобщее признание.Чтоб удержать покаренные народы-отменил подати и военную повинность на 3года.(во время его правлений не было восстаний и мятежей). Но самозванец имел один отличительный признак. В юности за какое-то прегрешение Гаутаме отрезали уши, поэтому он носил головной убор, который скрывал обрубки ушей. К тому же Гаумата старался не покидать здания дворца и по возможности ни с кем не видеться. Но знать была очень недовольна таким затворничеством царя. Им не нравилось, что он никогда не выходил из своего дворца, а также отказывался принимать знатных гостей. У одного из придворных зародилось подозрение, что на троне находится не царский сын, и власть в царстве захватил известный своим удивительным сходством с погибшим царевичем Гаумата. Этот придворный попросил свою дочь, которая была одной из жён царя, проверить есть ли у нового правителя уши, или это всё же самозванец. Утром подозрения придворного подтвердились. Он узнал, что у человека, который восседает на королевском троне, нет ушей. А значит, это был Гаумата. Выступить сразу против самозванца придворные не решились, так как армия полностью подчинялась новому царю. Но Гаумата и его брат всё же догадались, что они разоблачены. Они подкупили самого знатного человека города Прексаспа, чтобы тот поднялся на башню и обратился к собравшимся на главной площади людям со словами, что персами правит Бардия, сын Кира, и никто другой. Однако Прексасп во всеуслышание объявил, что сына Кира, нет в живых, а сейчас на престоле самозванец. Братья были преданы. «Плохо придется вам, персы, если вы не избавитесь от них и не расправитесь с ними», — так закончил он речь и бросился вниз головой, так как понимал, что за предательство его ожидает верная смерть. Стража не стала защищать братьев. Они оба были убиты. Царем Персии стал Дарий. И сегодня на огромной скале по дороге между Тегераном и Багдадом можно видеть высеченный на камне по приказу Дария рассказ об этом событии.

 

 

43. Внутренняя политика Гауматы. Чтобы удержать покоренные народы в составе Персидской державы, Гаумата отменил подати и военную повинность на три года. Поэтому во время его царствования в государстве не происходило никаких восстаний и мятежей. Во внутренней политике Гаумата проводил реформы, направленные на уничтожение привилегий персидской родовой знати и ее господствующего положения в экономике и обществе. Это и понятно, если иметь в виду своеобразие возникновения и развития Персидского государства. Едва возникнув при Кире II, оно через два десятилетия стало величайшей на Древнем Востоке державой, еще не полностью освободившись от господства родоплеменных отношений. Персия не прошла исторического пути, характерного для большинства других рабовладельческих государств, а именно — постепенного утверждения неограниченной царской власти в борьбе против родовой знати, упорно отстаивающей свои прежние привилегии. При Кире II борьба между крепнущей властью царя и своеволием родовой знати не была заметна, так как персы покоряли один за другим десятки народов. Внимание царя было обращено на дальнейшие завоевания, которые осуществлялись и в интересах родовой знати, обогащавшейся и усиливавшейся во время войн. Но государство развивалось, общество выходило из рамок патриархально-родовых отношений, завоевывались все новые и новые страны, а социальная база империи по-прежнему оставалась узкой. Постепенно выявляются противоречия между родовой знатью и царской властью. Тенденция к перерастанию государства в централизованную монархию вела в конечном счете к уничтожению родовой знати как социальной категории. Гаумата стремился к установлению неограниченной царской власти и расширению социальной базы имперци за счет привлечения на свою сторону различных слоев населения покоренных стран. В Бехистунской надписи Дарий утверждает, что Гаумата не пользовался популярностью и отбирал у народа дома и прочее имущество и разрушал храмы. Однако из различных источников известно, что Гаумата пользовался большой популярностью и поддержкой как в самой Персии, так и в других областях Персидской державы и реформы его были направлены не против народа, а против персидской родовой знати. Разрушение храмов также преслед»-вало определенную политическую цель, а именно: централизацию культа (по крайней мере в Персии и Мидии).

44.Захват власти Дарием I. Дарий I, Дараявауш - персидский царь (522-486 гг. до н.э.). Принадлежал к боковой ветви царского рода Ахемени-дов; его отец Гистасп (Вистаспа) и дед Арсам (Аршама) служили Киру Великому. Сам Дарий I принимал участие в египетском походе Камбиса. В сентябре 522 г. с помощью шести знатных персов - Аспафина, Гобрия, Гидарна, Йнтафрена, Мегабиса и Отана - Дарий I расправился с магом Гауматой, который захватил царскую власть, выдав себя за сына Кира Смердиса. Соратники провозгласили Дария I царем. Вступив на престол, он восстановил привилегии персидской родовой знати. Затем он подавил крупные антиперсидские восстания в Вавилоне, Эламе, Мидии, Парфии и других областях. Продолжая политику своих предшественников, Дарий I стремился расширить границы Персидского царства. В 517 г. он покорил саков-массагетов. Три года спустя 700-тысячное персидское войско под личным командованием царя переправилось через пролив Геллеспонт и, пройдя по Фракии, вторглось в пределы скифских племен. Этот поход окончился полной неудачей для персов: изнуренное блужданиями по бескрайней степи персидское войско вынуждено было повернуть назад, понеся большие потери. На обратном пути Дарий I подчинил Фракию и наложил дань на Македонию. Оправившись от неудачи скифского похода, Дарий I захватил часть Индии в бассейне реки Инд. В 500 г. вспыхнуло антиперсидское восстание греческих городов Малой Азии. При поддержке афинян восставшие захватили Сарды, столицу Лидии. На подавление восстания потребовалось шесть лет. В 494 г. персидский флот разгромил морские силы греков у острова Лада. Вскоре пал Милет, центр восстания. Дарий I приказал разрушить этот город до основания, а жителей продать в рабство. В 492 г. Дарий I организовал поход на Балканскую Грецию.Поход оказался неудачным персы потерпели поражение. Провел ряд реформ. В Египте вспыхнуло крупное восстание, которое поддержали афиняне. Дарий I вынужден был сосредоточить все свое внимание на подавлении египетского восстания, но в октябре 486 г. накануне выступления в Египет он умер.

45. ВОССТАНИЯ В АХЕМЕНИДСКОЙ ИМПЕРИИ ПОСЛЕ ЗАХВАТРА ВЛАСТИ Д1. Своё правление Дарий начал с того, что восстановил все привилегии персидской знати, отменённые Гауматой Многочисленные восстания покоренных народов против персидского господства были вызваны тяжелыми податями, обременительной военной повинностью, наконец, угоном многих тысяч квалифицированных ремесленников в Иран для сооружения царских дворцов. Мощным восстанием, причина которого коренилась в эксплуатации крестьян-общинников местной родовой знатью, была охвачена и сама Персия. Восстали Эламиты и Вавилоняне. Пока Дарий был занят карательными действиями в Вавилонии против него восстали Персия, Мидия, Маргиана, Парфия, Армения, Саттагидия, Сагартия, сакские племена Средней Азии,Египет и во второй раз Элам. Восстание в Персии и Арахосии В самой Персии под именем сына Кира II Бардии соперником Дария выступил перс Вахьяздата, нашедший среди народа большую поддержку

13.12.522г. битва на р.Тигр. Дарий победил.

10.12.522г. было убито 55тыс.человек.

16.07.521г. решающая победа.

Новое восстание в Эламе. Поднял перс Мартия.

Восстание в Мидии.Фравартиш. (Мидия, Ассирия, Армения).

7.05.521г. Мидийцы потерпели поражение.

Парфия и Геркания подняли восстание.

12.07.521г. решающее сражение.

21.06.521г. Армяне потерпели поражение.

27.11.521г. Восстание в Вавилоне было подавлено.

 

46.Бехистунская надпись Дария I как исторический источник. Бехистунская надпись – ценный исторический письменный источник эпохи Ахеменидов. Её уникальность в том, что она высечена на недоступной высоте 105 метров возле древнего караванного пути, шедшего из Месопотамии на восток через горы Загроса и Экбатаны. Памятник находится в 32 км восточнее города Керманшах. Надпись, высеченная в искусственном углублении, представляет собой самую большую трилингву (повтор одного текста на 3-х языках) на эламском, аккадском и древнеперсидском языках и содержит более тысячи строк. Общая высота надписи – 7,8 метров, длина – 22 метров. В центре находятся пять столбцов древнеперсидского варианта надписи. Именно над ними расположен рельеф, изображающий Дария I и двух оруженосцев, его поверженных врагов и фигуру Ахура Мазды, парящей над всей остальной группой. Весь рельеф имеет высоту около 3 метров и длину 5,48 метров. Текст надписи и список побежденных царей дают основание датировать сооружение памятника не позднее 520 г. до н.э. Стиль Бехистунского рельефа проще, чем позднее искусство Дария. Он объединяет изобразительные условности персидского искусства времени Кира с характерными чертами ассирийского искусства.

 

 

47.Какие территории входили в состав Персидской империи? Граница Персидской державы от Инда на вост. до Эгейского моря на зап.,от Армении на сев. до перового Нильского порога на юге.Исконная тер.Персии-Персида,территории входившие в состав Персидской империи стаовились ее сатрапиями:Египет,Сирия,Киликия,Лидия,Фригия,Каппадокия,Вирмения,Мидия, Гиркания,Месопотамия,Вавилония,Сузиана(Элам),Хорезм,Парфия,Кармания,Гедросия,Дрангиана,Маргиана,Арахосия, Бактрия,Согдиана,Индия. Предводителем персов был Кир. В VI веке до н.э. он разгромил Мидию, Лидию, ВавилониюДержава Кира Великого простиралась от границ Индии на востоке до греческих городов на западе.

РЕФОРМЫ ДАРИЯ І

1) Административная: всё гос-во разделено на сатрапии.Во главе их– назначенцы из центра,как правило,персы – сатрапы.Они лишены военн.власти.Должны:следить за налогами, судить,разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д… 2) Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки 3) Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты. 4) Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу. 5) Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли.В реальности:роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле. 6) Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.провинций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...