Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

Евангелие от Иоанна

(глава 1, стихи 19-27)

И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

24 А посланные были из фарисеев;

И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете.

Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

Сегодняшний отрывок Евангелия посвящён свидетельству пророка Иоанна Крестителя об Иисусе Христе.

 

19. И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты?

Евангелист уже сказал о том, что Иоанн свидетельствовал о Христе. Теперь он говорит о том, как он свидетельствовал перед иудеями (стихи 19—28). «Иудеи» здесь обозначают иудейский народ или собственно представительство всего иудейского народа — великий иудейский Синедрион (верховное судилище) в Иерусалиме. Левиты были присоединены к священникам как сопровождающая их стража, они исполняли при Синедрионе полицейские обязанности. Так как путь из Иерусалима в Иерихон и, следовательно, к Иордану, где крестил Иоанн, был небезопасен, то священникам было не лишним взять стражу. Но, кроме этого, стража была взята, чтобы придать посольству строго официальный характер.
«Kто ты?» Вопрос этот предполагает, что об Иоанне в то время ходили слухи, в которых слишком преувеличивалось его значение. Иудеи надеялись, что Иоанн «из-за славолюбия скажет, что он Христос, и таким образом уменьшится молва об Иисусе Христе», - пишет Евфимий Зигабен. На Иоанна в народе стал устанавливаться взгляд как на Мессию.

 

20. Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос.

Иоанн понял предложенный ему вопрос именно в том смысле, что вопрошавшие ничего бы не имели против того, если бы он признал себя Мессией. Поэтому-то он с особенной силой отрицается от достоинства Мессии: «он объявил, и не отрекся», — сообщает евангелист. Но едва ли можно думать, что священники признали бы в Иоанне действительного Мессию. Им, конечно, было известно, что Мессия должен родиться в потомстве Давида, а не Аарона, от которого происходил Kреститель. Более вероятным является предположение Златоуста и других древних толкователей, что священники, выпытав у Иоанна признание в том, что он Мессия, арестовали бы его за присвоение не принадлежащего ему достоинства.

 

21. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.

Второй вопрос иудеев задан был Иоанну ввиду того, что иудеи ожидали перед пришествием Мессии Илию пророка. Так как Иоанн по своей пламенной ревности о Боге напоминал собой Илию, то иудеи и спрашивают его, не есть ли он пришедший с неба Илия? Иоанн таким Илией не был, хотя и был послан «в духе и силе Илии» (Лк. 1:17), почему и дал отрицательный ответ. Точно так же ответил Иоанн и на третий вопрос иудейской депутации, не пророк ли он. Иудеи предложили ему этот вопрос потому, что ожидали, что перед пришествием Мессии явится какой-либо из великих ветхозаветных пророков. Феофилакт Болгарский отмечает: «Он отрекается и от сего, хотя был пророк. Почему? Потому что не спрашивали его: ты пророк? Но сделали вопрос: ты тот пророк? Иоанн отрекся не оттого, что он пророк, а оттого, что он — тот пророк, которого ожидают».

 

22. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?

23. Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.

Kогда иудеи потребовали от Kрестителя окончательного ответа о его личности, Иоанн ответил им, что он тот голос пустынный, который, согласно пророчеству Исаии (Ис. 40:3), должен призывать людей приготовить путь идущему Христу. Феофилакт Болгарский толкует это так: «Быть может, слова «я глас вопиющего» кто-нибудь объяснит так: я голос Христа «вопиющего», то есть ясно возвещающего истину… Итак, Иоанн говорит: я голос Слова вопиющего, живущий в пустыне. Потом другое начало: «исправьте путь Господу». Иоанн, как Предтеча Христа, справедливо называется голосом, потому что и голос предшествует слову. Так, прежде голос, потом Слово, прежде Иоанн, потом Христос — по явлению во плоти».

 

24. А посланные были из фарисеев;

По обычному толкованию, здесь продолжается беседа посланных от синедриона с Kрестителем. Но с таким толкованием нельзя согласиться. Таким образом, здесь евангелист передает о ещё одном запросе, сделанном Kрестителю фарисеями, также явившимися из Иерусалима. Запрос этот воспоследовал тогда, когда официальная депутация только что удалилась, о чем, однако, евангелист не счел нужным упомянуть.

 

25. И они спросили его: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?

Фарисеи желают знать о значении крещения Иоаннова. Он, очевидно, приглашает этим крещением всех к чему-то новому — в чем же состоит это новое? Находится ли деятельность Kрестителя в каком-нибудь отношение к Царству Мессии, которого тогда все ожидали?

 

26. Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Kоторого вы не знаете.

Иоанн отвечает фарисеям, что его крещение не имеет того значения, какое должно было иметь крещение, которое, по представлению фарисеев, будет совершать Мессия или кто-либо из пророков. Святитель Феофилакт указывает: «Кротость в том, что он не отвечает им ничего сурового, несмотря на их высокомерие; правдивость в том, что он свидетельствует о славе Христа с большою смелостью и не скрывает славы Господа… но объявляет, что крестит крещением не совершенным (в одной только воде, не имеющей прощения грехов), но приготовительным к принятию крещения духовного, дарующего прощение грехов».

 

27. Он-то Идущий за мною, но Kоторый стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его.

Феофилакт Болгарский отмечает: «Иоанн у прочих, приходящих к нему и исповедующихся, мог развязывать ремень грехов… убеждая их к покаянию, указывал им путь и к совершенному свержению с себя ремня сего и греховной обуви; на Христе же, не находя ремня или уз греха, естественно не мог и развязать его.

Итак, данный отрывок Священного Писания ясно свидетельствует об исполнении пророчества о приходе Предтечи в лице пророка Иоанна, а также об Иисусе Христе как истинном Мессии.

 

 

Наш адрес: Севастьяновский съезд, д. 26

(за главным корпусом ВГУ)

Телефон: 255-90-20

Мы в Интернете:

http://prorok-iliya.cerkov.ru/

https://vk.com/iliyaprorok

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...