Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Распределение ролей в группе




У каждого из нас есть свои профессиональные роли. Помимо того, что в должностных инструкциях прописаны определенные права и обязанности сотрудников, в любой команде необходимо, чтобы каждый четко знал свою роль и выполнял свойственные этой роли действия.

Существует ряд критерий, определяющих закономерности распределения ролей в группах:

- Роль определяет действия сотрудника с членами группы

- Каждая роль подразумевает свои права и обязанности

- В случае, когда членом группы не выполняются функции роли, случаются конфликты и сбои в работе

- Группа работает на ура только тогда, когда все сотрудники честко знают свои роли и добросовестно исполняют свои обязанности

- Когда меняется лидер - меняется распределение ролей

- Человек может выполнять одновременно несколько ролей

- Для того, чтобы достигнуть успеха в коллективной работе, необходимо избежать доминирования какой либо из роли.

Известные доктора Рэймонд Мередит Белбин и Рауль Шендлер выдвинули свои теории распределения ролей.

По Шендлеру, ролевую динамику в команде можно представить так:

Схема

"Альфа" — независимый лидер группы, активный деятель. Уверен в себе, всегда стоит на первом месте, но при этом, связывает свою судьбу с жизнью группы.

"Бета" — так называемый эксперт-аналитик. Общается с группой путем общения с "альфой". Характеристика таких сотрудников - много знают, много умеют, но при этом нейтральны, безучастны, безэмоциональны. Обычно такие люди являются хранителями устоявшихся правил и норм.

"Гамма" — таких людей еще называют "амебами". Они пассивны и легко ко всему приспосабливаются, зачастую безответственны.

"Омега" — как правило, такие сотрудники - изгои. Они отстают от других из-за неумения или неспоспобности, неуверенности.

Исходя из теории Рауля Шендлера, человеку свойственно выполнять разные роли, в зависимости от ситуаций. В межличностных отношениях это может быть одна роль, в группе другая. А если в группе какой-то роли попросту нет, то работа группы будет неэффективной. Поэтому, чтобы в коллективе была налаженная работа, нужно соблюдать все внутренние механизмы групповых процессов. Если возникают недоразумения, необходимо выполнять следующие действия:

- помогать группе преодолеть бюрократические барьеры;

- минимизировать конфликты, недоверие и т.д.

- реализовать потенциал сотрудничества.

По мнению же Белбина, каждый выполняет несколько ролей, в зависимости от конкретного вида деятельности и общения с другими людьми. В какой из ролей реализуются сильные стороны человека, такую роль он и предпочитает.

Стоит учесть несколько факторов:

1) разные задачи лучше решаются людьми, успешно выполняющими соответствующие задачам роли;

2) люди склонны прилагать больше усилий в решении тех задач и выполнении тех ролей, которые они предпочитают;

3) люди стремятся к удовлетворенности в работе, поэтому если не добиваются успехов, то переходят на другое место.

По мнению Белбина, в каждой группе есть девять ролей, которые являются не стереотипами, а определенным стилем деятельности.

Роли, ориентированные на интеллектуальную деятельность:

 

Роль Позитивные качества Негативные качества

эксперт активность, рассудительность недостаток напористости, неумение

воодушевлять других

 

генератор идей креативный, с богатым игнорирует детали, легко увлекается

воображением

 

специалист целеустремленный, преданный очень сосредоточен на технических деталях

своему делу

 

исследователь экстраверсия, энтузиазм чрезмерный оптимизм, быстрая потеря

интереса к изученному объекту

Роли, ориентированные на практическую деятельность:

 

Роль Позитивные качества Негативные качества

координатор уверенный в себе, передает стремится снять с себя

полномочия ответственность, прибегает к

манипуляциям

 

исполнитель ответственный, доводит дело до конца неохотно делегирует полномочия,

склонен к беспокойству

 

оформитель дисциплинированный, надежный негибкий, инертный

 

реализатор легко справляющийся с вызовами, энергичный склонен к провокациям,

задевает других людей.

 

Нейтральная роль

 

Роль Позитивные качества Негативные качества

командный игрок охотно сотрудничающий, умеющий слушать нерешительный в сложных

ситуациях

 

Вывод

Взаимодействие человека и группы всегда носит двусторонний характер: человек своим трудом, своими действиями способствует решению групповых задач, но и группа оказывает большое влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности.

Группа меняет поведение человека, делая его зачастую существенно отличным от того, каким он был, когда находился вне группы. Эти воздействия группы на человека имеют очень много проявлений. Под общественным влиянием происходит изменение восприятия, мотивации, сферы внимания и др. В группе человек получает определенный относительный «вес».

Группа помогает индивиду обрести новое видение своего «я». Находясь в группе, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать также предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, осмысливая проблему в одиночку. В группе человек гораздо в большей мере склонен рисковать, чем в ситуации, когда он действует один.

Как уже говорилось выше, организация ожидает, что человек будет выполнять определенным образом роль, для которой она его принимает. Человек также смотрит на организацию как на место, где он получает определенную работу, выполняет ее и получает соответствующее вознаграждение от организации. Однако взаимодействие человека и организации не сводится только к ролевому взаимодействию. Оно гораздо шире. Человек выполняет работу в окружении людей, во взаимодействии с ними. Он не только исполнитель роли в организации, но и член группы, в рамках которой он действует. При этом группа оказывает огромное влияние на поведение человека. А поведение человека, его действия вносят определенный вклад в жизнь группы.

Менеджмент

Иваньков А.Е., Иванькова М.А.

2008 год

 

Литература

 

1. Виханский О.С. Проблемы развития управления производством. М., 2007.

 

2. Букович У.И. Менеджмент предприятия. М., 2008.

 

3. Браков Е.А. Основы менеджмента. М., 2006.

 

4. Белбин Р.М. Секреты успеха и причины неудач. М., 2007.

 

5. Ракитов А.И. Философия менеджмента. М., 2006.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...