Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочее и фермерское движения в США в последней трети ХIХ века.




В ходе индустриализации конца XIX в. быстро росла численность рабочего класса. Если в 1870 г. в промышленности и на транспорте работали около 4 млн. человек, то 30 лет спустя эта цифра выросла до 10 млн. Увеличился удельный вес рабочих, занятых на крупных предприятиях в производстве средств производства, в новых отраслях промышленности, в железнодорожном деле. В США положение рабочих было не таким тяжелым, как в Европе. Но и здесь рабочий день длился от 10 до 14 часов, трудового законодательства не существовало. И хотя заработная плата американских рабочих была выше, чем в Европе, больше денег уходило на оплату жилья, транспорта, медицинской помощи. Самым бурным столкновением между рабочими и предпринимателями после Гражданской войны была железнодорожная забастовка 1877 г. Движение началось в период затяжного экономического кризиса 70-х годов с длительной стачки на пенсильванских антрацитовых шахтах и завершилось забастовкой на железных дорогах, когда газеты писали о «призраке Парижской Коммуны». В Чикаго, Балтиморе, Питсбурге рабочие вступали в открытые бои с полицией и федеральной армией. В Сент-Луисе рабочий исполнительный комитет в течение двух недель контролировал город. Еще более усилилось забастовочное движение в 80—90-е годы. Стачки шли под лозунгом введения 8-часового рабочего дня. Кульминацией явилась забастовка 1 мая 1886 г., в которой участвовало 350 тыс. человек.. Особенно острый характер движение приняло в Чикаго. 3 мая полиция открыла стрельбу по бастующим, а на следующий день во время митинга протеста на Хеймаркет-сквер неизвестный бросил бомбу в полицейских. Власти арестовали руководителей забастовочного движения, четверо из них — Парсонс, Фишер, Энгел и Спайс — были повешены. В честь американских рабочих-борцов через три года при основании II Интернационала 1 мая было решено отмечать как день международной солидарности трудящихся. В 90-е годы борьба рабочих достигла еще большей остроты. В 1892 г. разразилась стачка на сталелитейных заводах Карнеги в Гомстеде. Для ее подавления были посланы 8 тыс. солдат и сотни агентов — «пинкертоновцев». В 1894 г. в Пульмане (окраина Чикаго) развернулась грандиозная забастовка железнодорожников, требовавших отмены объявленного снижения заработной платы. Стачкой руководил Юджин Дебс. Кристальная честность, незаурядный ораторский и организаторский талант сделали его популярным рабочим деятелем. По призыву Союза железнодорожников стачка солидарности охватила многие штаты. В 1894 г конгресс объявил первый понедельник сентября Днем труда. Основной формой рабочего движения в США стало профсоюзное движение, а наиболее влиятельной его организацией- Американская федерация труда. На первых порах АФТ отражала боевой дух рабочих, а участие в борьбе за 8-часовой рабочий день в мае 1886 г. повысило ее престиж. Число членов АФТ выросло со 138 тыс. в 1886 г. до 868 тыс. в 1900 г. Однако постепенно АФТ превратилась в организацию цеховых союзов, ограничивающих свой состав высококвалифицированными, хорошо оплачиваемыми рабочими. Во главе ее в течение 40 лет стоял Сэм Гомперс. При нем АФТ занималась борьбой за повышение заработной платы и сокращение рабочей недели, ограничивая свою полит деятельность «давлением» на конгрессменов и предпринимателей.. Волны недовольства поднимались не только на фабриках и заводах. Концентрация экономического могущества в руках немногих, нарастающее отчуждение власти затрагивали интересы самых широких слоев: фермеров, городских мелких собственников, значительную часть интеллигенции и служащих. Поскольку средние слои имели большой удельный вес в социальной структуре американского общества конца XIX в. существовала массовая база для антимонополистических движений. Ядро антимонополистического движения составляли фермеры. Одной из причин неблагополучия положения фермеров стал мировой аграрный кризис, разразившийся в начале 70-х годов и затянувшийся до середины 90-х. Выход США на мировой рынок совпал с увеличением вывоза сельскохозяйственных продуктов из других стран — Аргентины, Канады, России, Австралии, что привело к резкому падению цен. Но главным фактором, способствовавшим необычайной продолжительности аграрного кризиса, явилось установление монополистической эксплуатации сельского хозяйства крупным промышленно-финансовым капиталом. Особое возмущение фермеров вызвали действия железнодорожных компаний, резко повысивших тарифы на перевозку сельскохозяйственной продукции. Чтобы доставить на рынок урожай зерна, полученный с одного акра земли, фермеры нередко должны были отдать владельцам железной дороги стоимость урожая с другого акра. В 80—90-х годах появились мясопромышленные монополии, тресты по производству сельскохозяйственных машин, мукомольные концерны, компании по переработке молока. Цены на пшеницу, хлопок или мясо зависели от мировой конъюнктуры, а цены на товары для дома, сельскохозяйственный инвентарь и удобрения устанавливали тресты, огражденные от конкуренции извне высокими тарифами. В 1870 г. фермер получал один доллар за два бушеля пшеницы (1 бушель = 36,35 литра), а в 1890 г. лишь половину доллара. Падение сельскохозяйственных цен вело к снижению доходности фермерского хозяйства, а то и к его убыточности. Это влекло за собой рост фермерской задолженности, а невозможность для многих фермеров регулярно выплачивать проценты по долгам нередко вела к разорению и потере собственности. Правда, даже в условиях длительного аграрного кризиса 70—90-х годов развитие капитализма в сельском хозяйстве благодаря наличию фонда свободных земель не сопровождалось еще массовой пролетаризацией фермеров и экспроприацией их земли, трудовая семейная ферма оставалась основным элементом аграрного производства. Но тенденция к этому явно обозначилась. Число наемных рабочих в сельском хозяйстве достигло в 1900 г. 2 млн человек, то есть 20% всех лиц, занятых в земледелии. Если в 1880 г. хозяйства фермеров-арендаторов составляли 25,6% общего числа ферм, то к 1900 г. удельный вес арендуемых ферм увеличился до 35,3%. Три волны фермерского движения поднялись особенно высоко: это были движения грейнджеров, гринбекеров и популистов. Орден грейнджеров (это название произошло от староанглийского термина что означало поместье, ферма) был основан в 1867 г. В первые годы грейнджерская организация ограничивала свою деятельность просветительскими целями, прежде всего пропагандой сельскохозяйственных знаний. В начале 70-х годов агитация грейнджеров приобрела более радикальную окраску. В программу организации вошло осуждение деятельности посреднических фирм и железнодорожных компаний. Центром движения стали штаты Среднего Запада, где Орден грейнджеров опирался на фермерские клубы и партии (в Миннесоте и Калифорнии они назывались антимонополистическими партиями, в Висконсине и Мичигане — партиями реформ и т.д.)- В ряде штатов грейнджерам удалось через законодательные собрания провести законы, регулирующие железнодорожные тарифы на перевозку грузов. Гринбекерское движение, как и грейнджерское, было в основе своей направлено против растущего диктата крупного капитала, но панацеей от всех зол оно считало систему «дешевых денег», увеличение выпуска бумажных гринбеков. В отличие от грейнджеров, гринбекеры сумели организоваться в национальном масштабе и привлечь на свою сторону значительное число рабочих. Вскоре, однако, гринбекерское движение пошло на убыль: будучи разнородным по составу и выдвинув весьма расплывчатую программу, оно не могло надолго сплотить своих участников. В то время, когда грейнджерское и гринбекерское движения клонились к упадку, нарастала новая, наиболее высокая волна антимонополистических выступлений — популистское движение. Популистское движение выросло на базе образовавшихся в 80-е годы «фермерских альянсов», преследовавших цель быстрейшего решения наиболее неотложных проблем улучшения экономического положения сельскохозяйственных тружеников. К концу 80-х годов многочисленные фермерские альянсы объединились вокруг главных центров — Северного и Южного альянсов, а общее число их членов составляло почти 2 млн человек. Фермерские альянсы вели агитацию против железнодорожных компаний, земельных спекулянтов и посреднических фирм. Они развили значительную активность по созданию кооперативных организаций с целью хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции, а также закупки инвентаря, удобрений и промышленных изделий.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...