Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Видимые контактные функции 4 страница




Помните, что молчание может много сказать — как позитивного, так и негативного. Поделившись своими переживаниями, будьте внимательны к тому, как к этому отнесется клиент. Будет ли ему интересно, тронет ли его что-то, откликнется ли он или ничего не произойдет, и будьте готовы помочь ему выразить свои чувства.

Список довольно длинный, но вам понадобится буквально несколько секунд, чтобы свериться с ним и в сессии не возникнет паузы. В целом мы считаем, что главное — это воля к открытости. В каждом же конкретном случае вы можете выбирать, раскрываться или нет. Самораскрытие является особенно адекватным, когда клиент задает терапевту вопросы о его жизни. Полезно подготовиться к этому, обдумывая к какого рода самораскрытию вы склонны и почему. Частично ваш ответ будет определять ваш личный стиль гештальт-терапии. Что бы вы ни решили, нужно помнить о важности того момента, когда задан вопрос. Даже отвечая на частный вопрос, важно понять, какой смысл для клиента в заданном им вопросе и в вашем ответе. Возможно, клиент, спрашивающий, был ли у вас подобный опыт, боится, что вы его неправильно поймете. Ваш ответ — как положительный, так и отрицательный — может воодушевить или разочаровать его. В целом, конечно, не стоит рассказывать подробности вашей жизни без предварительного тщательного обдумывания. Всегда хорошо сказать: «Это интересный вопрос. Мне нужно немного подумать перед тем, как отвечать» или «Я хотел бы вернуться к этому вопросу позже».

4. 6 Работа в диалогических отношениях

Когда терапевт практикует четыре описанных выше принципа:

присутствие, приятие, включенность и открытость, он предлагает клиенту диалогические отношения, или отношения «Я-Ты». Вы стремитесь встретиться с клиентом как с целостной человеческой личностью, не анализируя и не пытаясь манипулировать им, но будучи открытым и доступным для него такого, каков он есть. Пытаясь практиковать такое отношение, вы неизбежно обнаружите, как тяжело делать это последовательно. Большинство людей недолго способны присутствовать в настоящем и сохранять включенность.

Если клиент (или любое другое человеческое существо) также общается с вами с позиций «Я-Ты», это можно считать вершиной человеческого взаимодействия. Мартин Бубер считал это конечной точкой и высочайшим достижением диалога: два человеческих существа, полностью находящиеся друг с другом в так называемом «Моменте Я-Ты» (иначе говоря, в «живом и полном контакте»). Возможно, вам повезло, и у вас были такие моменты в терапии (или в жизни! ), обычно короткие, моменты подлинного контакта, как правило, без слов, вне времени, когда кажется, что отношения вышли за свои обычные пределы. Попросту говоря, это переживание безусловного контакта, абсолютной встречи и удовлетворения от полноты и жизненности момента. Более сложное описание — «выражение присутствия Бога»11.

Как терапевт, вы обязаны оценивать, планировать и «обдумывать» ход терапии. Такая позиция по отношению к клиенту называется «Я-Оно», а такие отношения основываются на предшествующем жизненном опыте. Мы воспринимаем людей и вещи, исходя из того, что нам уже о них известно. Так, все мы проводим большую часть жизни, обращаясь с нашим окружением с позиций того, как им можно пользоваться или управлять. Эффективные отношения «Я-Оно» подразумевают способность предсказывать поведение объекта и его ответ на наше поведение и умение на него повлиять. Это ценное качество для ведения переговоров, подписания контрактов, оценивания объектов, структурирования времени, обращения с клиническими случаями, такими, как внезапное требование удлинения сессии или обсуждение предполагаемого завершения терапии.

Вырабатывание диалогического отношения — многоэтапный эксперимент, в котором терапевту следует постоянно отслеживать и при необходимости менять интенсивность своего присутствия и общей коммуникации, исходя из соображений наибольшей пользы для клиента. Это особенно важно для очень тревожных или ранимых клиентов. В таких случаях ответственное отношение «Я-Оно» существенно для поддержания структуры и необходимого сдерживания.

Работая диалогически, гештальт-терапевт будет выбирать между «Я-Ты» и «Я-Оно» в зависимости от ситуации. Линн Якобе12 описывает диалогические отношения в гештальт-терапии как постоянное перемещение между модальностями «Я-Ты» и «Я-Оно». На первых стадиях терапии, вероятно, «Я-Оно» будет сильнее, когда вы будете оценивать прогресс или застревать. Принимая это, вы будете стараться минимизировать отношения «Я-Оно», воспринимая их как временную необходимость и стараясь как можно чаше возвращаться к отношениям «Я-Ты».

Невозможно предложить какие-то упражнения для обучения отношениям «Я-Ты», которые по определению являются почитанием находящегося перед вамичеловеческого существа. Мы советуем тренироваться «в реальной жизни», и с коллегами, и с клиентами. Главное — избегайте перфекционизма, который будет только мешать вашему подлинному контакту с другим человеком. Иногда вы будете замечать, что ваше присутствие дало сбой, иногда — что вам трудно по-настоящему погрузиться в чужой опыт. Иногда вы будете осознавать свое нежелание или неспособность назвать свои чувства. Мы все проходим через это. Просто оставайтесь с вашим намерением честно встретиться с клиентом и верьте, что вы создаете между вами плодородную почву для роста. И ищите поддержки, когда вам будет трудно.

4. 7 Феноменологический метод и диалог

Иногда возникают сомнения относительно совместимости феноменологического метода и диалогических отношений. Сторонники первого следуют четко предписанным техникам, в то время как сторонники вторых — «приводят на встречу себя целиком». Главная сложность касается вынесения за скобки. Мы считаем, что в своем изначальном виде эти два полхода действительно несовместимы. Однако в терапии используются их специфические версии. Феноменологический подход в терапии служит не для поисков чистого смысла, а для изучения феноменологии клиента в отношении к терапевту. Находясь в диалоге, терапевт должен учитывать, что условия терапии сами по себе являются формой вынесения за скобки, следовательно, личные сомнения терапевта являются неадекватными или минимально адекватными. Хикнер говорит: «диалогический подход подразумевает, что терапевт разворачивается к клиенту и хочет объять его индивидуальность (хотя бы на мгновение) ради построения диалога»13. В своей «терапевтической форме» феноменологический метод и диалог дополняют друг друга. Первый обеспечивает пребывание здесь-и-сейчас, второй — исцеляющую силу сонастроенно-го человеческого контакта.

Заключение

В этой главе описано поэтапное формирование терапевтических отношений: формирование безопасного контекста, договоренность о задачах терапии и развитие доверительных отношений между терапевтом и клиентом. После этого гештальт-терапевт может обратиться к диалогическим отношениям: практикуя присутствие, приятие, включенность и открытость. Последовательность может быть и иной, например, диалогические отношения могут быть необходимы для установления доверия или для того, чтобы договориться о направлении терапии. Однако важнейший аспект практики гештальта состоит в том, чтобы клиент почувствовал, что его понимают, принимают, не судят и относятся к нему серьезно. В этом смысле феноменология и диалог являются основой гештальт-консультирования, однако, как говорит Польстер: «Хотя для терапевта необходимо быть аутентичным, вряд ли этого будет достаточно. Пациент защищается различными способами, и терапевт должен уделять особое внимание тому, как именно клиент препятствует контакту»14.

Это подводит нас к темам двух следующих глав - постановке диагноза и планированию лечения.


Глава 5. Постановка диагноза

Многие гештальтисты отрицают само понятие «постановка диагноза». С их точки зрения, попытка подходить к клиенту с «объективной», экспертной позиции с целью поставить диагноз противоречит многим основополагающим принципам гештальта; Во-первых, постановка диагноза подразумевает, что человек статичен и неподвижен и что его можно оценить, не входя с ним контакт. Во-вторых, это ведет к деперсонализации уникального клиента и ставит всезнающего терапевта на авторитарную позицию. В-третьих, это обесценивает исцеляющую силу осо-знавания, диалога и полного контакта. Однако, как мы увидим ниже, постановка диагноза дает также и существенные преимущества — в той области, где отношения «Я-Оно» важны и необходимы.

5. 1 Оценивание как часть отношений

Мы не можем не оценивать. Как мы уже говорили в Главе 2, люди — это существа, создающие смыслы. Можно сказать, что, придавая миру смысл, мы находимся в постоянном процессе определения, оценивания и диагностики. Мы все время наблюдаем, общаемся и стараемся понять; например, когда мы знакомимся с людьми, реагируем на них, и когда у нас складывается впечатление от них. Почти невозможно увидеть кого-то впервые и не сформировать о нем мнения, положительного или отрицательного. Иногда это происходит едва осознанно, но, тем не менее, является частью постоянно присутствующего в отношениях оценивания. Если бы этого не происходило, мы были бы не способны при встрече со старым другом сказать: «Я тебя узнаю, я люблю тебя, я хочу быть с тобой».

То же самое происходит в комнате консультанта. Начиная с момента встречи, консультант осознанно и неосознанно обращает внимание на множество деталей и впечатлений, на возраст, походку, выражение лица, одежду, настроение, стиль общения. Так он начинает собирать важную информацию и приступает к естественному и обязательному оцениванию.

Эксперимент: Вспомните недавнее знакомство с кем-либо из клиентов (или из своего окружения). Каково было ваше первое впечатление, какие мнения, суждения, эмоции у вас возникли до того, как вы лучше узнали этого человека. Вы можете описать это, например, так: «Интуиция подсказывала мне, что... », «Я почему-то знал, что могу/не могу верить ему... », «Я просто почувствовал... » без каких-либо очевидных причин. Насколько верными оказались впоследствии эти впечатления? Удивительно, насколько точными оказываются иногда первые впечатления. И не менее удивительно, насколько они иногда бывают неверны.

Принимая реальность этой «неосознанной диагностики», мы сталкиваемся с парадоксом или противоречием, присутствующим во многих областях практики гештальта. С одной стороны, мы стараемся чтить и уважать уникальность каждого клиента в его уникальной ситуации. С другой стороны, мы автоматически формируем впечатления и суждения, любим или не любим. Кроме того, не подлежит сомнению и то, что многие клинические феномены и способы поведения подпадают под узнаваемые паттерны, имеющие предсказуемые следствия и подразумевающие определенное обращение. Чтобы эффективно помогать нашим клиентам, мы не должны закрывать глаза на повторяющиеся паттерны, застывшие гештальты, привычные способы общения; это помогает понять, как способы контактирования с миром, выбираемые клиентами, способствуют их трудностям.

Например, зависимые клиенты склонны превращать терапевтические отношения в самоцель и теряют интерес к собственной потребности в росте и изменениях. У депрессивных клиентов есть риск суицида, а жертвы сексуального насилия обычно бывают очень чувствительны к нарушению границ своего физического пространства. Такого рода обобщения — если их использовать всего лишь как ориентиры — иногда помогают консультанту вести работу более эффективно и безопасно.

Эксперимент: Посмотрите, есть ли в вашей собственной жизни застывшие или повторяющиеся паттерны. Например, можете ли вы назвать себя стеснительным или общительным, относитесь вы к «думающему типу» или к «чувствующему», просто вам общаться или проблематично, в чем вы самокритичны и чего себе не позволяете. Ответьте коротким предложением: «Я... ». Почувствуйте, каково это охарактеризовать себя. Находите вы это описание унизительным или это «просто описание». Какой «ярлык» вы не хотели бы навешивать на себя и почему?

Первичное оценивание необходимо для компетентного профессионального ответа В «идеальной» терапевтической ситуации клиент знает и разделяет принципы гештальта. Он приходит в терапию, имея неограниченные средства и только одно желание — познать себя, реализовать свой потенциал и посмотреть, куда ведет его креативность. В этом случае первичный диагноз не является существенным, и терапевт может принимать любой момент и любую сессию такими, какие они есть. Время от времени ему стоит оглядывать свою работу вместе с клиентом, чтобы убедиться в том, что он получает то, чего хочет. Другими словами, то, чем они занимаются — это настоящая исследовательская экспедиция.

Однако так бывает редко. Обычно клиенты приходят в состоянии какого-либо психологического расстройства. Жизнь «не удается». Либо они страдают от депрессии, тревожности или еще какой-то внутренней неустроенности, либо испытывают трудности в повседневной жизни: в отношениях, на работе или же с каким-то экзистенциальным вызовом. Они приходят, справедливо ожидая, что консультант обладает достаточной экспертизой для того, чтобы помочь им с их проблемой за максимально короткое время. Мы полагаем, что профессиональному терапевту следует вместе с клиентом обратиться к следующим вопросам:

· Определить текущее состояние клиента и как он хочет его изменить

· Понять значение проблемы и ее последствий

· Решить, насколько это возможно, компетентен ли терапевт и подходит ли он для того, чтобы помочь с решением этой проблемы

· Прийти к согласию относительно желательного результата терапии

· Принять критерии, по которым можно будет оценивать эффективность терапии

Конечно, это предварительное понимание, которое надо будет обновлять по мере того, как клиент будет меняться и двигаться вперед.

Гибкий, совместно создаваемый диагноз помогает построить рабочий альянс

Диагноз приносит наибольшую пользу в том случае, когда он является описательным, феноменологическим и гибким, а не просто определяющим и называющим. Гештальт-диагноз — это попытка увидеть паттерны, темы, повторения, уникальные для данного клиента. Это, прежде всего, диагностика процесса, основывающаяся на том, как клиент ведет себя в данный момент и, следовательно, являющийся описанием процесса или «гештальтированием». Например, в таком диагнозе скорее будет описан «нарциссический процесс», чем нарциссическая личность или нарцис-сическое расстройство; скорее, клиент будет назван «ретрофлексирующим», чем ретрофлектированным.

Диагноз можно определить как — динамическое описание застывшего гештальта (или нескольких застывших гештальтов) в жизни клиента — то есть остановившегося процесса. Застывший гештальт — это творческое приспособление, совершенное в прошлом и адекватное прошедшим обстоятельствам, но ставшее привычным и ненужным в настоящем. Задача терапии — освободить этот гештальт и помочь клиенту выйти из прошлого, старого паттерна и встретить настоящее, откликнуться на настоящее и быть гибким. Совершенно здоровый человек будет проживать каждый момент творчески и, следовательно, не будет иметь «диагноза».

Мы рекомендуем, если это возможно, создавать диагноз совместно с клиентом. Это обязательно должно происходить в конце первой сессии, а также каждый раз, когда у вас появляется «мощная» гипотеза относительно происходящего. Например, вы можете поделиться с клиентом предположением, что его текущее расстройство связано с неоплаканной тяжелой утратой или что его телесное напряжение связано со сдерживанием злости. Это потребует от терапевта перевода с гештальтистского жаргона на понятный клиенту язык. Например, «Вы удерживаете многие чувства» (ретрофлексия), «Вы твердо убеждены, что плакать нельзя» (интроекция или глубокое убеждение), «Кажется, вы так и не смогли пережить утрату отца» (не-оконченное дело). Клиент может согласиться, не согласиться, уточнить или как-то еще поучаствовать в создании более точного диагностического понимания. Кроме того, таким образом, он сыграет активную роль в понимании своей проблемы и это «уполномочит» его на то, чтобы в дальнейшем прилагать усилия вместе с терапевтом.

5. 2 Взаимосвязь с другими специалистами

Мы убеждены, что задача гештальта — привнести уважение и доверие в терапевтическую сферу. Для этого гештальтистам необходимо уметь описывать своих клиентов на таком диагностическом языке, который сделает возможным диалог с терапевтами других направлений. Особенно это важно, если вы направляете клиента к другому терапевту, врачу или психиатру, или же кто-то из них направляет вам клиента.

Эксперимент: Представьте клиента, знакомого вам на протяжении какого-то времени и представьте, что его участковый врач попросил у вас отчет, чтобы быть в курсе происходящего с его пациентом (ни вы, ни клиент не возражаете). Как бы вы описали проблему клиента, диагноз, направление вашей работы, не используя гештальт-жаргон?

Это будет проще сделать, если ознакомиться с формальными методиками постановки диагноза, такими как МКБ-10 или DSM-IV. Помимо прочего, это откроет вам доступ к литературе и источникам из других профессиональных областей, посвященным, например депрессии (возможным последствиям, риску самоубийства, статистике рецидивов, способствующим обстоятельствам etc. ). «Перевод» этих диагностическим систем описания на язык гештальта можно найти у Тобина (Tobin, 1982) и Делайла (Delisle, 1999), которые показали полезность диагностики личностных расстройств по DSM-IV для практики гештальта.

5. 3 Методы оценивания и диагностики в гештальте

Многие теоретические идеи гештальта сами по себе являются руководством по диагностике, например зоны осознавания, механизмы регулирования границы контакта, степень самоподцержки, пять слоев невроза, стиль общения и т. д. Важно разработать способ диагностики, совместимый с вашим личным стилем и подходом. Искусство диагностики состоит в том, чтобы описывать то, что вы видите и переживаете, понимая, что это значит и каким образом это создает проблемы клиента. Вы наблюдаете, чтобы увидеть, как клиент функционирует, как он видит себя (и мир) и какие процессы отсутствуют, какие минимальны, какие адекватны, а какие преувеличены. В процессе диагностического наблюдения, некоторые всплывающие фигуры будут особенно яркими и интересными. Это может быть адекватно или неадекватно. Однако, там где это возможно и допустимо, вашими предположениями следует поделиться с клиентом, который скажет, важны ли и верны ли те фигуры, которые вы увидели.

Мы разработали модель оценивания, которая определяет три возможных области фокусирования:

· Клиент в процессе

· Клиент в отношениях

· Поле

Каждый раздел содержит возможные вопросы (их может быть гораздо больше), которые помогут вам обдумать собственный подход.

Клиент в процессе

Самоподдержка и поддержка со стороны окружения (Подробнее см. в Главе 7)

Прочно ли клиент сидит на стуле? Дышит ли он ровно и расслабленно? Выглядит ли он уверенно? Или он нервничает, беспокоен, зажат, дышит неровно и в целом напряжен в вашем присутствии?

Как он реагирует на вас? Он вас слушает и откликается? Или кажется, что он вас не слышит, спорит со всем, что вы произносите? Или наоборот охотно со всем соглашается, как будто хочет угодить?

Каковы его отношения с окружением? Есть ли у него близкие друзья, прочные семейные отношения? Чувствует ли он поддержку со стороны этих людей или он изолирован и одинок?

Как он справляется со стрессом? Использует ли алкоголь или наркотики для снижения чувствительности? Или более здоровые формы релаксации: зарядку, спорт, йогу, медитацию, чтобы развеяться и отдохнуть?

Когда он описывает свою жизнь, создается ли у вас впечатление, что у него достаточно личных ресурсов и ресурсов в окружении или кажется, что ему постоянно чего-то не хватает? Стакан для него наполовину пуст или наполовину полон?

Видимые контактные функции

Контактные функции — это способы, которыми клиент взаимодействует со своим окружением.

Движение. Например, как он двигается — скованно или расслабленно?

Много он двигается или в основном неподвижен?

Голос. Громкий или мягкий, отчужденный или присутствующий, свободный или неуверенный, эмоциональный или «плоский»? Какие слова он использует? Констатирует ли он факты или выражается поэтически? Есть ли у него фантазии? И какого рода? Делает ли он паузы? Когда? Как вам кажется, он «присваивает» свои переживания или дистанцируется от них (например, говорит он «Я разбил машину» или

«Моя машина разбилась»)?

Взгляд. Смотрит ли он в глаза? Спокойный у него взгляд или глаза бегают?

В какие моменты он смотрит не на вас? И на что он тогда смотрит?

Слушание. Удается ли ему слышать вас? Правильно ли он вас понимает или слышит и понимает что-то не то?

Внешность. Что вы замечаете в его одежде, волосах, оттенке кожи и чертах лица?

Остальные четыре аспекта диагностики процесса мы просто перечисляем ниже, поскольку детально; они описаны в других главах.

Цикл опыта (см. Главу 3)

Механизмы регулирования границы контакта (см. Главу 9)

Незавершенные дела, или застывшие гештальты (см. Главу 10)

Полярности (см. Главу 10)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...