Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема предмета социологии.

Становление социологии происходило в 30-40-е гг. XIX века на основе критического переосмысления социальной философии, истории, юриспруденции, экономической теории. Основоположником социологии является французский философ-позитивист Огюст Конт.

В настоящее время социология – признанная во всем мире наука и учебная дисциплина. С 1949 г. действует Международная социологическая ассоциация (МСА) (International Sociological Association). Объединяет национальные социологические ассоциации из 126 стран. Регулярно проводятся Международные социологические конгрессы. Высшим органом Международной социологической ассоциации является Совет национальных ассоциаций, в который входит по одному представителю от каждой национальной социологической ассоциации, входящей в МСА. Исследовательский совет формируется из представителей исследовательских советов национальных социологических ассоциаций. Каждые четыре года проходят Всемирные конгрессы социологов, на которых избираются Президент, вице-президенты и Исполнительный комитет МСА, в который входит 21 человек.

Социологи многих стран мира объединены в общенациональные ассоциации. С 1989 г. существует Российская ассоциация социологов. 14 ноября объявлено Правительством РФ «Днем социолога». XVIII Всемирный конгресс социологов в июле 2014 года прошел в г. Йокогама (Япония) под девизом «Обращаясь к неравному миру: вызовы глобальной социологии». В работе Конгресса приняли участие 6087 социологов из 104 стран мира. Президентом Международной социологической ассоциации. сроком на 4 года была избрана Маргарет Абрахам, США (Margaret ABRAHAM, Hofstra University, USA).

Предмет социологии однозначно определить невозможно. В социологии существуют, как минимум, два противоположных методологических подхода к пониманию общества и две противоположные точки зрения на предмет социологии: структурный функционализм и бихевиоризм.

Структурный функционализм представляет себе общество как старый парк, планировка и структура которого стабильны, и люди, приходящие в этот парк, вынуждены вопреки своим желаниям подчиняться его сложившейся структуре. Отдельные посетители парка, конечно могут пытаться нарушать сложившийся порядок вещей, но сотрудники парка зорко следят за порядком и наделены полномочиями призывать к порядку всех посетителей.

Следовательно, с точки зрения структурного функционализма предметом социологии должно быть общество в целом, общество как система элементов. Социологи должны четко представлять себе структуру общества, функции каждого элемента этой структуры и отслеживать все изменения, который происходят в структуре общества и функциях его элементов. Конкретные люди, социальные группы и организации не вызывают интереса у представителей структурного функционализма, так как их деятельность зависит от основных элементов общественной системы – социальных институтов.

Бихевиоризм представляет общество как вечно неспокойное море, а людей – как мореплавателей, пустившихся в плавание на различных судах. Подавляющее число этих мореплавателей предпочитают добротные лодки и сами определяют курс, которым собираются плыть. Бихевиористы считают предметом социологии поведение людей в малых группах, в организациях, в толпе и пр. Именно в малых группах, организациях, стихийных образованиях проходит жизнь человека.

В этом и состоит трудность определения единого понимания предмета социологии, так как общество не старый парк и не море с лодками, общество – это «лодки на аллеях парка».

Место социологии среди других общественных научных дисциплин.

Социология отпочковалась от социальной философии и сохраняет с ней тесную связь. Социальная философия концентрирует внимание на крупномасштабных общественных явлениях, нацелена на установление закономерностей развития человеческого общества. На социологию особенно влияют философия позитивизма, философия неокантианства, философия марксизма. Социология поставляет философам конкретную информацию, философия осуществляет осмысление эмпирических данных, полученных в ходе социологических исследований. Большое влияние оказывает социология на развитие этики и эстетики. Если прежде философы в общем рассуждали о повышении или понижении уровня нравственности, об улучшении или ухудшении эстетического вкуса членов общества, то сегодня социологи могут дать количественную и качественную оценку степени развитости норм и ценностей, регулирующих отношения между людьми, а также уровню зрелости эстетического вкуса, путям и формам удовлетворения духовных потребностей и т.п.

Очень тесно взаимодействие социологии с психологией. Объектом исследования обеих наук является человек. Социологию в большей мере интересует поведение человека как личности. Психологию – внутренний мир человеческой психики. Данные обеих наук взаимно дополняют друг друга.

Соотношение социологии с политологией мы будем ощущать на всем протяжении изучения данного учебного курса. Социология не претендует на всеобщий анализ проблем власти, в центр своего внимания ставит задачу выявить место, роль и позицию людей, социальных групп и слоев в сфере политических отношений. Политология же сосредоточена именно на исследовании политики.

Социология и экономические науки также имеют тесную связь и взаимодействие. Социология участвует в анализе поведения человека при решении всех экономических, организационных, технических, управленческих и т.п. задач, связанных с функционированием экономических институтов. Экономические науки, благодаря социологии, могут оценить ценности, знания, мотивов человека и их влияние на экономику.

Связаны социология и юридические науки. Статистические методы в сочетании с субъективной информацией дают возможность оценить состояние и тенденции развития законности, управления, государственности, пути реализации прав и свобод всех граждан общества.

Поддерживается тесное взаимодействие социологии и исторических наук. Множество конкретных исторических фактов – материал для обобщения и превращения в социальные факты. Новые исторические факты в современных условиях оцениваются историками с позиций современной социологии.

Существует связь социологии и с естественными и точными науками. Значительный удельный вес в социологии занимает комплекс вопросов, относящихся к компетенции экологии и медицины. В процессе взаимодействия с биологией появился системный подход, получили развитие социальная экология и социальная медицина.

Социология также сегодня применяется в обосновании проблем градостроительства, территориального размещения людей, пространственной структуры расселения, в создании новых городов. Трудно представить современную социологию без специальных математических методов, обеспечивающих эффективность и достоверность эмпирического исследования. Большую роль играют в развитии современной социологии новые информационные технологии. Невозможно представить социологические исследования без анализа данных статистики.

Социология – первая гуманитарная наука, которая не только опиралась на философские теоретические методы, но и стала использовать эмпирические методы исследования. Теоретические исследования в социологии опираются в основном на позитивизм, структурный функционализм и бихевиоризм. Часть социологов использует марксистскую методологию. Эмпирическими методами социологии сегодня являются: анализ документов (традиционный и контент-анализ), социологический опрос (массовый – анкетирование и индивидуализированный - интервью), социологическое наблюдение, социологические эксперименты.

Политология приобрела статус самостоятельной учебной дисциплины в 1948 г., на Международном конгрессе под эгидой ЮНЕСКО. Политология создана бюрократически, по решению международного конгресса. С 1949 г. действует Международная ассоциация политических наук (МАПН) (International Political Science Association). Объединяет более 50 национальных ассоциаций политической науки, около 100 ассоциированных членов – отделений (кафедр) политических наук ведущих университетов (87% из них представляют Западную Европу и Северную Америку), а также более одной тысячи индивидуальных членов – известных политологов из различных, преимущественно западных стран.

Российская ассоциация политической науки стала преемницей Советской ассоциации политической науки в декабре 1991 г. С 1992 г. РАПН входит в МАПН.Шестой Всероссийский конгресс политологов «Россия в глобальном мире: институты и стратегии политического взаимодействия» прошел в Москве в МГИМО (У) МИД России 22-24 ноября 2012 г. Президентом РАПН является О. В. Гаман-Голутвина, заведующая кафедрой сравнительной политологии МГИМО (Университет) МИД России.

Штаб-квартира Международной ассоциации политической науки находится при Национальном фонде политических наук в г. Париже. XXIII Всемирный конгресс политической науки состоялся в Монреале (Канада) 19-24.07.2014 г. под девизом «Вызовы современного управления». Участвовало более 2000 ученых и исследователей из разных стран. Новым президентом МАПН стал Эйджи Танака из университета Васеда (Япония). Вице-президентом стал Михаил Васильевич Ильин –ведущий научный сотрудник Института сравнительной политологии РАН, руководитель Центра политического развития ИСП РАН.

Объект научного интереса политологии – политическая сфера жизни общества. Предмет политологии – политика, которая понимается: как искусство государственного управления; как публичный процесс; как компромисс и консенсус; как власть и распределение ресурсов[1].

1. Политика как искусство государственного управления

Это самое раннее понимание политики. Термин «политика» происходит от древнегреческого слова полис (polis), означающего «город-государство»; классическое понимание политики — осуществление государственного контроля над обществом через принятие и исполнение коллективных решений. Сегодня это – устаревшее понимание предмета политологии, т.к. при таком понимании политика охватывает только те процессы, посредством которых государство, реагируя на давление общества, осуществляет распределение благ и ценностей или прибегает к мерам негативного характера. Политика сводится лишь к тому, что происходит внутри государственных организаций, аппарата государственной власти. При таком понимании политику вершат очень малые и особые группы людей - политики, чиновники, лоббисты; большинство людей. Большая часть институтов и видов общественной деятельности здесь заведомо выводятся за пределы политики, а сегодня в политике в условиях демократии участвуют почти все. Ясно, что в современных условиях такое понимание предмета политологии суживает объект внимания ученых до масштабов только государства, а политика уже широко выходит за рамки государственных организаций и учреждений, рождается и развивается в рамках институтов гражданского общества – политических партий, общественных организаций и политических движений. Хотя государство по-прежнему играет важную роль в политике.

2. Политика как публичный процесс.

Современный взгляд, распространенный в демократических странах. Политика – это то, что связано с созданием «справедливого общества»; институты государства рассматриваются как «публичные», ибо они отвечают за коллективную организацию жизни общества и при этом финансируются за счет общества - через налогообложение; в той или иной форме политика присутствует везде — вплоть нашего рабочего места; политика не прекращается «у порога дома»; она затрагивает и семью, и быт, и личные отношения, все зависит от типа политического режима. Это слишком расширительное понимание политики; стирается граница между политикой и другими сферами общественной жизни.

3. Политика как компромисс и консенсус.

Политика понимается как средство достижения оптимальных отношений в обществе. Общество расположено, скорее, к солидарности и согласию, нежели к конфликту. Политика – способ разрешения конфликтов через компромисс, переговоры, любые иные меры согласительного характера — через все то, что противостоит применению силы или голой власти. «Политика есть искусство возможного». Государство, политические партии стремятся добиваться разрешения противоречий путем переговоров и согласования позиций. Это излишне положительный взгляд на политику. На самом деле политика – противоречивое явление, которое само подчас порождает конфликты.

4. Политика как власть.

Политике не отводится какой-либо конкретной сферы, считается, что она присутствует во всех областях общественной деятельности. Политикой является все то, что связано с производством, распределением и использованием ресурсов для жизнеобеспечения общества. Политика — соперничество за ограниченные ресурсы, а власть — главный инструмент в этом соперничестве. Это излишне отрицательный взгляд на политику: «Политика – грязное дело». Политика все-таки реализуется в интересах больших социальных групп.

Вывод: только мысленное объединение всех этих точек зрения позволяет нам понять, что такое современная политика как особая сфера общественной жизни. В зависимости от характера политического режима для каждой страны будет более соответствовать то или иное понимание политики.

Центральное место в современном обществе по-прежнему занимает государственная политика. Политика современного государства не только многообразна, но и многоуровнева. Уровни государственной политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики.

Внутренняя политика государства обычно подразделяется на федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах), региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимая центральной властью данной страны, и локальную, которая включает политические мероприятия местной власти и мероприятия местного самоуправления.

Внешняя политика государства имеет глобальный или всемирный уровень, континентальный уровень, региональный уровень (например, политика в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, арабском мире, странах черной Африки и т. д.) и местный, или локальный, уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.

По сферам охвата как внутренняя, так и внешняя государственная политика подразделяется на экономическую, социальную, культурную, которые, в свою очередь, дифференцируются на субсферы, более узкие области человеческой деятельности и приложения усилий. Количество субсфер зависит от того, какое государство мы рассматриваем, развитое или слаборазвитое, правовое, социальное или не являющееся таковым

Экономическая политика развитого государства включает такие субсферы, как финансовая политика, сырьевая политика, энергетическая политика, производственная политика, транспортная политика, торговая политика и другие виды политики в экономической сфере.

Социальная политика государства, заявившего себя как социальное, включает политику в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т. д.

Культурная политика государства, в котором развита духовная культура, подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.

Современная государственная политика может подразделяться по возрастным группам и проблемам отдельных групп людей: молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям. Выделяют также политику государства по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий. В многонациональных странах большое значение имеет национальная, или этническая политика, политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.

В современном демократическом обществе политика выполняет следующие общие функции: 1) структурирование общества по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов; 2) выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры (группы интересов); 3) согласование интересов различных социальных групп через систему выборов, референдумов, массовых мероприятий различных политических сил; 4) придание конфликтам более рационального и уравновешенного характера; 5) корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости; 6) предложение обществу целей, проектов, программ развития и т. д.; 7) создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом; 8) обсуждение и принятие необходимых обществу законов; 9) распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения; 10) управление через бюджет социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов; 11) обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества; 12) политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом; 13) политическая коммуникация между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.

В недемократических политических режимах количество функций политики сокращается. Конечно, главную роль в выполнении этих функций играет государство, но роль партий, политических организаций и движений постепенно возрастает.

Политология – синтетическая наука. Она включает: политическую философию; политическую социологию; политическую историю; политическую психологию. Это значит, что новая наука отпочковывается в первую очередь от философии, социологии, истории и психологии. Процесс ее становления еще не завершен. Политология теснейшим образом связана в этими науками. Собственных методов исследования политики политология еще не выработала. Поэтому она заимствовала методы из философии, социологии, истории, психологии и еще ряда наук.

Методы исследования политики: нормативно-ценностный, структурно-функциональный, бихевиористский, институциональный, антропологический, психологический, деятельностный, сравнительный, исторический.

1. Нормативно-ценностный метод (заимствован из философии). Предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения «высших ценностей» — общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т.п. Ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Требует исходить из должного или желаемого, из этических ценностей и норм и в соответствии с ними строить политические институты и поведение. Применяется чаще всего при создании программных документов политических партий, общественно-политических организаций, движений, реже — для создания государственных программ.

2. Структурно-функциональный метод (разновидности – функциональный метод, системный подход, заимствован из социологии). Предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет определенные функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы и ее ожиданий. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована общей структурной организацией, непосредственно занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями. Применяется при создании программ оптимизации государственных органов, политической системы страны, региона.

3. Бихевиористский (поведенческий) метод (заимствован из психологии и социологии). Изучение политики как многообразного поведения отдельных личностей и групп. Требует применения к исследованию политики методов, используемых в естественных науках и прикладной социологии. Принципы бихевиоризма: политика имеет личностное измерение; доминирующими мотивами политического поведения являются психологические мотивы; в политологии могут использоваться достижения естественных наук; политические явления измеряются количественно, что открывает широкие возможности в использовании математических методов, статистических данных, результатов социологических опросов, компьютерной техники.

4. Институциональный метод (заимствован из социологии). Старейший метод исследования политики, ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность: государства, партий, организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

5. Антропологический метод (заимствован из биологии). Предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как биосоциального существа. Требует выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы поведения, обусловленные человеческой природой.

6. Психологический метод (заимствован из психологии). Исходит в политических исследованиях из особенностей психики человека; предполагает исследование не психики человека вообще, а психики конкретного индивидуума, участвующего в политике; ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, механизмов психологических мотиваций; позволяет создавать психограммы поведения конкретных политических деятелей.

7. Деятельностный метод (заимствован из социальной философии). Предполагает рассмотрение политики как специфического вида живой и овеществленной деятельности, как циклического процесса, имеющего определенные этапы.

8. Сравнительный (компаративный) метод (заимствован из социологии). Предполагает сопоставление однотипных политических явлений с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач. Применяется при сравнительном анализе политической жизни различных стран, регионов.

9. Исторический метод (заимствован из истории). Требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связи прошлого, настоящего и будущего.

Применяются также и общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, формализация, обобщение. Используются и методы эмпирических исследований: анализ документов, эксперимент, моделирование, прогноз, опрос (анкетирование, интервью), наблюдение.

Современные социология и политология имеют сложную структуру, которую можно представить в виде различных уровней научного знания[2]. По масштабу исследуемых общественных явлений и процессов выделяют макросоциологию и макрополитологию, микросоциологию и микрополитологию, теории среднего уровня.

Макросоциология и макрополитология сосредоточены на исследовании крупномасштабных социальных и политических явлений.

Микросоциология и микрополитология изучают социальное и политическое поведение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие в малых социальных и политических группах.

Теории среднего уровня описывают отдельные сферы общественных и политических отношений, углубленно исследуют отдельные социальные и политические институты (экономику, государство, партии, семью и пр.).

Социология и политология имеют два методологических уровня познания общества: теоретическая социология и политология, эмпирическая социология и политология. Социология первой из общественных наук стала опираться на приобретение эмпирических данных, полученных с помощью специально проводимых социологических исследований. Эмпирический уровень социологии – это непрерывный процесс проведения многочисленных социологических исследований. Теоретическая социология является результатом обобщения и анализа определенного массива социологической информации, полученной с помощью проведения эмпирических социологических исследований. Затем и политология по мере становления и развития тоже приобрела два методологических уровня.

По возможностям практического использования результатов исследований социология и политология разделяются на фундаментальную и прикладную. Социологические и политологические исследования, ориентированные на собственно научные или образовательные задачи, называют фундаментальными. Если же социологическое и политологическое исследование ориентировано на решение практических задач, то оно называется прикладным. Среди прикладных социологических и политологических исследований особое место занимают проекты «социальной инженерии» и «политического менеджмента», в которых содержится не просто ряд рекомендаций по решению практических задач, но и разработанные «социальные и политические технологии» их решения.

Социология и политология выполняют важные функции в обществе.

1. Познавательная функция. И социология, и политология расширяют кругозор населения, давая научно обоснованные данные о состоянии общества, его институтов, об эффективности проводимой политики и пр. Только точные знания об обществе и о политике могут служить надежной основой свободы личности, снижают риск стать жертвой социальных и политических манипуляций.

2. Ориентационная функция. Получаемые знания об обществе и политике позволяют членам общества лучше ориентироваться в повседневной практике общественных и политических отношений, лучше понимать оптимальные модели поведения в тех или иных ситуациях.

3. Оценочная функция. Социология и политология позволяют оценить, соответствует или нет то или иное общество, существующие в ней социальные и политические организации и институты, права и нормы ожиданиям индивидов и социальных групп, их нуждам и потребностям и целям. Они отвечают на вопрос: «Справедливо или несправедливо наше общество, демократично оно или нет?».

4. Прогностическая функция. На основе познания тенденций и закономерностей социального развития социология и политология позволяют построить наиболее вероятные сценарии тех или иных событий в будущем. Они отвечают на вопрос: «Что может произойти в обществе и политической системе в будущем?»

5. Управленческая функция. Выявив тенденции и закономерности социального и политического развития, определив прогнозируемые варианты тех или иных вариантов развития общества, социология и политология способны стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Они дают возможность ответить на вопрос: «Как лучше, эффективнее управлять социальными процессами, осуществлять государственное управление?»

6. Практическая функция. Социология и политология способны дать рекомендации и даже предложить комплекс технологий разрешения практических проблем общественной и политической жизни.

7. Политология выполняет идеологическую функцию, т.е. ученые-политологи совершенствуют те или иные политические идеологии.

 

Вопросы самоконтроля

 

1. Что является предметом социологии с точки зрения представителей различных направлений науки?

2. Как взаимосвязана и взаимодействует социология с другими науками?

3. Какие мы знаем уровни социологического знания?

4. Что отличает макросоциологию, микросоциологию и теории среднего уровня?

5. Что отличает эмпирическую и теоретическую социологию?

6. Что отличает фундаментальную и прикладную социологическую науку?

7. Что такое «социальная инженерия» и каковы ее возможности?

8. Какие функции выполняет социология в современном обществе?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...