Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФОНОЛОГИЯ»




Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Иркутский государственный лингвистический университет»

ФГБОУ ВПО «ИГЛУ»

Кафедра испанского и итальянского языков

 

 

ПРОГРАММА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ

 

по дисциплине/ модулю основы теории языка / фонология

 

 

ООП (профиль направления / специальность) - 035700 Лингвистика / Теоретическая и прикладная лингвистика

Квалификация (степень) - бакалавр лингвистики

Курс 1-2, семестры 2-3

Форма обучения – очная

 

 

  Утверждена на заседании кафедры
   
  Протокол №___
   
  от «___»_____________20__г.
   
  Зав. кафедрой ___________________________________
   
  /________________/

 

 

Иркутск - 2011 г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В соответствии с действующим учебным планом специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика» для бакалавров промежуточная аттестация по курсу фонологии имеет форму зачета в конце 2-го семестра и экзамена в конце 3-го семестра.

 

Экзамен состоит из двух частей: устной и письменной. Устная часть предусматривает ответ по одной из теоретических проблем курса (перечень прилагается), письменная часть состоит в выполнении теста, транскрипции и, при необходимости, фонетического анализа фрагмента стихотворного текста.

Содержательные объекты контроля на экзамене включают:

- Устройство и функционирование речевого и слухового аппарата человека, основы речепроизводства и речевосприятия, механизмы речи и закономерности их функционирования. Методы исследования артикуляционных и перцептивных характеристик речи.

- Акустическая фонетика. Акустические характеристики речи. Методы исследования акустических характеристик звучащей речи.

- Звуковой строй языка как функциональная система. Фонология. Языковые функции сегментных и суперсегментных единиц. Определение фонемы. Понятие дифференциального признака. Фонемный состав языка как система оппозиций. Фонема и её позиционные и комбинаторные оттенки. Свободное варьирование. Дистрибутивный и семантический методы в фонологии. Статистические методы в фонетических исследованиях.

- Базовые понятия фонетической классификации; фонетические возможности человека и их отражение в универсальных классификациях: артикуляционные классификации сегментов; акустические классификации сегментов, классификация супрасегментных звуковых средств.

- Слог как произносительная и фонологическая единица: определение слога; слогообразующие и неслогообразующие звуки; основные теории слога; функции слога в фонетической структуре слова, синтагмы и фразы; слогоделение; слог как фонологическая единица.

- Сегментные единицы в речевом потоке: понятие дистрибуции и сочетаемости гласных и согласных; членение речевого потока, пограничные сигналы; явления аккомодации и ассимиляции, позиционные и комбинаторные изменения гласных и согласных в речевом потоке.

- Основы супрасегментной фонетики: супрасегментные фонетические составляющие и их характеристики. Система и функции супрасегментных единиц языка.

- Понятие словесного ударения, его компоненты и функции; физическая и фонологическая характеристика ударения; основные акцентные типы слов; словесное ударение в потоке речи; понятие ритмической группы; ударные и безударные слова в речевом потоке; синтагматическое и фразовое ударение; ритмическое и эмфатическое ударение.

- Определение интонации. Её компоненты и функции. Роль интонационного компонента в коммуникативном акте. Понятие синтагмы в фонетике. Синтагматическое членение фразы. Элементы мелодической структуры синтагмы. Понятие интонационного контура. Универсальное и частное в интонации.

- Фонетическая, фонологическая и морфонологическая транскрипция, транскрипционные знаки Международной фонетической ассоциации (МФА). Типы графического представления интонации.

- Социолингвистический аспект фонетики. Проблема литературного языка и его произносительной нормы. Языковая вариативность в географическом, социальном и прагматическом плане.

Литературный язык. Норма и её функции. Понятие орфоэпической языковой нормы. Норма реальная и кодифицированная. Орфоэпия и орфофония.

- Фоностилистика. Стили произношения и их классификация. Стилеобразующие факторы на сегментном и супрасегментом уровнях.

- Навыки практического применения знаний по теории фонетики в процессе графической фиксации устного и письменного текста, слухового и акустического анализа звучащего текста, основы речевой атрибуции говорящего

Цели контроля состоят:

а) в проверке усвоения студентами основных понятий фонетической науки;

б) определении уровня сформированности умений анализировать и сопоставлять различные точки зрения на спорные проблемы фонетики: определение слога

в) оценке умения практического применения теоретических знаний при фонетическом анализе высказывания.

При оценке ответа экзаменатор руководствуется определенными критериями. Отметка за ответ складывается из оценки следующих характеристик ответа студента:

– логичность построения и полнота ответа на теоретические вопросы билета;

– корректное использование терминологии;

– умение использовать теоретические положения при транскрибировании и анализе текста.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ФОНОЛОГИЯ»

1. Общая модель речевой коммуникации и место фонетики в ней.

2. Устная и письменная речь. Первичность звучащей речи.

3. Предмет фонетики как науки.

4. Разделы и аспекты фонетики. Аспекты артикуляционный, акустический, перцептивный. Фонетика синхронная и диахроническая (историческая); сегментная и супрасегментная; практическая, нормативная и теоретическая.

5. Устройство и работа речевого аппарата. Механизм образования звуков речи.

6. Целевые артикуляции основных типов звуков.

7. Реализация целевых артикуляций в слитной речи. Явления коартикуляции, аккомодации, ассимиляции. Типы ассимилятивных процессов.

8. Принципы артикуляционной классификации гласных.

9. Принципы артикуляционной классификации согласных.

10. Понятие транскрипции. Фонетическая и фонематическая транскрипции.

11. Транскрипция МФА и транскрипция Л.В.Щербы.

12. Физические свойства звуков: частота основного тона, интенсивность, длительность.

13. Акустическая теория речеобразования.

14. Тембр и формантная структура звука речи.

15. Наблюдение и эксперимент в фонетических исследованиях.

16. Инструментальные методы исследования речевой артикуляции.

17. Осциллографический анализ. Звуки речи на осциллограмме.

18. Спектральная структура звуков речи.

19. Фонетика и фонология.

20. Языковые функции сегментных и супрасегментных единиц.

21. Понятие и определение фонемы. Фонема, аллофон, фон. Позиционные и комбинаторные варианты фонемы.

22. Понятие дифференциального признака.

23. Фонемный состав языка как система оппозиций. Типы фонемных противопоставлений. Нейтрализация фонемных противопоставлений.

24. Слог как произносительная и фонологическая единица. Фонетическая структура слога.

25. Основные теории слога.

26. Понятие ударения. Ударение словесное, синтагматическое, фразовое, выделительное.

27. Фонетическая характеристика словесного ударения. Его компоненты и типы.

28. Фонологическая характеристика словесного ударения. Его типы и функции.

29. Словесное ударение в потоке речи. Ритмическая группа.

30. Роль интонационного компонента в коммуникативном акте.

31. Определение интонации. Компоненты интонации.

32. Функции интонации.

33. Понятие синтагмы в фонетике.

34. Синтагматическое членение фразы.

35. Понятие интонационного контура.

36. Основные интонационные модели русского языка.

37. Языковая вариативность в географическом, социальном и прагматическом плане.

38. Литературное произношение.

39. Понятие орфоэпической языковой нормы. Функции орфоэпической нормы. Норма реальная и кодифицированная. Орфоэпия и орфофония.

40. Стили произношения и их классификация.

41. Стилеобразующие факторы на сегментном и супрасегментном уровне.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.