Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Активные методы преподавания психологии

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Психологическая культура личности

Понятие «психологическая культура личности». Родовидовая зависимость культуры и психологической культуры. Психологическая культура личности как цель психологического образования. Теоретические подходы российских и белорусских ученых к пониманию психологической культуры личности: А.А.Бодалев, Л.М.Веккер, Л.С.Колмогорова, О.И.Мотков, Н.Н.Обозов, М.В.Попова. Я.Л.Коломинский и др.

Структура психологической культуры. Компоненты психологической культуры: аксиологический, гностический, аффективный, поведенческий. Системные и функциональные критерии психологической культуры личности. Модель развития психологической культуры. Уровни развития психологической культуры. Доконцептуальный и концептуальный уровень развития (Я.Л.Коломинский). Средства развития психологической культуры личности.

Опосредованность развития психологической культуры. Л.С.Выготский о происхождении культурного опосредования. Психологическая культура как единство теоретических знаний и деятельности. Взаимосвязь развития психологической культуры и личности. Гуманистическая направленность психологической культуры.

Тема 2. Методологические основания преподавания психологии

Методология науки. Методология психологии. Методологические проблемы современной психологии (Е.Д.Хомская).

Системный подход в процессе преподавания психологии. Акцент внимания на целостности рассмотрения психической реальности. Принцип деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Сущность и приоритеты деятельностного подхода в процессе преподавания психологии. Рефлексивно-деятельностная парадигма преподавания психологии как альтернатива информационно-иллюстративной (Д.Дьюи, Я.Л.Коломинский). Ее преимущества и результативность. Рефлексивно-деятельностная парадигма преподавания психологии как альтернатива информационно-иллюстративной. Учет жизненного опыта и психологической предобразованности в формировании психологической культуры личности.Цели преподавания психологии.

 

 

Тема 3. Дидактические принципы преподавания психологии

 

Понятие «принцип обучения». Классификация дидактических принципов. Принцип взаимосвязи обучения и развития в процессе преподавания психологии. Принцип целостности рассмотрения психической реальности. Принцип наглядности. Психологическое обоснование данного принципа. Виды наглядности при преподавании психологии. Принцип активности и самостоятельности. Уровни познавательной активности. Принцип взаимосвязи теории и практики. Д.Дьюи и его идея опоры обучения на непосредственный опыт учащихся. Обобщенная модель обучения психологии Д.Колба. Принцип возрастного и индивидуального подхода.

Дидактические принципы, обусловленные спецификой предмета. Принцип «личностной вовлеченности» (Я.Л.Коломинский). Интроспективное проецирование и психотерапевтические ожидания в процессе преподавания психологии. Принцип художественного моделирования. Художественные произведения в контексте преподавания психологии.

 

Тема 4. Психология как учебный предмет в школе Психологическое образование и развитие личности.

Значение преподавания психологии в школе. Зарубежный опыт преподавания психологии в школах США, Англии, Канады. Основные направления преподавания психологии за рубежом на современном этапе.

. Трудности и положительные моменты преподавания психологии на данном этапе (анализ Ю.А.Самарина).

Основные тенденции развития психологического образования в республике Беларусь. Преподавание психологии на современном этапе в школах России и Белоруссии. Концепция преподавания психологии в школе Я.Л.Коломинского. Психологическая культура как цель преподавания психологии. Современная учебно-методическая литература по формированию психологической культуры школьника.

Психологические и дидактические основы построения курсов по психологии в школе. Требования к разработке программ, отбору содержания, методов и приемов обучения. Сопряженность содержания вузовской и школьной дисциплины «психология». Структура урока (занятия) по психологии в школе. Нестандартный урок психологии.

Тема 5. Методы психологического образования

Понятие «метод», «прием», «форма обучения». Классификация и характеристика методов психологического образования. Методы эмпирического познания психологической реальности: наблюдение, самонаблюдение, анкетирование, социологические опросы, тесты. Обучающий эксперимент на занятиях психологии. Проективный метод как средство самопознания и саморазвития.

Метод моделирования ситуаций. Методы психической саморегуляции как средство развития психологической культуры в межличностном и внутриличностном пространстве.

Психологические знания и умения в структуре развития личности ребенка. Возникновение и развитие психологической предобразованности ребенка. Специфика восприятия психологической информации детьми. Задачи преподавания психологии на основных этапах развития психики ребенка. Основные методы психологического образования на доконцептуальном уровне: беседы (проблемные, эвристические), элементы лекционного объяснения. Диагностические игры. Метод творческого самовыражения в рисунке. Самостоятельные творческие письменные работы. Использование устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок. Анализ фактов поведения детей. Возможности формирования психологической культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте. Формы и содержание занятий по психологии, факультативный курс и психологический кружок для младших школьников.

Возможности формирования психологической культуры в подростковом возрасте. Формы и содержание занятий по психологии с подростками. Анализ существующих программ факультативных курсов по психологии для учеников 5 – 8 классов. Общие и специфические принципы построения содержания курсов психологии в средней, специальной средней (профессиональной) и высшей школе. Учет возрастной сензитивности и зоны ближайшего развития, учет личностных и профессиональных интересов, учет личностно-ролевых функций обучаемых.

 

Тема 6. Активные методы преподавания психологии

Роль активных методов обучения в развитии психологической культуры личности.

Проблемный метод на занятиях психологии. Создание проблемной ситуации. Виды проблемных ситуаций. Проблемные задания и проблемные вопросы. Стратегия анализа проблемы: определение проблемы, формирование гипотез решения, проверка решения с систематизацией полученной информации. Психологическая разминка – метод погружения в проблему.

Эвристический метод в процессе преподавания психологии (эвристическая беседа, эвристическая лекция). Самостоятельная работа как метод обучения и развития личности (аннотирование, рецензирование психологической литературы, создание проектов и др.).

Игровые методы в психологическом образовании. Методология проектирования учебно-деловых игр. Цель, характерные признаки, принципы организации учебно-деловых игр. Игровая модель. Межгрупповое и внутригрупповое взаимодействие участников игры. Основные типы деловых игр. Имитационная игра. Операционная игра. Ситуационно-ролевая игра. Эффективность учебно-деловых игр. Игротехнические приемы.

Дискуссионные методы. Методика организации и проведения дискуссии. Психологи о влиянии дискуссии на психическое и личностное развитие (К.Левин, Ж.Пиаже, М.Кларин, Ю.Емельянов). Требования к отбору тем и процессу проведения дискуссии. Правила организации дискуссии. Мотивация в структуре дискуссионной деятельности. Этапы проведения дискуссии. Приемы активизации обратной связи при проведении дискуссии. Структурно-логическая схема действий преподавателя по управлению дискуссией.

Виды групповых дискуссий. Ролевая дискуссия. Дискуссия со скрытыми ролями. Дискуссия как анализ конкретных ситуаций. Формы проведения дискуссии: круглый стол, «мозговой штурм» и др.

Социально-психологический тренинг как средство формирования психологической культуры в межличностном пространстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...