Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип вариативности социального воспитания

Принцип природосообразности воспитания

 

Идея о необходимости природосооброзности воспитания зароди­лась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Пла­тона, Аристотеля.

Принцип природосооброзности воспитания сформулировал в XVII вв. Ян Амос Коменский, и он получил широкое признание в педагогике XVIII-XIX веков.

Развитие наук о природе и человеке в XX столетии существенно обогатило содержание принципа природосооброзности воспитания. Особую роль сыграло создание выдающимся отечественным ученым В. И. Вернадским учения о ноосфере.

Ноосфера, т.е. сфера разума, - понятие, отражающее такую стадию развития биосферы, на которой сознательная деятельность человека влияет на появление и решение глобальных проблем.

Современная трактовка принципа природосообразности воспи­тания предполагает, что оно должно основываться на научном по­нимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согла­совываться с общими законами развития природы и человека, вос­питывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические уста­новки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и пове­дение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

осознавал себя гражданином Вселенной;

понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человече­ских сообществ;

имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, ра­зумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и воспроизво­дящего ее.

Принцип культуросообразности воспитания

 

Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельвеция (XVIII в.) и швейцарского педагога Иоганна Песталлоцци.

Принцип культуросообразности воспитания, сформулированный в XIX в. немецким педагогом Фридрихом Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфи­ческими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед ним стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Име­ются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексу­альная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение челове­ка к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему «вписаться» в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, что­бы воспитание находило способы минимизации отрицательных по­следствий тех или иных инноваций, могущих затронуть как конкрет­ного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реализация принципа культуросообразности воспитания сущест­венно осложняется в связи с тем, что ценности культуры общечело­веческого характера и ценности конкретных социумов различного уровня не только не идентичны, но и в силу различных обстоя­тельств могут довольно существенно различаться. Так, Россия вклю­чает в себя множество этносов и регионов, имеющих значительное культурное своеобразие. В нашей стране весьма существенны раз­личия в культурах сельского и городского населения (не говоря уже о специфической поселковой культуре), а в городе - между различ­ными социально-профессиональными группами. Все это делает весьма актуальным (но и проблематичным) наполнение принципа культуросообразности воспитания конкретным содержанием.

В то же время нахождение баланса ценностей различных куль­тур и субкультур - одно из условий эффективности воспитания.

 

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

 

В современных обществах (модернизированных и модернизирую­щихся) вариативность социального воспитания определяется много­образием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.

Принцип вариативности социального воспитания предполагает, что условия для развития и духовно-ценностной ориентации человека планомерно создаются на федеральном, региональном, муниципаль­ном и локальном уровнях: а) основываясь на общечеловеческих ценностях (что обеспечивает определенные общие стандарты и нормы); б) учитывая этнические особенности, а также региональные, муници­пальные и локальные условия; в) используя имеющиеся и создавая новые возможности для реализации личностного, возрастного, диф­ференцированного и индивидуального подходов в воспитательных организациях.

Принцип вариативности социального воспитания стало возмож­ным и необходимым сформулировать в отечественной педагогике в связи с теми социально-политическими изменениями, которые про­исходят в обществе начиная с конца 80-х гг. XX в. (А.Г. Асмолов). Следствиями этих изменений стали: признание наличия и правомер­ности индивидуальных целей человека наряду с целями коллективов и групп, возрастных и социальных слоев, общества в целом; созда­ние законодательных предпосылок для дифференциации образова­ния в соответствии с этническими особенностями и региональными условиями; появление и развитие различных видов и типов воспита­тельных организаций, локальных воспитательных систем, муници­пальных и региональных систем воспитания.

Для реализации принципа вариативности социального воспита­ния необходимы:

создание многообразных видов и типов воспитательных ор­ганизаций, что позволяет удовлетворять: интересы и потреб­ности личности; запросы возрастных, социально-профессио­нальных и этноконфессиональных слоев и общностей; потреб­ности муниципальных и региональных образований;

дифференциация содержания, форм и методов социального воспитания применительно к видам и типам воспитательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям воспитуемых, условиям и традициям муниципальных и регио­нальных образований;

построение региональных и муниципальных систем социально­го воспитания;

создание локальных воспитательных систем.

Реализация принципа вариативности социального воспитания создает условия для:

формирования готовности и способности человека решать многообразные личностные и жизненные задачи;

расширения возможностей компетентного выбора человеком стратегии собственного развития, жизненного и профессио­нального путей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...