Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины




СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели освоения дисциплины………….……………………………………………….….....4

2. Место дисциплины в структуре ОПП………………………………………….……….….4

3. Требования к результатам освоения дисциплины………………...…………………….....4

4. Структура и содержание дисциплины «Социальная психология»……………………….5

4.1. Тематический план…………………………………………………………………....5

4.2 Содержание разделов дисциплины……………………………………………….….7

4.2.1. Планы лекций………………………………………………………….……………7

4.2.2. Планы семинарских занятий…………..…………………………………….........11

5. Образовательные технологии…………………………………………….……………….19

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.…..……..…..20

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости……………………....…….20

7.1. Тематика реферативных самостоятельных работ студентов…………………….20

7.2. Вопросы к коллоквиумам…………………….………………………………...….21

8. Система промежуточного и итогового контроля……………………………………….. 21

8.1. Вопросы к зачету………………………………………………………………………....21

8.2. Вопросы к экзамену………………………………………………………………….…..22

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…….….…..……23

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………………...….……25

 

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студента систематического представления о предмете социальной психологии в единстве ее фундаментальных и прикладных проблем, а также в области практических применений.

 

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социальная психология» относится к профессиональному циклу, базовой (общепрофессиональной) части.

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения обучающихся, приобретенные в результате изучения таких предшествующих дисциплин как «Философия», «Социология», «Общая психология». Данная дисциплина является базовой для дисциплин профессионального цикла: «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология труда и инженерная психология», «Этнопсихология», «Педагогика», «История психологии».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Социальная психология» направлен на формирование:

общекультурных компетенций (ОК):

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

профессиональных компетенций (ПК):

практическая деятельность:

-способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

научно - исследовательская деятельность:

- способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);

- способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

- педагогическая деятельность:

- способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

- организационно-управленческая деятельность:

- способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);

- способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

- основные вехи истории социальной психологии за рубежом и в России;

- общие теоретические основы социальной психологии;

- содержание основных научных школ, теорий и дискуссионный характер диалога между ними;

- методологические принципы отечественной социальной психологии;

- насущные проблемы сегодняшнего этапа развития мировой и отечественной социальной психологии;

- закономерности и факторы развития группы.

- принципы и методы психодиагностики групп.

- основные закономерности социального поведения личности, социально-психологические качества личности и особенности социализации;

- основные методы исследования в социальной психологии.

 

Уметь:

- понимать связь положений науки и социальной практики;

- видеть содержание социально-психологических проблем в реальных явлениях общественной жизни; осмысливать общие направления возможных исследований этих явлений;

- применять на практике теоретические знания в области социальной психологии.

- подбирать соответствующие целям и ситуации психодиагностические методики.

- формулировать профессиональные задачи в области социальной психологии.

- анализировать результаты стандартного прикладного исследования в области социальной психологии.

 

Владеть:

- базовыми знаниями, основными подходами и методами социально-психологических исследований;

- четким представлением о социальной и профессиональной роли социального психолога;

- основными методами социально-психологического исследования и этическими проблемами их применения;

- навыками решения профессиональных задач в сфере социальной психологии;

- психодиагностическим инструментарием в области социальной психологии.

 

 

4. Структура и содержание дисциплины «Социальная психология»

4.1.Тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ 4 _ зачетные единицы_ 144 _ часа.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекции Семинар Самост. работа  
  Раздел - I. Социально-психологические явления и социальная психология общения  
  Место социальной психологии в системе научного знания       -   Фронтальный опрос;    
  История формирования социально-психологических идей   1 -2       Кейс-стади  
  Методологические проблемы социально-психологического исследования       -   Доклады и сообщения на семинаре      
  Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения           Доклады и сообщения на семинаре    
  Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией           Доклады и сообщения на семинаре    
  Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями           Решение ситуационных задач, аннотации статей  
  Перцептивная сторона общения - общение как взаимопонимание и взаимопознание людей             Ролевая игра, Тестовый контроль знаний  
Промежуточный контроль V семестр 3ачет  
  Раздел II. Социальная психология общностей и групп
  Психология больших социальных групп           Кейс-стади
  Организованные группы             Фронтальный опрос
  Стихийные группы и социальные движения           Доклады и сообщения на семинаре  
  Общие проблемы малой группы   4-5       Реферат
  Динамические процессы в малой группе и ее развитие   5-6       Отчет по исследовательскому заданию (социометрия)
  Психология межгрупповых отношений           Коллоквиум
  Раздел III. Социальная психология личности
  Проблема личности в социальной психологии, социализация   8-9       Доклады и сообщения на семинаре  
  Социальные установки   9-10       Доклады и сообщения на семинаре
  Основные направления и особенности прикладных исследований и практической социальной психологии       -   Контрольная работа
  ИТОГО           Экзамен (VI семестр)
                   

4.2. Содержание дисциплины:

Планы лекционных занятий

Тематика лекций Содержание
Раздел - I. Социально-психологические явления и социальная психология общения
  Лекция № 1 Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет социальной психологии. Цель и задачи социальной психологии. Взаимоотношения социальной психологии с другими разделами психологического знания. Функции социальной психологии в обществе. Соотношение фундаментального и прикладного аспектов социальной психологии на современном этапе развития общества.  
  Лекция № 2 История формирования социально-психологических идей. Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях Х1Х века. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий. Начало экспериментального развития социальной психологии в первые годы ХХ века. Возрастание значения прикладных исследований. Обозначение основных теоретических ориентаций: бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм. Новая парадигма – «социальный конструкционизм» К. Гергена. Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны и современная полемика между европейской и американской традициями. Варианты «новой парадигмы» для социальной психологии ХХI века в европейских концепциях («теория социальных представлений».  
  Лекция № 3 Методологические проблемы социально-психологическо-го исследования. Понятие методологии научного исследования в современном науковедении и специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования. Специфика эмпирического исследования в социальной психологии. Методы исследования в социальной психологии. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование. Общая логика и структура предмета и курса социальной психологии.  
  Лекция № 4 Общение в системе общественных и межличностных отношений. Структура общения. Общественные и межличностные отношения. Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Особенности содержания понятия «общение» в отечественной психологии; единство общения и деятельности. Структура общения. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Проблема влияния в общении. Общение и познание.  
  Лекция № 5 Коммуникативная сторона общения - общение как обмен информацией. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Виды коммуникации: аксиальная и ретиальная коммуникация. Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Проблема кода и декодификации информации.  
  Лекция № 6 Интерактивная сторона общения – общение как обмен действиями. Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности и его психологическое содержание. Различные способы описания структуры взаимодействия, основные понятия трансактного анализа. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Проблема конфликта в социальной психологии. Его сущность, структура. Виды, способы анализа, разрешения и управления конфликтами. Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р.Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р.Тибо и Г.Келли). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида). Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности.  
  Лекция № 7 Перцептивная сторона общения: общение как взаимопонимание и взаимопознание людей. Понятие «социальной перцепции» и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия. Механизмы межличностного восприятия (идентификация, рефлексия); роль эмпатии в этих процессах. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Феномены каузальной атрибуции и аттракции. Специфика решения проблемы точности межличностного восприятия в социальной психологии и задачи повышения перцептивной компетентности партнеров по общению в различных сферах практической деятельности.  
Раздел II. Социальная психология общностей и групп
  Лекция № 8 Психология больших социальных групп. Специфика проблемы группы в социальной психологии. Психологические характеристики группы как субъекта деятельности. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Понятие «большой» социальной группы и ее признаки. Методологическое значение проблемы психологии больших групп и методы их исследования. Теория «социальных представлений» (С.Московичи). Виды больших социальных групп.  
  Лекция № 9 Организованные группы Структура психологии больших организованных групп. И проблема менталитета. Особенности психологии социальных классов: устойчивые и динамические элементы классовой психологии. Проблема психологии новых социальных слоев в современном Российском обществе. Психологическая характеристика этнических групп; этнический стереотип; феномен этноцентризма, особенности межэтнического общения. Гендерные группы и современные проблемы гендерной психологии. Организации как специфический вид больших социальных групп; организационная культура.
  Лекция № 10 Стихийные группы и социальные движения. Общая характеристика и типы стихийных групп: толпа, масса, публика; их особенности. Специфика процессов общения в стихийных группах и способы воздействия на личность. Заражение как бессознательная подверженность индивида определенным психологическим состояниям. Феномены паники, внушения, контрсуггестии, подражания. Роль внушения в пропаганде и рекламе. Большие социальные группы и социальные движения; их формы и уровни. Общественное мнение и роль лидеров.
  Лекция № 11 Общие проблемы малой группы. Объективные условия усиления роли малых групп в жизни общества, история их исследования. Понятие «малой группы»; ее структура, композиция. Классификация малых групп. Нормы и нормативное поведение членов группы; связь норм и ценностей. Проблема санкций. Положение индивида в малой группе: статус и роль Основные направления исследования малых групп. Методологическая роль принципа деятельности в их изучении. Стратометрическая теория групповой активности («теория деятельностного опосредования групповых процессов» А.В. Петровского).  
  Лекция № 12 Динамические процессы в малой группе и ее развитие Групповая динамика и групповые процессы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе: схема К.Левина и дополнения к ней. Образование малой группы. Вступление индивида в группу – феномен группового давления; «конформность», «конформизм», «нонконформизм». Групповая сплоченность: традиции изучения в истории социальной психологии и методы исследования. Идея деятельностного опосредования групповой активности. Лидерство, руководство, групповые решения и их феномены. Развитие малой группы: формирование идеи, этапы изучения коллектива в истории отечественной науки. Коллектив как высший уровень развития группы. Соотношение понятий «группа», «коллектив», «команда».
  Лекция № 13 Психология межгрупповых отношений. Особенности межгрупповых отношений в больших и малых группах. История исследований проблемы в социальной психологии: интеракционистский подход М.Шерифа; когнитивистские концепции (А.Тэшфел, В.Дуаз); психология межгруппового восприятия (В.С.Агеев). Изучение межгруппового восприятия в условиях совместной деятельности групп. Значение параметров успеха и неудачи в совместной деятельности для межгруппового восприятия. Феномены «внутригруппового фаворитизма» и «внегрупповой враждебности». Условия возникновения и преодоления этих феноменов. Влияние характера межгрупповых отношений на внутригрупповые процессы.  
Раздел III. Социальная психология личности
  Лекция № 14 Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Специфика постановки вопроса в социальной психологии по сравнению с ее решением в общей психологии. Три основные проблемы: социализация, социальная установка, социальная идентичность. Сущность, стороны, механизмы, этапы и содержание процесса социализации в основных сферах жизнедеятельности человека: в деятельности, общении, самосознании. Институты социализации.
    Лекция № 15 Социальные установки Сущность социальной установки, ее структура, функции в регуляции социального поведения личности. Основные отечественные и зарубежные подходы к исследованию социальных установок. Иерархическая структура диспозиций личности и место социальных установок в этой иерархии. Связь диспозиций с содержательной стороной деятельности и проблема изменения социальных установок. Положение личности в группе – фокус проблемы личности в социальной психологии. Социальная идентичность личности: определение и основные подходы и теории. Социально-психологические качества личности. Взаимозависимость качеств, приобретенных личностью в группе, и «качеств» самих групп. Модификации форм «перцептивной защиты» в группе. «Эффект ожиданий» и роль «имплицитных теорий личности» в групповом взаимодействии. Значение особенностей «когнитивного стиля» партнеров и степени их «когнитивной сложности» для продуктивности внутригруппового общения (теория «личностных конструктов» Дж. Келли).
  Лекция № 16 Основные направления и особенности прикладных исследований и практической социальной психологии. Статус и особенности прикладного социально-психологического исследования; критерии его эффективности. Гражданская позиция психолога–практика и принцип «не навреди». Социально-психологические основы управление и развитие организации. Массовая коммуникация и социально-психологические аспекты рекламы. Социально-психологические проблемы семьи и школы. Социально-психологические аспекты права и политики.  

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Тема: «История развития социально-психологических идей»

Цель: Закрепление знаний студентов о зарождении и развитии социальной психологии.

Время: 2 часа + 8 часов СРС

Тип занятия – просеминар.

Задание на самоподготовку:

 

1. Повторить содержание лекции на одноименную тему.

2. Изучить предпосылки возникновения социальной психологии (Источник № 7, С.21 - 25).

3. Подготовить сообщения на следующие темы:

- Роль социологии в формировании исследовательского инструментария социальной психологии;

- Выделение социальной психологии в самостоятельную науку»

- Первые исторические формы социально-психологического знания;

- Психология народов в концепциях М. Лацаруса и В. Вундта;

- Психология масс Г. Тарда, С. Сигеле и Г. Лебона;

- Теория инстинктов социального поведения В. Макдугалла;

- Социальная психология Э. Росса;

- Развитие предпосылок социальной психологии в системе марксизма.

- Экспериментальный период развития социальной психологии.

 

Рекомендуемая литература:

Источники: из основного списка №№ 1, 7, 11, 12; из дополнительного списка: №№ 2, 20, 23, 34, 41.

Ход работы:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Фронтальный опрос студентов по теме;

3. Доклады и выступления по вышеназванным темам.

4. Обсуждение сообщений и рефлексия.

Семинарское занятие № 2

Тема: «Закономерности общения и межличностного взаимодействия»

Цель: Закрепление знаний студентов по психологии общения.

Время: 2 часа + 8 часов СРС.

Тип занятия - просеминар.

Задание на самоподготовку

1. Повторить содержание лекции на одноименную тему.

2. Законспектировать из источника: Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Хрестоматия. М.: Наука, 1997:

- Этапы процесса общения (отрывок из кн.: В.Сатир Совместная семейная терапия), с.16 -17;

- Условия полноценного слушания (там же), с.19;

- Двойные сигналы в общении (из гл. Модели общения), с.64 - 65;

- Модели общения, с. 39 - 42.

Ход работы:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Фронтальный опрос студентов по теме;

3. Круглый стол: тематическое обсуждение законспектированных материалов.

4. Продуцирование идей по выработке условий продуктивных сообщений.

5. Подведение итогов занятия.

 

Семинарское занятие № 3

Тема: «Психология малых групп»

Цель: Закрепление знаний студентов по психологии групп.

Время: 4 часа + 8 часов СРС.

Тип семинара: просеминар.

 

Задание на самоподготовку:

Подготовить выступления по следующим темам:

1. Общая характеристика групповых процессов.

2. Формирование и развитие малых групп.

3. Стадии и уровни группового развития. Двухфакторная модель развития группы.

4. Групповая сплоченность. Уровни сплоченности. Групповое давление.

5. Принятие группового решения.

6. Эффективность групповой деятельности. Продуктивность и удовлетворенность.

 

Рекомендуемая литература:

Источники: из основного списка №№ 1, 2, 5, 6, 7, 9, 12; из дополнительного списка: №№ 12, 27, 29.

Ход работы:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Фронтальный опрос студентов по теме;

3. Доклады и выступления по вышеназванным темам.

4. Обсуждение сообщений и рефлексия.

 

Семинарское занятие № 4

Тема: « Социально-психологический климат и сплоченность группы »

Цель: Закрепление и расширение знаний по психологии групп.

Время: 4 часа + 8 часов СРС

Тип занятия: просеминар.

Задание на самоподготовку:

Подготовить выступления по следующим темам:

1. Роль СПК в деятельности группы;

2. Структура социально-психологического климата;

3. Основные условия формирования благоприятной психологической атмосферы в малой группе.

4. Комплекс мер по профилактике негативных тенденций разрушения благоприятного климата в коллективе.

Рекомендуемая литература:

Источники: из основного списка №№ 2, 5, 6, 7, 9; из дополнительного списка: №№ 12, 27, 29, 40.

Ход работы:

 

- Вступительное слово преподавателя.

- Фронтальный опрос студентов по теме.

- Доклады и выступления по вышеназванным темам.

- Обсуждение сообщений и рефлексия.

 

Семинарское занятие № 5

Тема: «Групповая динамика».

Цель: Изучение феномена «групповая динамика».

Время: 4 часа + 8 часов СРС.

Тип занятия: просеминар.

 

Задание на самоподготовку:

Подготовить выступления по следующим темам:

1. Принципы и закономерности групповой динамики;

2. Условия позитивной групповой динамики в коллективе организации;

3. Роль лидера в групповой динамике;

4. Групповое давление: сущность и факторы;

5. Фасилитация и ингибиция.

 

Рекомендуемая литература:

Источники: из основного списка №№ 1, 2, 5, 6, 7, 9; из дополнительного списка: №№ 12, 27, 29.

Ход работы:

 

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Фронтальный опрос студентов по теме;

3. Доклады и выступления по вышеназванным темам.

4. Обсуждение сообщений и рефлексия.

 

Семинарское занятие № 6

Тема: «Социальные установки»

Цель: Закрепление и расширение знаний по социальной психологии личности.

Тип занятия: просеминар.

Время: 2 часа + 8 часов СРС.

Задание на самоподготовку:

Подготовить выступления по следующим темам:

- Проблема «установки» в концепции Узнадзе;

- Социальные установки (аттитюды). Их виды и закономерности формирования;

- Паттерны;

- Иерархия диспозиций личности.

 

Ход работы:

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Фронтальный опрос студентов по теме.

3. Доклады и выступления по вышеназванным темам.

4. Обсуждение сообщений и рефлексия.

 

Рекомендуемая литература - источники: из основного списка №№ 2, 7; из дополнительного списка: №№ 4, 14, 15, 21, 24.

Семинарское занятие № 7

Тема: «Самоактуализация личности»

Цель: Формирование знаний о самоактуализирующейся личности.

Время: 2 часа + 6 часов СРС.

Тип семинара: просеминар - «круглый стол».

Задание на самоподготовку:

1. Изучить понятийный аппарат и составить глоссарий к теме «Самоактуализация личности»;

2. Выполнить реферат на тему: «Самоактуализирующаяся личность» (объем 5- 8 стр.).

Ход работы:

1. Опрос знаний студентов по заданной теме.

2. Круглый стол на тему «Самоактуализирующаяся личность».

Рефлексия.

Рекомендуемая литература:

1. Вахромов Е.Е. Развитие самоактуализации в отечественной психологии. М.: Наука, 1997.

2. Маслоу А. Теория самоактуализации личности. М.: Наука, 2009.

3. Рубинштейн С.А. Направленность личности. М.: Педагогика, 1987.

4. Леонтьев Д.А. Самоактуализация. М.: Смысл, 2005.

5. Братченко С.Л. Личностный рост и его критерии. М.: Инфра-М., 2003.

Семинарское занятие № 8

Тема: «Техники конструктивного общения».

Цель: Формирование навыков конструктивного общения.

Тип занятия: ролевой диалог.

Время: 2 часа + 8 часов СРС.

Задание на самоподготовку

1. Повторить лекционный материал по темам №№ 5,6.

2. Законспектировать:

- Качества, значимые для общения (источник № 2), С. 26-28.

- Техника общения (источник № 2), С. 29 -33.

- Качественные особенности речевой деятельности (источник № 1), С. 32 – 36.

- Деформации общения (источник № 2), С.77 – 79.

- Механизмы психологических защит от манипуляции (источник № 2), С.195 -204.

3. Выполнить аннотации на источники №№ 1,3, 4.

4. Выполнить реферат на заданную тему (См. п. 3.3. Темы рефератов).

 

Рекомендуемая литература:

1. Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Речь, 2009.

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М. Наука,1997.

3. Ликсон Ч. Конфликт: Семь шагов к миру. М.: Инфра-М., 2007.

4. Роджерс П., Мак - Кей М., Мак – Кей Ю. Укрощение гнева. СПб.: Питер,2012.

5. Семиченко В.А. Психология речи. К.: МАУП, 2008.

6. Семиченко В.А. Психология общения. К.: МАУП, 2007.

 

Ход работы:

1. Оргаизационный момент.

2. Фронтальная беседа со студентами по вопросам:

- Каковы причины нарушения взаимопонимания между людьми?

- Что такое социальная перцепция?

- Дайте определение терминам: «фасилитация», «рефлексия», «эмпатия».

- Назовите основные правила конструктивного общения.

- Какие компоненты входят в структуру общения?

- В чем отличие реципиента от коммуникатора?

3. Проведение межличностных диалогов по заданным ролевым ситуациям (работа в парах в системе транзакций Э. Берна).

4. Составление свода правил конструктивного делового общения (работа в творческих группах).

5.Отчеты по выполнению домашнего задания.

 

Семинарское занятие № 9

Тема: «Техники развития социальная перцепции, эмпатии и рефлексии во внутригрупповом взаимодействии».

Цель: Развитие значимых коммуникативных качеств.

Тип занятия – ролевая игра.

Время: 2 часа + 6 часов СРС.

Дидактические материалы: инструкция участникам игры; ролевые карточки.

 

Задание на самоподготовку:

1. Повторить лекционный материал по темам №№ 5,6, 7

2. Законспектировать:

Уровни слушания (Источник № 2), С. 26- 35;

Компоненты умения слушать (Источник № 2), С.24 -25;

Стили общения (Источник № 4), С. 43 – 50.

3. Выполнить реферат на заданную тему (См. п. 3.3. Темы рефератов);

4. Ответить на вопросы (устно):

- Что такое общение?

- Каковы функции общения?

- В чем своеобразие деловой коммуникации?

- Каковы критерии взаимопонимания?

- Что такое социальная перцепция и, каково ее значение в межличностном взаимодействии?

- В чем отличие объекта общения от субъекта общения?

- Назовите основные средства общения.

 

Рекомендуемая литература:

1. Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. СПб.: Речь, 2009.

2. Ковалев В.Н., Грудцина М.В., Наличаева С.А. Методика проведения социально-психологического тренинга. Севастополь, СФ МГУ, 2011.

2. Ликсон Ч. Конфликт: Семь шагов к миру. М.: Инфра-М., 2007.

3. Парыгин Б.Д.Социальная психология. СПб.: Питер, 2013.

4. Семиченко В.А. Психология общения. К.: МАУП, 1997.

 

Ход работы:

1. Организационный момент.

2. Фронтальная беседа со студентами по вопросам, вынесенным на самоподготовку.

3. Творческие отчеты по рефератам.

4. Ролевая игра «Дордантиана» (автор А.В. Ковалева) на развитие социальной перцепции (работа творческими группами).

5. Подведение итогов.

Семинарское занятие № 10

Тема: «Анализ и разрешение социальных конфликтов»

Цель занятия: Закрепление знаний студентов о сущности и особенностях социального конфликта, формирование у них умений анализа конфликтных ситуаций.

Время: 4 часа + 8 часов СРС.

Тип занятия: брейнсторминг.

 

Дидактическое обеспечение занятия:

А. Плакаты:

- схема-модель комплексной картографии межличностного конфликта (методика В.Н.Ковалева);

- схема анализа педагогического конфликта (методика М.М. Рыбаковой);

- картография внутригруппового конфликта (методика Ш. Фейр и Х. Корнелиус).

Б. Раздаточные материалы:

- карточки задания с конфликтными ситуациями, возникающими в педагогическом процессе.

 

Задание на самоподготовку:

1. Повторить лекционный материал по темам: «Феноменология конфликта», «Педагогические конфликты», «Аспекты нарушения общения в конфликте», «Методы анализа конфликтов».

2. Законспектировать:

А) из кн.: Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. М.: Инфра, 2002.

- Объективные причины и стадии развития педагогического конфликта, С. 39 – 44;

- Пути и способы разрешения педагогических конфликтов, С.58 – 93,

- Содержание практической подготовки учителя к предупреждению и разрешению конфликтов в учебной группе С. 94- 123

Б) анатомию конфликта из кн.: Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. СПб.: Питер, 2009, С.29 – 41.

3.Устно ответить на проблемные вопросы раздела «Конфликты между детьми и учителями (С. 17 – 18) в кн.: Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб.: Речь, 2001.

 

Рекомендуемая литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Владос, 2012.

2. Валкер Дж. Тренинг разрешения конфликтов. СПб.: Питер, 2011.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2009.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Речь, 2009.

5. Способы разрешения конфликтов из кн.: Скотт Дж. Г. Сила ума. СПб.: Питер, 2009.

6. Темина С.Ю. Конфликты школы или «школа конфликтов»? Введение в конфликтологию образования. М.: Инфра –М., 2002.

7. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Наука, 1991.

 

Ход занятия:

1. Сообщение темы и цели занятия.

2. Деление группы на творческие звенья по 4-6 человек.

3. Инструктаж о правилах работы в группе:

- основной метод работы – брейнсторминг (мозговая атака);

- принимаются любые, самые невероятные предложения по решению проблемы;

- высказываться лаконично, по существу;

- не перебивать друг друга;

- не критиковать. Вместо критики задавать уточняющие вопросы;

- эмпатия и толерантность должны быть основными правилами межличностной коммуникации;

- предлагает решение капитан команды. Члены группы могут дополнять его версию только после завершения его доклада;

- время на решение каждой ситуации до 10 минут (на каждую группу за 8 часов занятий для решения выдается по 2 производственных внутригрупповых конфликта, 2 семейных, 2 педагогических, 1 внутриличностный, 2 ролевых межличностных конфликта).

4. Творческая сессия: каждая группа работает над предложенной ей ситуацией, используя схемы анализа ситуаций и технологические модели их разрешения.

5. Выступления капитанов команд по анализу и разрешению предложенных конфликтных ситуаций.

6. Обсуждение групповых решений и подведение итогов.

 

Семинарское занятие № 11

Тема: «Социометрическое исследование малых групп».

Цель: Овладение социометрической методикой исследования группы.

Время: 4 часа + 6 часов СРС.

Тип занятия: семинарско - практическое.

Дидактические материалы: плакаты: «Социоматрица», «Виды социограмм»; раздаточный материал (карточки задания с исходными данными социометрических исследований групп).

Задания на самоподготовку:

1. Повторить темы лекций

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...