Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные направления теоретических разработок




Современные направления теоретических разработок и тенденций отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано ориентацией на новейшие технологии, проблемой рисковых инвестиций, способами высокопродуктивного ведения хозяйства, прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие концепции.

1. Реинжиниринг – перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. В рамках этого направления рассматриваются новые импульсы повышения эффективности, связанные с сокращением размеров и оптимизацией хозяйствующих субъектов, потенциал матричных структур, возможности деятельности комплексных целевых команд и т. д.

Управленческий механизм настраивается на овладение рынком: анализ его емкости, организацию сбыта товаров, способы стимулирования продаж, обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг.

2. Концепция внутренних рынков корпораций. Она характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. Подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на поиске выгодных соотношений между крупными и малыми операциями.

3. Теория альянсов. Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на эффективное использование всех видов ресурсов, приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций.

Это не только горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации.

Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов.

4. Концепция «экологически осознанного руководства». Ее основой является рассмотрение предприятия как экологической субсистемы и части природного кругооборота. Важнейшими целями предприятия как экологической субсистемы следует считать:

– защиту ресурсов;

– ограничение выбросов;

– сокращение отходов;

– ограничение риска;

– производство безвредных продуктов. Экологическая ответственность является составной частью ответственности предприятия. Она требует целенаправленного учета и сокращения экологической нагрузки и риска во всех сферах деятельности и на всех стадиях жизненного цикла продукта.

В концепции экологические сферы деятельности предприятия систематизируются и по каждой из них выдвигаются актуальные природоохранные задачи.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация – сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей. Организация – активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Организация – образование группы или отдельных лиц, взаимодействующих между собой и работающих для достижения определенной цели.

Для организации характерны следующие признаки:

– комплексность, определяющая степень разделения труда в организации, уровень специализации, количество уровней иерархии;

– формализация – разработанные правила и процедуры, определяющие поведение работников; (что можно и нельзя делать);

– соотношение централизации и децентрализации – уровни, на которых принимаются решения. Соотношение централизации и децентрализации определяет тип и характер организационной структуры управления.

Каждая организация имеет миссию. Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация. Разработка миссии необходима для выявления основной задачи фирмы, разработки на ее основе целей и критериев принятия решений.

Для организации миссия является точкой отсчета для принятия плановых решений (определить, для чего существует компания); придает ясность цели, к которой движется организация (в чем отличие данной компании от уже работающих на рынке); помогает концентрировать усилия работников на достижение цели (согласованность интересов всех лиц организации); вызывает понимание и поддержку внешних участников организации, способствует созданию корпоративного духа организации.

В обобщенном виде миссия представляет собой определение предлагаемых продуктов (услуг), место и роль организации на рынке; цели организации; технологию, базовые взгляды и ценности, сильные стороны, конкурентоспособность, ответственность перед партнерами и потребителями, имидж и внешний вид. То, что компания собирается делать, куда двигаться, и чем она хочет стать, и является миссией фирмы.

В зависимости от критерия классификации выделяют следующие группы целей:

1) период установления: стратегические, тактические; оперативные;

2) содержание: экономические, организационные, научные; социальные, технические, политические;

3) структурные: маркетинговые, инновационные, кадровые; производственные, финансовые, административные;

4) среда: внутренние и внешние;

5) приоритетность: особо приоритетные, приоритетные, внешние;

6) измеримость количественные и качественные;

7) повторяемость: разовые и постоянно повторяющиеся;

8) иерархия: цели организации, подразделения;

9) стадии жизненного цикла: проектирование и создание объекта, рост объекта; зрелость объекта; завершение жизненного цикла объекта.

Миссия не изменяется на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Формирование новой миссии ведет к формированию нового предприятия. Осуществляя свою миссию, предприятие движется к достижению определенных целей (выживания, роста, доходности). Оно выпускает продукцию (оказывает услуги), обретает знания, используют новые технологии, что влечет за собой новый виток развития.

ТЕОРИЯ СИСТЕМ

Теория систем является основой теории организации. Выделяют следующие признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связи между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление. Система – это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности.

Любая система обладает следующими составляющими: входное воздействие, система обработки, конечные результаты и обратная связь.

Также можно выделить свойства систем:

1) потребность в управлении;

2) стремление сохранить свою структуру;

3) формирование сложной взаимосвязи от свойств входящих в нее элементов и подсистем.

Если система имеет слишком большое количество элементов, то ее делят на подсистемы. Подсистема – это набор элементов, представляющих автономную внутри системы область.

Основной классификацией систем является группировка их в трех подсистемах.

1. Техническая подсистема включает любые работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Процесс принятия решения заранее строго определен и носит формализованный характер.

2. Биологическая подсистема включает флору, фауну и замкнутые биологические подсистемы. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что является причиной ограниченности набора решений. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, но процесс принятия решений носит непредсказуемый характер.

3. Социальная подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема обладает наибольшим разнообразием функционирования. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую. Также можно выделить другую классификацию систем.

1. Искусственные и естественные системы. Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных целей. Естественные – природой или человеком для реализации целей мирового существования.

2. Открытые и закрытые системы. Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Закрытые характеризуются внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей.

3. Детерминированные и стохастические системы. Детерминированные системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенными результатами. Стохастические характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней или внутренней среды и выходными результатами.

4. Мягкие и жесткие системы. Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью и слабой устойчивостью к внешним воздействиям.

Жесткие системы основаны на высоком профессионализме небольшой группы руководителей. Они обладают большей устойчивостью к внешним действиям.

Каждая организация должна обладать всеми свойствами систем, с этим связан выбор подходов к анализу и синтезу различных организованных образований. Существует три вида подходов:1) системный подход требует учета всех ключевых элементов, влияющих на принятие решения; 2) комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов; 3) аспектный подход требует учета отдельных ключевых элементов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...