Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические методы коррекции депрессивного состояния




 

«Большинство депрессий заканчивались, и это не зависело от того, лечили их или нет. Проводившееся в основном фармакологическое лечение вело не к изменениям течения болезни, а лишь к смягчению или подавлению депрессивных симптомов» [12, стр. 627]. «И, честно говоря, мы имеем очень ограниченное представление о том, каким образом действуют наши лечебные методы, даже, несмотря на то, что находим их вполне эффективными» [24, стр.9]. Негативные эмоции таблетками снимаются не сразу, а спустя несколько недель. Несмотря на минусы, обращение к медикаментозному лечению очень популярно. Но «каждый раз, назначая антидепрессанты, они (психиатры) подавляют в человеке его способность к преодолению трудностей, которую, по идее, призваны в нём развить» [43, стр.35].

Оставлять без помощи человека тоже нельзя – велик риск суицида, соматических заболеваний. Кроме того, страдает не только больной, но и его близкие.

Получается, что помочь человеку, попавшему в депрессию, практически может только психолог, если человек сможет к нему самостоятельно обратиться.

Душевный откровенный разговор (разговорная терапия) с любым человеком уже является помощью. А психолог сможет оказать эмоциональную поддержку, вытянет на откровенный разговор, осуществит безусловное принятие. Основная сложность – выйти на первый диалог. Первый шаг должен сделать больной, а он на это не способен.

 

Экзистенциально-терапевтический (гуманистический) подход предполагает партнерские отношения с пациентом. Эмоциональная поддержка и безусловное принятие клиента со стороны психолога, а также принятие пациентом ответственности за собственное участие очень полезны в процессе лечения депрессии. Поддержка психологом очень важна, потому что другой поддержки у депрессивного больного часто нет. Считается, что при наличии внимания, эмпатии … человек будет развиваться успешно, как зерно на подходящей почве. Особое внимание уделяется самоактуализации, творчеству, свободе.

Экзистенциальную психотерапию часто применяют для работы и с пациентами, депрессивное состояние и агрессивные тенденции которых вызваны тяжелым хроническим соматическим или психическим заболеванием, «смертельным диагнозом». В процессе терапии взгляд пациента на заболевание меняется, он начинает воспринимать страдание как необходимую часть жизни, ведущую к спасению. При этом используется религиозность людей, склонных к подобной интерпретации. Правда, религиозные больные в период депрессии не находят облегчения своего состояния в вере.

Ирвин Ялом говорит о возможности достижения некоторых положительных изменений за один сеанс групповой терапии [42, стр.158], что важно для депрессивных пациентов.

 

Позитивная психология на основе изучения «стратегий, которые используют психически здоровые люди» [30, стр.15], пытается за счёт изменения поведения сделать людей счастливее, в том числе избавить от депрессии. Основы терапии: добросердечность, умеренная эмпатия, базовое доверие и искренность, конструктивные отношения с пациентом.

Считается, что эти основы позволяют адаптировать терапевтические техники к индивидуальным потребностям пациента. Сначала при помощи тестов оцениваются проявления депрессии у пациента и его благополучие. Затем пытаются связать проявления депрессии с низким уровнем благополучия: недостатком положительных эмоций, вовлеченности и смысла в жизни.

Это попытка научить человека, не меняя общество, изменить отношение к нему и жить счастливо.

Процедура лечения достаточно длительная.

 

Стратегия когнитивной терапии заключается в эмпирическом исследовании «машинальных» мыслей, выводов и предположений пациента. Роберт Солсо пишет, что «мы, люди, живём одновременно в двух мирах. Первый мир — физический мир объектов... Второй мир наполнен воспоминаниями, понятиями, мыслями, образами...» [27, стр.55]. Эти миры подчиняются разным законам, их несоответствие вызывает психические проблемы. Но «мы можем изменять свои мысли быстро и без значительных структурных (архитектурных) изменений в мозге» [27, стр.57]. Важно, что «пациент постепенно перенимает от терапевта многие терапевтические техники. В какой-то момент он вдруг обнаруживает, что начинает играть роль терапевта по отношению к самому себе, подвергая сомнению собственные умозаключения или прогнозы» [3, стр. 13]

Когнитивная депрессионная триада складывается из негативного отношения к себе, негативной интерпретации настоящего и негативных ожиданий. Поэтому содержание когнитивной терапии определяется проблемами «здесь и сейчас», не придается большого значения детским воспоминаниям, если только они не помогают прояснить текущие наблюдения. Не интерпретируется бессознательное. Главное — исследовать, что думает и чувствует пациент во время сессии и в перерывах между ними.

При мягких формах депрессии пациент способен более или менее объективно оценить свои негативные мысли. С усугублением депрессии негативные идеи набирают силу, несмотря на отсутствие объективных подтверждений. Возникают систематические ошибки в мышлении, пациент все менее склонен признавать ошибочность своих интерпретаций. В самых тяжелых случаях пациент всецело захвачен повторяющимися негативными мыслями; ему чрезвычайно трудно сосредоточиться на внешних стимулах (например, чтении или вопросах собеседника), и он неспособен к произвольной умственной активности (вычислениям, решению задач, воспоминаниям). В этом случае можно заключить, что идиосинкразическая когнитивная структура приобрела автономный характер.

Когнитивный терапевт, активно взаимодействуя и сотрудничая с пациентом, исследует его психологические переживания, стимулирует к принятию более рациональных когниций путем моделирования адекватных мыслей, намечает план действий для пациента и дает ему домашние задания. «Бек рассматривает депрессивные высказывания пациента как научные гипотезы и предлагает пациенту проверить их правильность» [8, стр.133].

Бэк предлагал длительный курс когнитивной терапии из 15 -25 сессий с недельными интервалами, но психологи часто применяют краткосрочную терапию.

 

«Целью рационально-эмоциональной терапии является изменение эмоций, воздействуя на содержание мыслей» [22, стр.64]. В соответствии с её теорией «люди наиболее счастливы тогда, когда ставят перед собой важные жизненные цели и задачи и активно стараются их осуществить» [22, стр.61]. Эта терапия не рекомендована для работы с депрессией, но я думаю, что использование её элементов возможно.

 

Психодинамическая терапия (психоанализ) связывает депрессию с потерями и травмами. «Жизнь человека – череда сепараций и травматических моментов. … вопрос не в том, почему наши пациенты иногда переживают депрессию, а в том, как нам всем удаётся её избегать!» [27, стр.145].

Согласно психодинамическому подходу, происходящие в психике человека и видимые процессы определяются не внешними обстоятельствами, разумом или волей, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики. Эти бессознательные конфликты и являются основой депрессии. Например, желание быть независимым и одновременное желание получать в большом объеме поддержку, помощь и заботу от других людей.

В процессе длительной терапии терапевт вникает в неповторимую историю развития и жизни конкретного пациента, идентифицирует потери и ««доминантного другого», существующего в жизни или только в представлениях пациента» [27, стр.152], приводит пациента к мысли о том, что депрессия имеет межличностный контекст. Затем пытается «помочь пациенту попытаться найти и рассмотреть новые способы существования (без «доминантного объекта», что чаще всего вначале принимается как невозможное)» [27, стр.153].

Практически в течение всего процесса терапии терапевт направляет гнев пациента на себя. «Самый большой вред причиняет себе тот терапевт, который не прибегает к систематической поддержке коллег в форме супервизий» [27, стр.168].

А для выздоровевшего пациента «принятие утраты, как чего-то оставшегося в прошлом, может ещё долго оставаться болезненным, и, кроме того, оно может осложняться новым чувством вины, но теперь уже не перед утраченным, а перед оставляемым объектом («Теперь я бросаю, как когда-то бросили меня. Я такая же дрянь!»)» [27, стр.165].

Психодинамическая терапия может длиться годами.

 

Психосинтез складывает разложенные с помощью психоанализа части лично­сти в более совершенную комбинацию, правда, сложить «новую» личность можно лишь в пределах резервов ее личностного роста.

Психосинтез начинается с глубинного постижения личности. Ассаджиоли рекомендует не проявлять самодеятельности и работать традиционными фрейдовскими методами. При этом выявляются основные элементы личности и субличности. Затем пациент разотождествляет себя от тех элементов личности, кото­рые ошибочно воспринимал как свою сущность и кото­рые, по мнению терапевта, является причиной невроза или усу­губляет его. Если обнаруживается, что субличность, «нежелательная» с точки зрения морали и психического здоровья индивида, начина­ет властвовать над всей личностью, начинается работа по дезидентификации (отстранению от мешающей субличности).

Ответственный шаг - выбор идеального, желаемого «Я». Надо подобрать образ, дос­тижение которого потребует доступных для данного человека усилий. Нереальная, завышенная по отноше­нию к потенциальным возможностям оценка сделает психосинтез вредным, так как еще более усугубит фрустрацию и безнадежность.Необходимо, чтобы выбранный образ соответствовал и типу личности клиента.

В результате анализа, разотождествления и выбора желаемого «Я» высвобождается энергия бессознательного и энергия врождённого стремления личности к самосовершенствованию. Её можно направить на развитие недостающих или недоразвитых необходимых элементов личности.

Затем в соответ­ствии с выбранной идеальной моделью производится окончательное распределение и закре­пление иерархической зависимости различных имевшихся в наличии, скорректиро­ванных и вновь сформированных элементов личности.

Это очень длительная и сложная терапия. Необходима высочайшая квалификация психолога.

 

Групповая терапия позволяет людям с депрессией встретиться вместе, что очень важно для них. Группа становится моделью мира. Кроме того, этот способ терапии удобен и экономически выгоден.

Подход к терапии может быть разным, основанным на разных направлениях психотерапии. Разговор в группе может касаться каждого косвенно, что значительно снижает сопротивление. Продвижение идёт без резких скачков, внимание постоянно переключается, клиенты меньше устают. Поэтому возможно расширение сеансов по времени.

 

Системная семейная терапия — это психотерапевтическое направление, основой которой является общая теория систем. Этим она кардинально отличается от других психотерапевтических подходов.

Семья — это открытая, самоорганизующаяся система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Члены семьи зачастую поступают под влиянием законов функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов, ибо семья первична по отношению к каждому её члену.

Психотерапевты разных школ давно заметили, что возвращение в семью после курса терапии может погубить самые обнадёживающие изменения в пациентах или привести к резкому ухудшению супружеских взаимоотношений. Поэтому, если член семьи проявляет психические или поведенческие расстройства, то он рассматривается как носитель симптома всей семьи. Эффективность данного подхода обеспечивается системным подходом.

Системная психотерапия пока не располагает ни широко признанной теорией о психике, ни широко признанной патологической концепцией, ни определенной теорией о расстройствах. Поэтому методы системной терапии, несмотря на их эффективность, чаще всего имеют эвристический характер. Кроме того, взгляды ведущих организаций системной терапии, и учебных заведений по данному вопросу не всегда совпадают.

 

В последние годы развивается интегративная психология на основе идеи «признания общего истока и глубинного единства всех представлений о психическом, включая не только психологические школы, но и мировые религии, различные духовные традиции, философские и психотерапевтические, эзотерические и профанические» [13, стр.19]. Психологи других школ не отрицают возможности использования методов друг друга, но рост психических заболеваний требует рассмотрения проблемы с разных сторон, в том числе с казавшихся ранее не вполне адекватными.

Владимир Козлов считает, что «кризис представляет собой сакральный процесс, скрытый в человеческой психике и таящий в себе эволюционный потенциал» [13, стр.304]. Получается, что кризис — это необходимый процесс для развития личности, «это зов перехода в новое качество, это некая прерывистость в линейной области эволюции личности как сложной системы» [13, стр.305].

«Психологическое консультирование клиентов, находящихся в состоянии психодуховного кризиса, должно строиться на принципах экзистенционально-гуманистического и трансперсонального подходов; необходимо предоставить клиенту достаточно информации о том, что происходящее с ним является следствием индивидуальной духовной эволюции» [13, стр.307].

Козлов считает, что при депрессии «могут помочь только профессионалы высокого класса, которые сами прошли через горнило психодуховного кризиса» [13, стр.309], то есть методики массово использовать невозможно.

 

После рассмотрения методов лечения депрессии разными школами психотерапии создаётся нерадостная картина.

Например, Михаил Решетников, известный психоаналитик, провёл терапию 13 случаев депрессии, из которых в 9 можно признать значительное улучшение состояния (не излечение) [25, стр.150]. Предполагаю, что у неизвестных психологов пациентов гораздо меньше.

Кроме того, противопоказанием к психотерапии депрессий обычно является отсутствие мотивации к выздоровлению и получению психологической помощи, а это один из симптомов депрессии.

Учитывая, что количество депрессивных больных исчисляется миллионами, остаётся только сожалеть об их судьбе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...