Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Безопасность как социальное явление и категория общей теории национальной безопасности




 

Роль и место безопасности в жизнедеятельности человека и общества. Безопасность в системе «природа - человек - общество»

Проблема обеспечения национальной безопасности является сегодня центральной из стратегически значимых для развития страны. В ней фокусируется вся сложность процесса преобразований в России, являясь и условием, и целью реформирования государства. Условием потому, что глубокие преобразования требуют сосредоточения всех сил и средств на решении созидательных задач. Их отвлечение на нейтрализацию или парирование угроз существенно затрудняет, а порой делает невозможным успешное продвижение по избранному пути.

Обеспечение национальной безопасности в определенной степени является целью реформирования, содержание которого должно быть подчинено укреплению суверенитета, территориальной целостности страны, созданию внутренних и внешних условий, гарантирующих стабильность и устойчивое поступательное развитие личности, общества и государства.

Актуализация в конце XX в. проблемы безопасности, помимо прочего, выявила отсталость отечественной теоретической мысли в этой области. Крайне невелики масштабы подготовки специалистов системного характера в этой сфере.

Без ясного осознания того, что представляет собой социальная природа понятия «безопасность», каковы ее источники, движущие силы, цели невозможна дальнейшая деятельность по обеспечению безопасности. Не случайно с древнейших времен лучшие умы человечества бьются над решением задач об устойчивом, стабильном обществе, о природе угроз безопасности, путях их преодоления.

Стремление к безопасности явилось одной из побудительных причин объединения древних людей в общество. Интенсивность и масштабы этой потребности постоянно росли: безопасность с зарождения цивилизации выступала главнейшей целью деятельности отдельных индивидуумов, а в последующем - всего общества и государства. Так, еще в XIX в. русские специалисты отмечали: «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»[1].

Это же утверждал и Сократ еще за 400 лет до нашей эры, говоря о необходимости защиты государства как об одной из побудительных причин его создания.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.

В Толковом словаре В.Даля «безопасность - отсутствие опасности; сохранность, надежность». В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось так же, но в несколько урезанном виде: как отсутствие опасности, сохранность.

Однако столь упрощенного, чисто лингвистическое толкование понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием безопасности подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» - не абсолютна, а относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно, в отрыве от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которой является обеспечение своего существования и развития.

В этой связи особую значимость приобретает познание таких развивающихся объектов, как человек, общество и государство, сущность и теснейшая взаимозависимость двух важнейших функций общественного бытия - существования (и развития) и самосохранения (и безопасности) людей. Фактически развитие и безопасность - две стороны процесса жизни общества.

Неразрывность функции развития и безопасности объясняется, прежде всего, единством всех процессов человеческой деятельности, деление которых на отдельные сферы, отрасли, направления носит условный характер, облегчающий познание реальности, но не имеющий к ней отношения.

Еще в Древнем Риме четко выделялись эти две коренные функции человека и общества. Цицерон, к примеру, на первое место, видимо, с учетом конкретных условий общественной жизни того времени, выдвигал функцию безопасности. Он говорил: «Прежде всего, каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь... избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни»[2].

Первичным является развитие, безопасность - вторична и призвана обеспечить развитие, защитить его от различного вида угроз.

Развитие это необратимое, направленное, закономерное изменение конкретных материальных объектов, ведущее к возникновению их качественно новых состояний или принципиально новых объектов, как целостных своеобразных систем. Только одновременно наличие всех трех этих свойств отличает процессы развития от других изменений. Это связано с тем, что обратимость изменений характеризует процессы циклического воспроизведения постоянной системы функций, что не имеет отношения к развитию; отсутствие направленности - процесс лишает процесс изменений их накопления и единой внутренне взаимосвязанной траектории, характерной для развития; отсутствие закономерности, характерное для случайных процессов катастрофического типа, вообще не позволяет говорить о развитии[3].

Понимание развития того или иного объекта как такое его изменение, в результате которого более полно выявляются все присущие данному объекту стороны, характеристики черты, связи, отношения или как говорил Гегель «...движение вперед от несовершенного к более совершенному»[4] служит важнейшей методологической основой для наук об обществе и управлении общественными процессами.

Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания. Анализ механизмов развития общества требует глубокого изучения его внутреннего строения, его организации и функционирования.

Законы диалектики как общей теории развития действуют и в обществе, но в специфических формах, еще недостаточно изученных. Социальная форма развития представляет собой высший, наиболее сложный способ развития объективной реальности, отличающийся целенаправленностью, единством объективного (материального) и субъективного (идеального) развития. Социальная форма развития в наиболее отчетливой форме показывает, что развитие есть интегративный процесс роста сложности и богатства содержания как на уровне общественной жизни в целом, так и на уровне развития отдельной личности. Конкретно интегративный характер социального развития проявляется в накоплении материального и духовного богатства общества, усложнении, возникновении новых элементов, функций, связей, отношений в общественной системе.

Развитие предполагает увеличение возможностей и ресурсов человека, общества и государства в различных сферах бытия. Оно обеспечивается правовыми, политическими, экономическими и другими средствами, не нарушающими выработанных человечеством механизмов функционирования и воспроизведения жизни.

Вторичность безопасности ничуть не умаляет ее роли и значения в объективной действительности.

В конце XIX в. российские специалисты подчеркивали: «Безопасность личная и имущественная является главнейшим залогом человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они делаются»[5].

Иными словами, без обеспечения безопасности всякая человеческая деятельность оказывается бесцельной. Поэтому изучение проблем национальной безопасности по сравнению с другими направлениями познания в большей степени соответствует и способствует пониманию общества как единого, неразрывного целостного организма. Именно это обстоятельство, с одной стороны, объясняет огромную сложность познания проблем обеспечения безопасности и слабую разработанность многих ее теоретических и практических аспектов, а с другой стороны порождает столь высокий интерес к проблемам безопасности со стороны чуть ли не всех отраслей науки, в первую очередь общественных.

В наших же теории и практике проблема развития человека и общества, к сожалению, рассматривается в отрыве от проблем безопасности. В результате до сих пор развитие и безопасность существуют в виде независимых, параллельных, непересекающихся направлений человеческой деятельности.

Другой важной особенностью в понимании отношений между развитием и безопасностью является неумышленное, а чаще продуманное и целенаправленное смешение или подмена этих понятий. Объективная основа для этого есть: многие задачи, стоящие перед нашей страной в области общественного развития и в области обеспечения безопасности, зачастую близки и похожи.

Высокая значимость функции обеспечения безопасности объясняется тем, что она активно влияет на формирование направлений и возможные уровни развития в той или иной сфере жизнедеятельности. К тому же в современных условиях уровень безопасности в значительной мере определяется уровнем развития. Безопасность обеспечивается всей совокупной мощью государства. Но эта зависимость далеко не линейная и детерминированная. Естественно, чем более развита страна в различных направлениях, тем больше у нее возможностей обеспечения своей безопасности. Но реализация этих возможностей на практике может быть далеко не адекватной, и высокий уровень развития еще не гарантирует столь же высокого уровня безопасности.

Более того, по своей сути и содержанию задачи развития и обеспечения безопасности всегда имеют противоположную направленность. Развитие органически требует постоянного расширения, обновления, инноваций в тех или иных сферах деятельности общества. Безопасность же требует стабильности существующего положения, ограничения всякого рода новаций, особенно рискованных.

Конечно, реальная взаимосвязь между развитием и безопасностью носит более сложный диалектический характер, поскольку эти две важнейшие функции жизнедеятельности общества тесно связаны между собой и раздельно осуществляться в принципе не могут, являясь как бы двумя сторонами одной медали.

Представляется также, что повышенное внимание к проблеме безопасности в настоящее время, небывалый ажиотаж в этой области отражает острейшую необходимость реального познания хотя бы таким путем - через безопасность - нашего общества как единого целого, как сложной системы.

Несмотря на то, что в стране имеется масса научно-исследовательских институтов, все они занимаются изучением только отдельных тех или иных областей жизнедеятельности нашего общества, комплексным же изучением страны не занимается ни один научный центр. В то же время в США насчитывается более 150 научных центров, специализирующихся на комплексном изучении нашей страны. В результате они лучше нас разбираются в тех процессах, которые происходят в российском обществе.

Основной причиной такого положения следует признать, что в нашей стране, к сожалению, и до 1917 года, и в советский период фактически не существовало науки об обществе и тем более о человеке, о законах их развития и безопасности.

В соответствии с принципами исторического материализма общественное бытие определялось как совокупность материальных общественных процессов, существующих независимо от воли и сознания индивида или общества в целом. Люди были отделены от общественных процессов, независящих от них, несмотря на все попытки признать активную роль деятельности людей, которые являются не только продуктами обстоятельств, но и могут активно изменять эти обстоятельства. А ведь именно отсутствие подлинно научного анализа действий государства в тесной взаимосвязи с содержанием социальных процессов и состоянием общества как сложной развивающейся социальной системы в конечном итоге привело к утере Советским государством социально организующих и управленческих свойств. В результате нарушилось взаимодействие между основными звеньями государственных органов и между обществом и государством.

Не допустить подобного в масштабе России - наша общая задача.

Понятие «безопасность» как сложное многогранное социальное явление имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество». При этом наибольшую значимость представляет содержательная сторона разнообразных взаимодействий между элементами данной системы.

Они отражают процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого.

Взаимодействие обусловливает развитие всех объектов окружающей действительности. Именно взаимодействие противоположностей является источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития.

Наиболее сложные формы взаимодействия характеризуют жизнь общества. Более того, как говорил К. Маркс, общество - это «продукт взаимодействия людей»[6].

Категория «взаимодействие» является важной в процессе познания природных и общественных явлений, базой системного подхода к познанию мира и общественной практики во всех сферах жизнедеятельности, в том числе сфере безопасности. Поэтому применительно к практическим потребностям наиболее общим следует признать понятие «безопасность жизнедеятельности». Не случайно в нашей стране в программы среднего и высшего образования введена специальная учебная дисциплина 330110 именно под этим названием.

Безопасность жизнедеятельности - это защищенность материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. Как следует из определения, объектами безопасности жизнедеятельности являются природа, человек и общество. Исходя из данной структуры объектов, безопасность жизнедеятельности можно классифицировать следующим образом.

Безопасность существования человека или личная и имущественная безопасность есть защищенность человека от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму и имуществу.

Этот вид безопасности обеспечивается соблюдением человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в производственной деятельности, повседневной жизни, быту. Сюда относятся противопожарная безопасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т.д.

Безопасность окружающей среды - это защищенность человека и окружающей среды от негативных воздействий природного и техногенного характера. Она обеспечивается изучением и познанием природных явлений и профилактическими мерами на случай стихийных бедствий различного характера.

Названные виды безопасности жизнедеятельности относятся к человеку как биологическому существу и отражают необходимость защиты заложенных природой его физиологических потребностей, в первую очередь потребности в самосохранении.

Именно эти виды безопасности жизнедеятельности с самого зарождения человека и цивилизации и до сих пор находились и находятся в центре внимания людей, а многими даже полностью отождествляются с общей категорией «безопасность». Обеспечение этих видов безопасности жизнедеятельности является областью теоретической и практической деятельности ряда наук и специальных институтов общества и государства. Так, к примеру, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий призвано обеспечить безопасность населения и территорий, т. е. именно указанные виды безопасности жизнедеятельности.

Однако биологическая сущность человека имеет социально обусловленный характер, в связи с чем безопасность человека как социального существа и человеческого общества имеет особую значимость. Следует подчеркнуть, что по мере развития человечества, государственного устройства подход к безопасности непрерывно смещался от понимания ее как физического явления к категории социальной, общественной.

Поэтому в настоящее время в структуре безопасности жизнедеятельности основная определяющая, системообразующая роль принадлежит национальной безопасности или безопасности нации.

Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

При этом под защищенностью понимается способность сохранения объектом или системой (природа, человек, общество, государство и др.) своей качественной определенности и возможности выполнения своих функций в условиях воздействия негативных факторов.

Все три вида безопасности жизнедеятельности находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, так как безопасность едина и неделима (см. схему 1). Данное положение объясняется тем, что в центре всех видов безопасности находится человек. Именно он прежде всего страдает от любых видов угроз. Но в то же время эти угрозы порождены главным образом самим человеком. Поэтому человек является самым беззащитным и самым опасным и для себя, и для окружающей среды существом на Земле.

 


Схема 1. Структура безопасности жизнедеятельности

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные функции, выполняемые людьми в процессе своей жизнедеятельности?

2. Каковы взаимоотношения между категориями «развитие» и «безопасность»?

3. Что такое безопасность жизнедеятельности?

 

Литература

1. Закон Российской Федерации «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 15. Ст. 669.

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1996.

3. Прохожее А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., 2002.

 

© Прохожев А.А.


Глава 2. Сущность, содержание, понятийный аппарат общей теории национальной безопасности

Сущность и содержание национальной безопасности. Система национальной безопасности. Объекты, субъекты и принципы обеспечения национальной безопасности

Термин «национальная безопасность» появился в теоретической и практической политологии после Второй мировой войны, когда в 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности». Но для нашей страны он практически новый.

В Российской империи понятие, «безопасность» стало употребляться только с 80-х годов XIX в. и имело весьма специфическую направленность. В основном упор делался на «охранение общественной опасности», как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с термином «общественная безопасность».

Традиции самодержавного правления по обеспечению институтов государства сохранились и в послеоктябрьский период российской истории. В СССР «безопасность» фактически отождествлялась с государственной безопасностью. Законодательное закрепление в июле 1934 г. понятия «государственная безопасность» можно считать одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества. В сферу государственной безопасности были включены также ситуации, возникающие в духовной жизни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь конституционного принципа свободы совести и т.д. В целях безопасности широко использовались репрессивные и иные принудительные меры, включая жесткое подавление инакомыслия, преследование любой критики и проявления недовольства политическим режимом и другими условиями жизни общества.

Смена общественного и государственного строя привела к эволюции как в теоретико-правовых понятиях, так и в отношениях к самой проблеме обеспечения безопасности. В 90-х гг. прошлого века появились многочисленные публикации, посвященные социально-политической сущности безопасности личности, общества и государства. При этом подчеркивалось, что понятие «безопасность» как сложнейшее социальное явление объективно имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество».

Первым правовым актом, заложившим основу теоретической и практической деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является утвержденный Указом Президента России от 5 марта 1992 г. Закон «О безопасности». Хотя термин «национальная безопасность» в нем не употребляется, но основные категории этого понятия присутствуют. Закон 1992 г. вывел понятие безопасности за рамки государственно-властных структур и закрепил принципиально новый для нашей страны концептуальный подход к проблеме безопасности, что проявилось в прекращении полного игнорирования интересов личности и общества, по крайней мере, на нормативном уровне. Иными словами, гражданское содержание понятия безопасности расширилось за счет таких новых для России категорий, как «безопасность личности» и «безопасность общества».

Положения Закона Российской Федерации «О безопасности» являются методологически-правовой основой теоретической и практической деятельности в сфере национальной безопасности. Идеи, заложенные в нем, делают его одним из самых прогрессивных в мире, поскольку предусматривают необходимость системного подхода к рассмотрению всех проблем национальной безопасности. Эта системность заключается не только в триаде «личность, общество, государство», но и в сочетании внешней и внутренней безопасности, а также ряде отдельных видов безопасности.

Триада «личность, общество, государство» - не какое-то заимствование из арсенала современных западных идеологов. Она имеет объективный характер и широко использовалась в теоретических работах русских специалистов еще в XIX в. Так, исходя из особенностей угроз, отмечалось: «Опасности, предупреждением которых и создается безопасность в стране, представляют три категории: некоторые из них могут грозить как обществу и государству, другие - непосредственно правительству, третьи - главным образом отдельному гражданину. Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству»[7].

Однако текст Закона 1992 г. имеет ряд изъянов. Так, в данном определении законодатель не указал общий объект безопасности - нацию, ограничившись констатацией только основных, как сказано в тексте, объектов безопасности - личности, общества и государства, в связи с чем в законе нет самого термина «национальная безопасность». Не отмечено в определении сфер действия этой категории и целевой ее функции. Кроме того, отсутствие в данном определении качественных характеристик состояния защищенности как бы подразумевает однозначное состояние абсолютной защищенности, чего объективно быть не может. Безопасность всегда относительна и имеет динамический характер. В каждый конкретный отрезок времени состояние защищенности может иметь различный уровень, определяемый остротой внутренних и внешних угроз и характером реагирования на них управляющей системы.

Из-за подобной нечеткости формулировок Закона в нашей научной и служебной литературе оказался весьма запутанным вопрос о содержании понятия «национальная безопасность», количество определений которого стремится к бесконечности: сколько авторов, столько и определений. В подобных ситуациях необходимо опираться на терминологию, закрепленную в законодательно-правовых документах, чтобы действовать в едином правовом пространстве.

Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г.

Свое дальнейшее развитие понятие «национальная безопасность» получило в «Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» от 13 июня 1996 г. В нем, в частности, отмечается: «...Безопасность личности, безопасность семьи, национальная безопасность, состыкованные с региональной и всеобщей коллективной безопасностью, - вот путь развития России в XXI веке. При этом национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства[8].

В настоящее время под национальной безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны.

Поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества и государства есть национальные интересы, то оба указанных определения понятия «национальная безопасность» являются фактически идентичными.

Так постепенно в нашей стране сформировалось понимание безопасности как одного из важнейших социальных явлений.

Основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом РФ в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г.

Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец.

Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной.

Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие - более общее, родовое, а второе - частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.

Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.

Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический принцип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства. Гражданское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает полиэтничность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может. Американский политолог К.Дейч кратко и однозначно определяет нацию как народ, обладающий государством[9].

Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.

В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте. Личность - это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт, а Индивид - это отдельный человек с его специфическими особенностями.

Какого-либо единого общепризнанного определения понятия «общество» наша отечественная наука также не выработала. Поэтому в данном случае применительно к проблеме безопасности под Обществом мы понимаем совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О безопасности» 1992 г.:

Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Национальная безопасность - чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы (схема 2). В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз.

 
 

 


При этом следует различать систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, вторая - организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

В центре системы национальной безопасности, как и ее отдельных видов, стоят жизненно важные интересы личности, общества и государства. Нередко можно слышать критические замечания, что при таком подходе к безопасности мы вынуждены защищать нечто непонятное, неконкретное, абстрактное, камуфлированное категорией интересов. В качестве объекта защиты предлагается ставить не интересы, а непосредственно человека, территорию, общество, государство и т.д. Подобные взгляды нашли отражение даже в некоторых законах по отдельным видам безопасности. Но это неверно. Нет ничего более конкретного и важного, чем интересы.

Центральная роль и их особое значение определяются тем, что именно они являются основной движущей силой развития общества и реальной причиной социальной активности людей и в этом смысле выступают важнейшими факторами любых преобразований в обществе, государстве и мире в целом.

Как учил Гегель, «отсутствие интереса есть духовная или физическая смерть»[10]. Перефразируя это выражение от обратного, наличие интереса означает жизнь, поэтому при указанном подходе к безопасности, защищая интересы, мы защищаем жизнь, жизнь человека, общества, государства, нации. Что может быть благороднее, важнее и конкретнее?

Проблема заключается в другом, а именно в слабости, уязвимости, неразвитости этой категории российской общественной жизни. Дело в том, что в нашей стране испокон веков не признавались никакие другие интересы, кроме государственных, особенно это характерно для советской эпохи. И даже теперь, когда мы декларативно на первое место поставили интересы личности, перечисленные в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, национальные интересы по содержанию фактически отражают только интересы государства, но, может быть, за исключением социальной сферы, где хотя бы речь идет об обеспечении высокого уровня жизни народа. И это не вина авторов Концепции, это беда всего нашего общества. Мы не знаем своих интересов, не знаем, чего хотят люди, каковы потребности, интересы отдельных индивидов, слоев и групп общества по профессии, национальности, вероисповеданию, территориальному размещению населения по стране и т. д. Более того, в России никто не занимается целенаправленным формированием интересов у людей, кроме рекламной деятельности СМИ, тогда как за рубежом такая работа с человеком начинается чуть ли не с момента его рождения. Только у Совета Безопасности Российской Федерации записано в функциональных обязанностях: «Определение жизненно важных интересов личности, общества и государства». Но разве это его обязанность?

Сложившаяся ситуация дает повод американцам называть россиян народом без потребностей. Справедливости ради следует признать, что действительно непритязательность к условиям жизни и работы отражает как раз низкий уровень развития интересов.

Мы упорно не хотим признать, что именно традиционное игнорирование роли и первостепенной значимости личных интересов как основной движущей силы социального развития и привело к тому, что Россия уже не одно столетие, независимо от типа общественно-политической формации, топчется, можно сказать, на одном и том же месте в своем историческом развитии.

Еще Наполеон говорил: «Есть два рычага, которыми можно двигать людей, - страх и личный интерес»[11]. К сожалению, начиная с Ивана Грозного и до сих пор, задачи развития и безопасности страны решаются традиционным методом опоры на страх. Чтобы изменить эту печальную тенденцию, надо осознать важность интересов и целенаправленно формировать их в обществе, как это делается в других развитых странах.

Интересы существуют не сами по себе, их перечень, список, простая констатация, как это изложено в Концепции, не могут сыграть организующей роли в деятельности в первую очередь органов государственной службы. Интересы только тогда становятся движущей силой развития, когда они находят отражение в политике государства в соответствующих конкретных сферах жизнедеятельности: экономические интересы - в экономической политике, социальные - в социальной политике и т. д. Политика определяет цели деятельности по реализации этих интересов, а вытекающая из этой политики стратегия определяет практику их реализации и достижения поставленных целей. Угрозы социальным интересам возникают только в процессе их реализации в практическ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...