Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цивилизационные миры традиционных обществ Востока




У культуры, как и у всякого процесса, имеется две стороны — устойчивая, консервативная и развивающая, новаторская. Устойчивая сторона культуры — это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта в истории.

Понятие традиционное общество или общество традиционного типа — одно из определяющих в культурологии. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Разложение социальности традиционного типа произошло лишь в Греции, поэтому античность и рассматривается как начало европейской цивилизации. Общественное же устройство во всех других цивилизациях можно считать традиционным по своему типу. Для взаимоотношений человека и социума в обществах традиционного типа характерны следующие черты:

Во-первых, традиционализм, т. е. отсутствие исторического динамизма, неизменность социально-экономического уклада. Новаторство здесь, играет подчиненную роль, что обеспечивает жизнестойкость социума. Приверженность традиционному типу отношений гарантирует стабильность цивилизации, отсутствие тех изменений, которые могут привести к ее гибели. Жизнеустойчивость культур Востока — это следствие традиционализма. Тысячи лет, на протяжении которых существуют восточные цивилизации, позволяют судить об их устойчивости.

Во-вторых, в обществах традиционного типа человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, сословие, община и т. п.), за которой закрепляется определенный вид трудовой деятельности и профессия.

В терминах современной социологии традиционное общество можно охарактеризовать как закрытое, т. е. лишенное той степени социальной мобильности, характерной для западной культуры (античной и нового времени). В любом обществе есть социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). Если человек способен изменить то социальное положение, которое ему дано от рождения, повысив свой социальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, — можно говорить об «открытости» общества. Существуют институты, с помощью которых человек может подниматься по ступенькам социальной лестницы. Так, например, в современном обществе такими «лифтами социальной мобильности» (т. е. способами изменения статуса) являются карьера, образование, бизнес, брак. В традиционных культурах изменение социального статуса было затруднено. Исключением являлся Китай с его системой отбора чиновников. Но для большинства традиционных культур характерна именно закрытость и немобильность общества, (как, например, в Индии с ее кастовой системой).

В-третьих, мировосприятие человека в обществах традиционного типа характеризуется неотделимостью его как от окружающей природы, так и от собственной телесной природы. Данная черта этого типа личности также связана с восточным стилем мышления. В традиционном обществе отсутствует противопоставление субъекта и объекта, общественное и природное воспринимается как нечто единое, неразрывное и гармоничное. Общество характеризуется особым типом экологического сознания. Существовавшие в течение тысячелетий цивилизации не сталкивались с экологической проблемой, не нарушали хрупкого природного равновесия. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Отсюда то огромное внимание, которое в этих культурах уделяется самому человеку: его физическому состоянию, гармонизации сексуальных отношений и соверщенствованию возможностей психорегуляции. Все эти проблемы оказались гораздо более разработанными в мировоззрениях восточных цивилизаций (например, в даосизме, йоге, чань-и дзен-буддизме), нежели в европейской культуре.

В-четвертых, мировосприятие человека в традиционном обществе определяется существующим типом мировоззрения (мифология, религия). Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф. Изучение широкого круга мифов и различных мифологических систем позволило установить, что у разных народов повторяются ряды образов, тем и мотивов. На этом основании были выделены различные типы мифов: космогонические (мифы о происхождении мира), теогонические (мифы о появлении богов), антропогонические (о возникновении человека), мифы о культурном герое (персонаже, с которым связаны культурные умения и навыки) и т. д.

Сознание в традиционных культурах Востока являлось религиозно-мифологическим по своей сути. Религии были чрезвычайно разнообразны Для Востока характерно необыкновенное разнообразие верований, смена нескольких типов религии (как в Индии) или же сосуществование их (как в Китае или Японии).

Картина мира человека традиционных культур задавалась именно мифологией и религией. Мифологическая картина мироздания не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, очеловечивая его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Хотя разрешение конфликтов в мифе иллюзорно, оно гармонизирует личностное существование человека.

Обществу традиционного типа соответствует и особый способ мышления, получивший название восточного. При сравнении его с западным (европейским) способом мышления обнаруживается, по сути дела, различие в общественном и индивидуальном сознании традиционного и нетрадиционного обществ.

Для характеристики западного (европейского) и восточного (традиционного) стиля мышления можно предложить следующую схему:

 

Западный стиль мышления

 

- Активное (познавательное и преобразовательное) отношение человека к миру

 

-Доминирующее значение логического мьшления (понятие)

 

-Тенденция рациональности в искусстве

 

Восточный стиль мышления

 

-Созерцательное отношение человека к миру

 

-Доминирующе значение образного мьшления (образ, миф, притча)

 

-Образность и символичность искусства

 

Особенности западного и восточного мышления отражаются в свойственных им типах философствования.

Европейская традиция связывает подлинное рождение философии с периодом высокой классики в Древней Греции. Все же предшествовавшие ей формы «любви к мудрости» рассматриваются как еще не выделившиеся из мифологического сознания. У мыслителей Древней Греции мы находим практически все основные темы философствования. Философы Древней Греции интересуются тем кругом вопросов, который в развитой европейской философии будет назван онтологией — учением о бытии. Сократу и Платону принадлежит классическая постановка «гносеологических» вопросов о самой возможности познания человеком мира. Ведущей в гносеологии становится тема категорий — наиболее общих понятий нашего мышления. Мышление в форме понятий, логических законов и систем оказывается единственно возможным для европейского ученого. В древнегреческой философии была поставлена проблема человека: как нравственных основ его поведения, так и такого устройства общества, которое способствовало нравственному поведению.

В восточной культуре созерцательное отношение человека к миру отразилось и в типе философствования. Идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир. Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве, нераздельности исключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики в том виде, в каком она существовала в европейской философии. Но зато этическая проблематика становится главной в восточной философии и религии. Брахманизм, индуизм, чань-и дзен-буддизм, даосизм и конфуцианство — в центре всех этих направлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, правила и нормы организации социальной жизни, способы психической саморегуляции. Восточная философия так и осталась неразрывной с мифологическими и религиозными формами, что вовсе не помешало глубочайшей и интереснейшей постановке подлинно философских вопросов. Восточные цивилизации в своем познании человека достигли таких глубин, таких интуитивных прозрений, которые и сегодня представляют огромный интерес для европейской культуры (не случайно, например, неофрейдизм уделяет внимание методам психорегуляции подсознания, выработанным буддизмом).

Выделив общие для традиционных культур Востока черты, необходимо отметить и существенные различия как в путях развития, так и в образе жизни. Если Египет, Индия и Китай развивались исключительно самобытно, то Япония, напротив, многое заимствовала, причем весьма успешно.

Ко времени встречи с европейской цивилизацией Индия, Китай и Япония были преуспевающими и стабильными обществами. Восток превосходил Европу не только численностью населения, но и богатством. Современные методики подсчета дохода на душу населения показывают, что и по этому показателю Восток в конце XVIII в. обгонял Европу, тогда еще отнюдь не достигшую того уровня богатства, который затмевал бы другие страны мира.

Промышленная революция и модернизация общества позволили Западу осуществить экспансию, превратив в колонии и полуколонии государства Востока. Так называемый «культурный диалог» на протяжении всего XIX в. был агрессивным монологом Запада и терпеливым молчанием Востока.

Главное, как показывает история преобразований восточных культур, это сама возможность успешных метаморфоз, желанного сочетания достижений западной цивилизации при сохранении традиционных ценностей Востока.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...