Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свобода и ответственность с точки зрения этики.

История этики

Очевидно, что этика как морально-нравственное явление не может иметь конкретной даты зарождения. Как можно оценить, когда появились в обществе первые этические нормы? Скорее всего, вместе с появлением самого общества. Воля человека должна была ограничиваться неким ранним подобием правил, иначе агрессия по отношению к другим членам социума тех времен была бы неизбежна, а это, вполне возможно, повлекло бы за собой его уничтожение. Если кроме внешних врагов (дикие животные, враждебные племена) человек боролся бы еще и с членами своего окружения, шансы его на выживание были бы близки к нулю. Очевидно то, что уважение к старейшим членам сообщества (к примеру, племени) – яркий пример этики в действии.

Этика же, как философское течение, возникла гораздо позже. Первые обобщения, которые можно было бы отнести к этическим взглядам, встречаются у пифагорейцев. Главными принципами добра они считали гармонию, порядок и меру. Ему противопоставлялось зло, то есть отсутствие меры, и пороки – нарушение гармонии и симметрии. Гераклит и Ксенофан (не были пифагорейцами) единственной этической ценностью считали общее благо. Их взгляды противопоставляли преданность всеобщему, вклад в развитие гражданского мира личным достижениям, которые, по их мнению, имели гораздо меньшее значение. Софисты же отвергали этические принципы и ценности, рассматривая нравственность лишь как путь к достижению желательных целей.

Следующим, кто рассматривал философию этики, был Сократ. Он справедливо считал, что для того чтобы поступать нравственно, надо четко осознавать, что есть благо, и как его достичь. Для этого нужна определенная мудрость. С его точки зрения, тот, кто ею обладает, не может поступать зло, и лишь неведение является причиной плохих поступков. При этом философ четко разделял законы государства и нравственности.

Платон, как и Гераклит, и Ксенофан, основную ценность видел именно в общем благе. Однако он понимал это понятие гораздо шире: как первоисточник всех идей и смысл жизни в целом. Эти его взгляды оказали влияние на все дальнейшее развитие этики в целом.

Аристотель первым употребил термин «этика». Он ставит ее во главу угла так называемой практической философии, главным вопросом которой является «что нужно делать?». По его мнению, главная цель – это достижение счастья, которое невозможно без того, что мы сейчас называем самореализацией. Основными добродетелями он считал умеренность, благоразумие и умение придерживаться золотой середины во всем.

Христианская этика отличается от других тем, что это скорее не теоретическое философское учение, а свод практических правил, способ жизни, которого должны придерживаться последователи. Источником ее является Библия. Несмотря на некоторые конфессиональные различия, христиане, в основном, придерживаются одинаковых взглядов на базовые этические понятия. Эта религия оказала существенное влияние на формирование понятий морали и нравственности в целом, а также многих норм и правил, присущих им.

В Эпоху Возрождения этика понимается как нечто, изначально заложенное в человеке, а не требующее искусственного формирования. С точки зрения философов тех времен, в человеке присутствуют добрые начала, которые, при условии гармоничного развития и душевного здравия, не могут привести к отсутствию у него нравственных норм. По их мнению, стремления человека всегда изначально чисты. Моральные нормы признаются естественными, отделенными от «соображений разума». Одним из доказательств своей правоты они называют наличие у человека совести «как внутреннего беспристрастного зрителя», оценивающего наши поступки.

Кант также воспринимал этику как нечто изначально заложенное, однако не в каждом человеке. С его точки зрения, нравственная ценность человека не зависит от того, где он рождается, в каких условиях происходит формирование его личности и разума. С точки зрения Канта, человек невежественный, неблагородного происхождения может быть во сто крат добрее, чем имеющий самую благородную кровь и лучшее образование. Главным условием подчинения нравственным нормам он называет добрую волю, желание личности.

Ницшеанство смотрит на этику с эгоистической точки зрения. Этичным может быть лишь то, что хорошо для самого человека. Подчинение любым нормам, любому внешнему давлению не должно существовать. Такие взгляды находятся в полном противоречии с христианской моралью. При этом благополучие не есть постоянное состояние человека, а мгновенное чувство страдания, если оно должно привести к достижению высших идеалов, не должно учитываться.

Как видно, взгляды на этику и ее ценности постоянно менялись, и процесс этот продолжается, как и развитие философии в целом. Каждая эпоха пытается выяснить для себя, что есть добро и зло, что является высшей ценностью: жизнь отдельного индивидуума или общее благо, и кому следует доверять решение столь важных вопросов. Однако золотое правило этики: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступили с тобой» актуально во все времена ее развития.

Проблемы этики

Для существования любого философского течения принципиально важным является наличие круга проблем: вопросов, на которые оно пытается найти ответ. Этика – не исключение. Она имеет несколько основных проблем, и попытки решения каждой из них влияют на ее развитие. Первой следует назвать проблему критериев добра и зла. Необходимо дать им определение, а также назвать ряд признаков, по которым то или иное явление можно будет отнести к ним. Изначально добро противопоставлялось понятию «худа», и определялось в общем смысле как результат действия блага. Позднее стало антонимом к слову зло, означая, в первую очередь, намерение, стремление к совершению полезного деяния или просто хорошего поступка. Если спросить у среднестатистического человека, что есть добро, можно услышать, что оно ассоциируется со счастьем и радостью, а то и со всем, что получает, по его мнению, положительную оценку. Помог ближнему – совершил добро. И не важно, перевел ты бабушку через дорогу или пожертвовал крупную сумму денег на благое дело.

Что касается зла, оно, как несложно догадаться, противопоставляется понятию добра. К нему относят то, что порицается людьми, что доставляет им страдание, ущерб и другие отрицательные последствия. Что характерно, в понятии зла почти никогда не учитывается воля человека, которому его пытаются причинить. То есть, даже если он добровольно соглашается на причинение себе ущерба (по глупости, незнанию и т.п.), зло не перестает быть злом. Определение его критериев не составляет поэтому особой сложности. При этом вред, причиненный неумышленно (например, в результате несчастного случая), как правило, злом не считается. Кстати, злом является именно намерение причинить вред, а не сами повреждения. К примеру, хирург в процессе операции наносит физический вред телу пациента, но, конечно, это не может считаться злом.

Следующей проблемой этики являются поиски смысла жизни и предназначения человека. Человечество занимается ею едва ли не с самого своего появления, причем различные религии, философские течения и отдельные мыслители дают свои варианты ответа на этот вопрос. Однако на сегодняшний день единого, принятого безоговорочно всем человечеством варианта ответа нет. Причем, понятие смысла жизни – довольно широкое, в него входит как определение главных жизненных ценностей, так и поиски цели жизни. Следует отметить, что существование человека, который не находит лично для себя ответы на эти вопросы, сильно осложняется. Люди, живущие бесцельной жизнью, могут поддаваться слабостям, перед которыми устоят другие, поскольку не видят необходимости не потакать своим сиюминутным прихотям. При этом необходимо отметить, что взгляд на жизненные ценности и цели тесно взаимосвязан с социальным положением человека и его насущными, каждодневными проблемами.

Говоря о смысле жизни, стоит отметить так называемый прагматический взгляд на него. Его основоположником (как и одним из ведущих прагматиков в целом) считают Уильяма Джеймса. Этот взгляд основывается на том мнении, что поиски абстрактного смысла жизни абсолютно бессмысленны, поскольку он индивидуален для каждого, причем выбирается им лично и достаточно осознанно. Другими словами, смысл жизни – это то, что ценишь в ней лично ты.

Следующей проблемой этики является справедливость. Это очень широкое понятие, имеющее массу трактовок. В основе его лежит принцип весов: действие должно быть равно результату (вознаграждению или порицанию). То есть, права должны компенсироваться обязанностями, труд – вознаграждением, а преступление должно в глазах общества соответствовать наказанию. Таким образом, становится понятно, что справедливость – это не абстрактная философская категория, а вполне конкретно желание (или требование) социума, которое должно быть учтено при формировании практически любых норм взаимоотношений. Для принятия справедливого решения всегда нужно выслушать все стороны, причем желательно, чтобы судей было не меньше трех. Как именно следует поступить, решается в каждой конкретной ситуации, в идеале, незаинтересованными лицами. Часто при разделении какого-либо блага применяется принцип яблока: один делит, другой выбирает свою половину.

Последним из основных вопросов этики является долг. Долг в философии – это добровольно принятое моральное обязательство перед другим человеком, группой людей или Богом. Взгляды на то, к чему он обязывает, зависят от нравственных законов, которым подчиняется человек. Согласно некоторым учениям, несмотря на примесь принудительного в понятии долга, именно его выполнение способно сделать человека счастливым и удовлетворенным собой.

Проблемы этики – это проблемы всего человечества. Это вопросы, на которые оно пытается найти ответы все время своего существования, поэтому они остаются актуальными. Причем, ответы, которые находит лично для себя каждый индивидуум, серьезно влияют на его взаимоотношения с окружающими и осознание собственной роли в жизни окружающего мира. А трудности на пути к их определению лишь добавляют им ценности, когда они однажды наконец определены.

Цели и задачи этики

Любое философское течение должно иметь не только проблематику, но и цели с задачами, которые обосновывают его существование. Основную цель этики определить несложно: она должна регулировать поведение человека, взаимоотношения его с другими индивидами. Должна помочь человеку решить, как следует поступить в сложной с моральной точки зрения ситуации. Еще одна цель – чтобы этические правила, которыми руководствуется человек, подсказывали его совести, что он поступил неверно.

Трудности в определении, что есть зло и добро в некоторых ситуациях, конечно, усложняют выполнение этикой своих целей. Никакими правилами не может быть учтено огромное количество нюансов, которые могут в корне изменить взгляд на ситуацию. К примеру, абсолютно неэтично вмешиваться в отношения супругов, особенно в тот момент, когда они их выясняют. В то же время, если мужчина обижает женщину, долг другого настоящего мужчины – защитить. На каком этапе еще следует руководствоваться первым правилом, а на каком – уже однозначно вступаться за слабую женщину, точно определить нельзя.

Поскольку этика – это философское учение, которое тесно связано с реальной жизнью каждого члена общества, ее цели одинаково важны для каждого человека. Найти золотую середину между тем, как хочется поступить, и тем, как подсказывает совесть, не всегда просто. Для этого нужны аргументы, почему в данной ситуации следует сделать именно так, а не иначе. Какие этические правила принимать для себя и считать значимыми, каждый человек определяет самостоятельно. При этом список этических норм не статичен, с развитием общества он подвергается изменениям. К примеру, еще пятьдесят лет назад никто даже не сомневался в том, что женщине следует уступить место в транспорте (или открыть двери перед ней). После того, как феминистическое движение набрало достаточную популярность, такой поступок может вызвать у девушки реакцию, обратную ожидаемой. Какой вариант (уступить или нет) человек будет считать более этичным, зависит от полученного им воспитания.

Что касается задач этики, они тесно взаимосвязаны с понятием морали. Во-первых, что есть мораль, а также все вопросы, связанные с ее происхождением. И, во-вторых, какую роль она играет в жизни человека, для чего нужна и нужна ли вообще отдельно взятому индивидууму.

В широком смысле под моралью подразумевается регулятор взаимодействия человека и общества, потому она так тесно связана с этикой. Именно она проводит границы между понятиями «хорошо» и «плохо», «справедливо» и «не справедливо», «жестоко» и «милосердно». Но мораль - это все же гораздо более общее, теоретическое понятие. Сама по себе, без этики с ее тонкостями объяснений и характеристик каждого практического поступка, она не может быть руководством к действию. Например, мораль подсказывает нам, что лгать – нехорошо. Однако несомненно то, что ситуаций, в которых ложь не только оправданна, но и является благом, немало. К примеру, человеку с больным сердцем лучше солгать о каком-то происшествии, случившемся с его близкими, особенно если его последствия обратимы. Допустимо даже солгать на прямой вопрос, поскольку честный ответ может привести к негативному результату.

Формирование морали проводится под действием воспитания. Чаще всего это происходит в раннем детстве, а после не поддается серьезным изменениям. Однако сильные эмоциональные переживания (например, сочувствие) могут скорректировать нравственные ценности даже сформировавшейся личности. Тем не менее, самоанализу и сознательному изменению они практически не поддаются.

Оригинальный взгляд на моральные принципы человека высказывают некоторые мыслители. По их мнению, они возникли исключительно из эгоистических побуждений. Дескать, человек, руководствуясь ими, рассчитывает, что они будут применены и по отношению к нему. Однако отсутствие идеальности нашего общества подсказывает, что эта теория не имеет под собой оснований. Если бы единственной причиной появления морали был бы расчет на «взаимность», человек давно понял бы, что эта система себя не оправдывает, и проявление хорошего отношения к кому-то совсем не означает того же от него. На этом бы стремления к морали и нравственности довольно быстро себя исчерпали. Но мы видим, что этого не происходит.

Таким образом, желание видеть к себе хорошее отношение нельзя назвать единственной причиной, для чего отдельно взятому человеку нужна мораль. Для некоторых людей она является частью религиозных воззрений. Кто-то стремится заработать с ее помощью хорошее отношение окружающих к себе (да и самоуважение). А кто-то ценит моральные принципы просто потому, что иначе жить не научен.

Мы видим, что цели и задачи этики очень интересны в своем сочетании теоретической и практической составляющей. Этика стремится не только разработать линию поведения, доказав, что именно она является наиболее правильной и здоровой для общества, но и помочь каждому конкретному человеку претворить ее в жизнь. И в каждом конкретном обществе ее успехи на данном поприще оцениваются отдельно.

Разделы этики

Как и многие другие философские учения, этика имеет несколько разделов. Каждый из них охватывает какую-то область человеческих отношений. К примеру, профессиональная этика определяет, каким должно быть поведение человека на работе, схему построения профессиональных отношений с клиентами, коллегами и всеми остальными. Для каждой специализации она достаточно четко регламентирует, что позволительно, а что - совершенно недопустимо. Она состоит из долга, ответственности и солидарности. Разъясним на примере врача. Его профессиональный долг состоит в том, чтобы не отказать в помощи человеку, который в ней нуждается. Ответственность врача включает в себя жизнь и здоровье пациента, который ему доверился. И, наконец, врачебная солидарность заключается в том, чтобы не критиковать другого специалиста, даже если лечение, назначенное им, кажется врачу не соответствующим заболеванию пациента.

Политическая этика – это раздел, который регулирует устройство общества в социальном плане. К нему относятся права и обязанности политической элиты и граждан страны по отношению друг к другу, а также основополагающие права и свободы человека в государстве. Кроме того, она регламентирует социальное равенство граждан внутри страны. Проблемами политической этики занимались еще древнегреческие философы, в частности Платон и Аристотель. На сегодняшний день ее главными вопросами остаются равенство и справедливость: в какой мере их необходимо внедрять, и насколько они вообще достижимы в практической реализации, когда речь идет о политике.

Юридическая этика очень тесно связана с профессиональной, поскольку также регулирует отношения специалистов между собой и с клиентами. Однако специфика правовой деятельности позволяет рассматривать ее как отдельный раздел. Она регулирует, насколько этичной является та или иная трактовка одного и того же закона, ее влияние на жизнь людей (материальные или моральные ценности, которые она обеспечивает). Ее важность подтверждает тот факт, что в юридических ВУЗах она выделена в отдельную дисциплину. Существуют (и периодически переиздаются) даже целые кодексы юридической этики. Необходимость в ней возникает в силу того, что никакое количество законов, принятых в стране, не могут предугадать развитие абсолютно любой ситуации, благодаря чему под одно и то же развитие событий могут быть подведены разные статьи уголовного (или любого другого) кодекса.

Экологическая этика была выделена в отдельный раздел относительно недавно. Она появилась на стыке этики и экологии, как инструмент, способный регулировать отношение человека к природе. Главная задача экологической этики – разработка нравственных принципов, на основании которых индивид может взаимодействовать с окружающим миром. Необходимость в составлении норм этого раздела этики вытекает из ответственности человека за все совершаемые по отношению к природе действия. Если своими действиями он наносит вред остальной жизни на Земле, его поведение совершенно неэтично. По мнению тех, кто вплотную занимается экологической этикой, человек может быть счастлив, лишь находясь в гармонии с природой, а также постоянно самосовершенствуясь.

Агафология – раздел этики, главным предметом которого является высшее благо. Только стремление к его достижению может сделать человека счастливым, причем счастье – это высшая добродетель. Осознать эту истину могли лишь те, кто обладал «жизненною мудростью». Приверженцем этой теории был Сократ.

С развитием технологий появляются и новые разделы. Так, в середине семидесятых годов прошлого века возникла компьютерная (или информационная) этика. Суть ее заключается в том, что информационные технологии нельзя использовать во вред отдельным личностям или всему человечеству. Приблизительный набор норм, входящих в большинство кодексов компьютерной этики, состоит, в основном, из запретов. Так, настоятельно не рекомендуется заниматься пиратством (распространением файлов, на которые раздающий не имеет авторских прав), а также пользоваться его плодами; использовать информационные технологии для распространения заведомой лжи или клеветы; создавать помехи в работе остальным посетителям сети и вообще вредить другим с помощью компьютера. Кроме того, рекомендуется предусмотрительно обдумывать, с какими целями могут применяться написанные вами программы. Соблюдение всех этих правил повышает комфортность условий работы и отдыха за компьютером. Существует еще много ответвлений от каждого раздела этики (так, в профессиональной этике выделяют, к примеру, этику деловых отношений). Кроме того, с развитием общества возникает необходимость в выделении различных ее подвидов. Ясно одно: любой из них направлен, в первую очередь, на создание максимально комфортных условий для проживания и сосуществования людей на нашей планете. Поэтому важность каждого не вызывает сомнений. Все разделы этики постоянно совершенствуются, для них выводятся новые принципы и правила, которые не остаются лишь в виде теоретических измышлений, а сразу находят практическое применение в жизни людей.

Концепции этики

В процессе развития этики как философского течения возникали различные концепции, каждая из которых имеет свой взгляд на принципиальные для нее моменты. К примеру, основная идея автономной этики состоит в том, что нравственность каждого члена общества не зависит от социальных, культурных или религиозных предпосылок, а существует сама по себе. Согласно ей, существует особое «моральное чувство», которое и влияет на поступки человека, а также обеспечивает проявление у него совестливости. Причем, чувство это изначально заложено в человеке, а не появляется в результате воздействия воспитания или среды. Автономная этика предполагает, что индивид должен в первую очередь руководствоваться заложенным в нем стремлением к морали и нравственности, а не желанием достичь успеха или стать счастливым.

Гетерономная этика традиционно противопоставляется автономной. Суть ее, как несложно догадаться, заключается в том, что мораль каждого человека практически не зависит от его воли и формируется исключительно под влиянием воспитания и жизненных обстоятельств. Определенную роль играют правовые нормы, а также требования подчинения определенным правилам и авторитетам, которые сопровождают человека в течение всей жизни.

Эвдемонизм, как этическая концепция, подразумевает, что причиной нравственности человека является его стремление стать счастливым. Причем, данной концепцией оно признается как самое сильное из тех, что есть в человеке. Понятие счастья тесно переплетается с удовольствием, но не низменным физическим, а высшим, утонченно-духовным. По мнению приверженцев этой концепции, именно к его испытанию следует стремиться человеку. К понятию эвдемонизма очень близко учение буддистов, главная цель которых – достижение нирваны и избавление таким путем от страданий. Критики данной концепции настаивают на том, что к совершению нравственных поступков человека может подтолкнуть только выполнение морального долга, а не стремление к счастью.

Концепция гедонизма имеет нечто общее с эвдемонизмом. Их объединяет, в частности, стремление к удовольствиям. Однако гедонизм наивысшим удовольствием считает именно физическое, а не труднодостижимое духовное наслаждение. Причем, тяга к удовольствиям тесно связана с желанием избежать страдания. Согласно этой концепции, и наслаждение, и боль есть движение души, однако первое – нежное, постепенное, тогда как второе – грубое и порывистое. Разделяют гедонический эгоизм – стремление исключительно к услаждению самого себя, и утилитарный гедонизм – желание всем сделать хорошо. Данная концепция находит массу отражений в различных видах искусства.

Следующая существующая концепция - моральный абсолютизм – признает существование лишь одного возможного взгляда на нравственные нормы и принципы. Не может быть никаких оттеночных значений, а каждая ситуация, вне зависимости от контекста, должна оцениваться лишь с помощью абсолютных стандартов, которые применимы ко всем вопросам морали. Человек, который придерживает такой точки зрения, рассматривает, к примеру, войну, как исключительно негативное событие, вне зависимости от того, какие причины привели к ее началу, и какие результаты были достигнуты в процессе. Ложь – это всегда плохо, и ничто не способно ее оправдать. Моральный абсолютист не приемлет никаких смягчающих обстоятельств и объяснений в нравственной оценке действия или события.

Концепция морального релятивизма противопоставляется абсолютизму. Согласно ему, оценка ситуации может варьироваться в зависимости от контекста – культурного, исторического, личного. Принципиальных и нерушимых моральных норм вообще не существует, а правильность каждого нравственного утверждения должна согласовываться с ситуацией, относительно которой оно используется. Некоторые философы выступают с резкой критикой данной концепции, поскольку видят в ней внедрение вседозволенности при отсутствии твердых моральных принципов, а также оценки добра и зла.

Концепция формализма в этике заключается в том, что на основе одного утверждения, которое не может быть подвергнуто сомнению, можно сделать выводы обо всех остальных моральных принципах и ценностях. Приверженцы этой концепции должны вести себя так, чтобы их жизнь могла стать примером для всех остальных, чтобы из их поведения люди могли сделать для себя все необходимые выводы относительно нравственных норм.

Как видно, все существующие концепции этики делают попытки обозначить главные моральные ценности, а также пути их достижения. Каждая из них развивалась под влиянием ведущих философов и мыслителей, и каждая имеет право на существование. Определить единственно верную концепцию, которую признает таковой все человечество, не представляется возможным, поскольку аргументы всех являются достаточно весомыми. Некоторые из них вступают в явное противоречие друг с другом, а некоторые вполне способны сосуществовать. Какой (или каких) из них придерживаться, индивид принимает решение самостоятельно, согласовывая с ним свое дальнейшее поведение – в этом заключается практическое значение этических концепций.

Свобода и ответственность с точки зрения этики.

Каждому человеку от рождения даются определенные права и свободы. С течением времени он взрослеет, происходит становление его личности, и, соответственно, увеличивается количество свобод. В большинстве стран к совершеннолетию он приобретает все возможные для него личные, социально-экономические и политические права. Однако с этого момента, с точки зрения закона и этических норм, он несет полную ответственность за свои действия. Свободы неизменно шагают рядом с ответственностью – таков закон любого цивилизованного общества. Из личных свобод, присущих каждому человеку, особо следует выделить свободу совести (нравственную свободу) и свободу вероисповедания.

Нравственная свобода – это возможность выбирать, как будет верно с моральной точки зрения поступить в каждой конкретной ситуации. Здравая моральная оценка собственных действий просто необходима для принятия решений. Чтобы иметь возможность ее дать, нужно обладать правильными нравственными принципами, четко понимать, хорошим или плохим является поступок. Такой вывод может сделать только достаточно зрелая личность, хорошо усвоившая этические ценности. На умение оценивать собственные поступки, как и на формирование личности в целом, примерно в равной степени влияют четыре основных фактора: генетика, среда, воспитание и самовоспитание. Генетика создает врожденную личную предрасположенность к определенной линии поведения, неосознанную тягу к ней. Чаще всего она играет свою роль, когда речь идет о заболеваниях, негативно оцениваемых обществом с этической точки зрения. В таком случае у человека, не обладающего сильной волей, ее влияние может перевесить важность других факторов вместе взятых. А уж если на ее стороне находится воспитание или среда, шансов избавиться от навязываемой линии поведения у человека довольно мало. Так зачастую становятся алкоголиками дети в семьях, где родители страдали алкоголизмом. Однако случается и обратная ситуация, когда, в результате сознательного самовоспитания, человек приобретает здравую моральную оценку своих действий и избавляется от любой предрасположенности к вредным привычкам.

Умение предвидеть последствия своих поступков напрямую связано с осознанием необходимости нести за них ответственность. Понимание того, что поступать надо не так, как хочется, а так, как будет правильно с нравственной точки зрения, к человеку приходит не сразу. Обычно такой вывод делается после серии совершенных ошибок. К тому же, эмоционально зрелая личность спокойно принимает неизбежность наступления ответственности за свои поступки, и не пытается ее избежать. Более того, именно на основании умения предвидеть последствия своих поступков, она выстраивает всю линию поведения. Наличие этого качества еще более важно, если человек занимает высокую должность, и от его действий и решений зависит жизнь, здоровье, материальное или иное благополучие остальных людей. Это в разы увеличивает возложенную на него ответственность.

На основании моральной оценки своих действий и умения предвидеть их результаты, человек осуществляет контроль над своими желаниями и действиями. Осознанное принятие решений с оглядкой на последствия и уровень нравственности своего поступка со временем сменяется бессознательным, автоматическим учетом и того, и другого, в результате чего человек принимает лучшее из возможных решений, практически не прикладывая к этому умственных усилий. Такое поведение говорит о высоком уровне этического развития личности.

Основное условие, при котором можно говорить о нравственном уровне человека при совершении хорошего поступка – это отсутствие давления на него. Решение должно быть принято без стороннего влияния и абсолютно осознанно. Если на решении индивида сказывается чувство страха, мнения остальных людей или другие рычаги воздействия, заслуга (и ответственность) за него не может лежать только на нем. Подобные ситуации часто возникают тогда, когда от человека многое зависит.

Что касается свободы вероисповедания, то она тоже накладывает на человека определенную ответственность. Права и обязанности, которые дает ему выбранная им религия, должны соответствовать не только законам государства, в котором он проживает, но и его личным этическим нормам. Как правило, этот вопрос не актуален, если он с детства воспитывался в той среде, где все, что связано с данной религией, абсолютно естественно воспринимается как единственно верный вариант. Если же она была выбрана в сознательном возрасте, ценности, которые он уже получил к тому моменту, могут вступить в конфликт с пропагандируемыми ею взглядами. В таком случае произойдет либо переоценка ценностей, либо отказ от новоприобретенных взглядов. Результат может быть разным в каждой конкретной ситуации и зависит от того, насколько велик разрыв между собственными этическими нормами человека и теми, что пытается ввести для него выбранная религия, а также от того, какие личные жизненные обстоятельства привели его к ней. В любом случае, следует учитывать, что ответственность за его действия по-прежнему возлежит на нем в полной мере.

Этические правила общения

Общение как вид деятельности играет в жизни человека самую главную роль. Это и способ налаживать любые связи, отношения, и возможность передать свои мысли, и настоятельная психологическая потребность. Люди, которые считают себя необщительными, на самом деле просто более избирательно подходят к выбору собеседников, сознательно ограничивая круг людей, с которыми они проводят время. Для того чтобы общение было результативным и не оставляло после себя неприятного послевкусия, оно должно быть этичным.

Правила такого общения, прежде всего, включают в себя вежливость. Собеседники не должны повышать голос друг на друга или грубить. Это приведет не только к испорченным отношениям, но и переведет разговор из конструктивного диалога в деструктивный монолог. Если же один из участников разговора позволил себе перейти на личности и грубости, следует сказать ему, что разговор в таком тоне вестись не может, и прекратить его, по крайней мере, до тех пор, пока он не сумеет взять в себя в руки. Как правило, вежливый и твердый тон в ответ на повышение голоса быстро отрезвляет человека, после чего вполне возможно возвращение диалога в прежнюю колею.

Еще один вариант, который может свести разговор на нет – это завуалированные оскорбления. Они, как правило, произносятся в спокойном тоне и не являются явными грубостями, однако в контексте ситуации достигают своей цели и унижают собеседника. В присутствии посторонних, вне зависимости от того, посвящены ли они в тему и участвуют ли в разговоре, участник разговора, в сторону которого были направлены оскорбления, чувствует себя еще более униженным. Если грубость и повышение голоса можно списать на неконтролируемую вспышку ярости, то завуалированные оскорбления – это тщательно взвешенные выражения. Поэтому, услышав их, лучше всего закончить диалог в спокойном тоне. Если собеседники были наедине, нет необходимости в каких-либо объяснениях. Если же при разговоре кто-то присутствовал, при желании, можно кратко пояснить, почему он не может продолжаться.

Вообще, высказывать несогласие с собеседником можно только в корректной форме и лишь по сути диалога, без переходов на личности. Это гарантирует наиболее результативный разговор, который оставит после себя приятное впечатление. Если собеседник приводит аргументы, следует оспаривать их по сути. В итоге, если даже участники диалога не придут к общему решению, у них останется приятное впечатление друг о друге, которое, благодаря соблюдению этических норм, позволит им в будущем свободно продолжать общение.

Если мысль, высказанная в ходе разговора, была понята собеседником и не вызвала дополнительных вопросов, не стоит повторять ее несколько раз. Это раздражает других участников разговора, создавая впечатление, что говорящий оценивает свои умственные способности выше, чем остальных. К тому же, это создает впечатление о нем, как о нудном человеке, который, не имея, что сказать нового по сути, повторяет несколько раз одно и то же. Возможно, в лицо он не услышит в свой адрес ничего, но, практикуя такой ход постоянно, в целом сформирует о себе не самое лучшее впечатление. А это вполне может привести к отсутствию у остальных желания общаться с ним без крайней необходимости.

Очень важно для ведения разговора уметь вовремя признать свою неправоту. При условии, что человек вызывает к себе уважение, это не только не унижает, а наоборот, возвышает его в глазах собеседника. Для того чтобы признать, что в обсуждаемой ситуации истина оказалась на стороне оппонента, нужно определенное мужество, наличие которого однозначно вызывает к себе хорошее отношение. Прибавив к этому отсутствие желания упорствовать в своей неправоте, собеседник, как правило, начинает еще сильнее его уважать. Ну, а отсутствие компетенции в данном конкретном вопросе на фоне отличного впечатления уже не играет особой роли. Все это актуально, разумеется, только в том случае, если ситуация не повторяется часто.

Если речь идет о разговоре по телефону или деловой беседе через интернет, полным отсутствием этичности будет заставлять собеседника долго ожидать. Все срочные дела, которые могут переключить внимание на себя, желательно заканчивать до начала разговора, чтобы спокойно вести беседу, не заставляя собеседника постоянно чувствовать, что он отвлекает от важных дел. Иначе разговор может закончиться тем, что собеседник либо прямо выразит свое неудовольствие, либо скажет, что у него много дел, и желательно перенести разговор на более удобное для обоих время. Которое, кстати, может так и не наступить.

Трудности в общении рано или поздно возникают у всех людей. Однако соблюдение простых этических норм может помочь свести их к минимуму, свободно находя общий язык с семьей, родными, сотрудниками, друзьями и просто людьми вокруг. Лишь так возможно по-настоящему наслаждаться обществом окружающих, ведя длительные беседы о высоких материях в дружеской компании или перекинувшись парой слов о погоде со случайным знакомым.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...